Смотрите, кто ушел. Почему иностранные компании бегут из Украины

Инвесторы, покидающие Украину, говорят, что в первую очередь их волнуют не политические, а экономические и регуляторные проблемы

Related video

Председатель правления Praktiker Group Армин Бургер называет бизнес-проект в Украине "наше украинское приключение". И это приключение он надеется завершить как можно скорее: компания Praktiker Group (сеть строительных гипермаркетов) намерена до конца года свернуть местный бизнес. Будут закрыты или проданы четыре крупных магазина — в Киеве, Николаеве, Львове и Макеевке.

Менеджмент одного из крупнейших мировых ретейлеров, выручка которого в 2012 году составила около 3 млрд евро, не рассматривает украинский рынок как приоритетный и выгодный. Хотя в 2007 году топ-менеджеры Praktiker Group рассуждали иначе. Тогда компания намерена была открыть более 20 гипермаркетов в разных регионах страны. "Мировой финансовый кризис скорректировал эти планы", — констатирует руководитель пресс-службы Praktiker Group в Германии Гаральд Гюнтер. Четыре магазина, которые успел открыть ретейлер, не обеспечили приемлемых показателей. "Этого слишком мало для прибыльного бизнеса в такой большой стране", — говорит Гюнтер. Для сравнения: у лидера отечественного рынка, компании "Эпицентр", 60 магазинов. В 2011 году убытки "Практикер Украина" составили 53,1 млн грн., в первом полугодии 2012-го — 18,4 млн грн. С такими показателями украинское подразделение вряд ли могло оказаться среди фаворитов материнской компании. Наряду с убыточными магазинами в Турции и Албании было решено свернуть бизнес и в Украине.

Финская сеть магазинов одежды Finn Flare насчитывает более 300 магазинов в России, Казахстане и Украине. На украинском рынке компания в ближайшее время закроет свои магазины, оставив лишь франчайзинговые точки. Президент Finn Flare Ксения Рясова не скрывает: работать в Украине сложно и бессмысленно. Среди локальных рисков — налоговые проверки, общая экономическая неразбериха, высокие арендные ставки и низкая покупательная способность населения. "Франчайзинг предполагает, что все риски на стороне парт-
нера. Тот, кто там живет, у него нет выбора, ему надо вести там бизнес. У нас такой выбор есть — не вести бизнес", — объясняет Ксения Рясова.

Инвесторы, покидающие Украину, говорят, что в первую очередь их волнуют не политические, а экономические и регуляторные проблемы. На первый взгляд, ничего катастрофического в стране не происходит. Более того, в январе – мае 2013 года, по сравнению с аналогичным периодом 2012-го, оборот розничной торговли вырос на 11,6%, составив 324,031 млрд грн. Но на самом деле этот рост отражает прежде всего увеличение цен, а не физические объемы продаж.
При этом арендные ставки в украинских городах сопоставимы с европейскими. Данный факт отпугивает международных игроков, в частности представителей компании Hard Rock International (HRI), которая ведет переговоры с местными рестораторами об открытии культового кафе в Киеве. По словам директора департамента торговой недвижимости Colliers в Украине Натальи Кравец, менеджмент HRI получал предложения от потенциальных партнеров в Австрии, Польше, Хорватии, Венгрии, и сравнение условий ведения бизнеса не в пользу Украины. "Везде ставки аренды оказались ниже, чем в Киеве", — рассказывает она. По данным агентства недвижимости Real Druzi, средняя заявленная стоимость аренды объектов коммерческой недвижимости в Киеве в мае 2013 года составила $17,6 за кв. м. Это на 4,6% больше, чем в апреле.

Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко прогнозирует: приток прямых иностранных инвестиций в страну по итогам 2013 года составит не более $4 млрд. Это на треть меньше, чем годом ранее. В 2012 году в экономику Украины было вложено $6,013 млрд
прямых иностранных инвестиций — на 7,2% меньше показателя 2011 года. По его словам, основные проблемы украинского инвестклимата остаются неизменными уже много лет: коррупция, слабая судебная система и административные барьеры.

Европейская бизнес-ассоциация определила индекс инвестиционной привлекательности в Украине за І квартал 2013 года на уровне 2,12 — это минимальное значение за последние пять лет. Такой низкий показатель, считают в ЕБА, связан с чрезмерной налоговой нагрузкой и бюрократическим давлением. В рейтинге Всемирного банка Doing Business Украина занимает 137-ю строчку по удобству ведения бизнеса. И вряд ли в ближайшее время ситуация улучшится.

Большая восьмерка
Иностранные компании, свернувшие деятельность в Украине за последние три года

"Евросеть"
К концу 2011 года российский ретейлер по продаже мобильных телефонов закрыл все свои магазины в украинских городах. На нашем рынке компания проработала неполных семь лет. На пике развития у ретейлера было почти 400 торговых точек, на момент закрытия — 170. Начиная с 2008 года украинская "Евросеть" начала сокращать неприбыльные салоны, новые точки не открывались. Представители компании воздержались от официальных заявлений о причинах ухода. В неофициальных беседах менеджеры отмечали низкую рентабельность украинского бизнеса.

"Мечел"
Российская группа "Мечел" — одна из крупнейших горнодобывающих и металлургических компаний — в марте текущего года решила ликвидировать представительство в Украине. Основной украинский актив компании — Донецкий электрометаллургический завод, купленный в 2011 году, уже полгода как выставлен на продажу. Причина сворачивания бизнеса — высокая долговая нагрузка, которую корпорация пытается снизить, продавая активы в разных странах, в частности, в Украине, Румынии и Болгарии.

"Ренессанс Капитал"
Российская инвесткомпания "Ренессанс Капитал" открыла офис в Украине в 2004 году. 1 января 2013 года он прекратил свое существование. После кризиса компания сильно сдала свои позиции на отечественном рынке, ее лицензия торговца ценными бумагами и хранителя была ликвидирована. В Украине "Ренессанс Капитал" по-прежнему владеет крупным холдингом "Украинские аграрные инвестиции", который выставлен на продажу.

Seppala
Под этим брендом в Украине работали магазины скандинавского концерна Stockmann. Первый из них открылся в 2008 году, второй — годом позже, а спустя еще три года компания решила свернуть украинский бизнес. Официальной причиной ухода ретейлера стало сложное состояние экономики и низкая покупательная способность населения. Приоритетными для развития менеджмент Stockmann Group называет рынки Финляндии и России.

Finn Flare
Fashion-ретейлер из Финляндии Finn Flare успел открыть два собственных магазина в Украине прежде чем убедился: местный инвестклимат компании не подходит. Официально о прекращении развития на украинском рынке было объявлено весной 2013 года. Топ-менеджмент компании нарекал на высокие аренд­ные ставки, небольшие объемы продаж, а также коррупцию и череду проверок фискальными органами.

Peacocks
Магазины демократичной британской одежды Peacocks исчезли в Украине в 2012 году. Причиной закрытия девяти магазинов стали внешние факторы — менеджмент материнской компании принял решение сосредоточить развитие на более маржинальном рынке Великобритании.

IKEA
Шведский мебельный гигант пять лет прилагал героические усилия, чтобы закрепиться на украинском рынке. В 2005 году основатель компании Ингвар Кампрад презентовал украинским чиновникам масштабный инвестплан, который предполагал строительство крупнейшего в Восточной Европе торгового центра "Мега". Однако из-за сложностей с выделением земельного участка и коррупции при выдаче разрешительных документов эти планы так и не были реализованы.
В 2010 году IKEA продала все украинские активы — два деревоперерабатывающих завода и мебельную фабрику. Официальная причина — неблагоприятные условия для ведения бизнеса.

"Вестер"
Российский ретейлер "Вестер" планировал открыть в Украине 50 гипермаркетов и два десятка супермаркетов. Компания успела начать экспансию в западном регионе страны, а также в Крыму. Но реализации этих планов помешал кризис. "Вестер" начал сворачивать украинский бизнес — магазины были закрыты, а затем переданы другим операторам розничной торговли.

Виктория Липка, Фокус