Ехали курьеры на велосипеде. Как украинцы сделали бизнес на велодоставке товаров

Пробки в мегаполисах и мода на экологичность делают все более популярными службы курьерской велодоставки

Related video

Программист Андрей Васильченко увлекается велоспортом и урбанистической культурой. Три года назад он решил сменить работу в офисе на занятие, которое обожает, — езду на велосипеде. В Европе и США велолюбители давно совмещают хобби с заработком, занимаясь велодоставкой. В Украине такие курьерские службы в новинку, между тем по количеству пробок Киев уверенно догоняет крупные мировые мегаполисы. "У нас курьеры — люди угрюмые, потому что для них эта работа — вынужденная необходимость, — рассуждает 25-летний киевлянин. — Но если человеку нравится езда на велосипеде, ему не в тягость подработать курьером в свободное время, он приветлив с клиентами".

Андрея не смущает тот факт, что, отучившись пять лет в вузе, он стал работать велокурьером: "Я всегда знал, что работа в офисе со строгим графиком, в костюме, не для меня". Но родственники не разделяли его энтузиазма, настаивая на более солидной работе. И Андрей нашел компромисс, организовав службу велодоставки. Этой идеей он поделился с другом Романом Сиволапом, тоже велолюбителем, и получил своего первого курьера. "Ради этой работы я переехал в Киев из Кривого Рога, — рассказывает Роман. — Мне поначалу все нравилось, я и сейчас не думаю менять работу". Роман придумал название для сервиса — UUA (Urban Underground Athletes), создал сайт и начал искать заказчиков.

Сегодня UUA Cycle Delivery предпочитает работать с постоянными клиентами, доставляя одежду, аксессуары, канцтовары и документы. Владелец сервиса отказался от рекламы, полагая, что новые заказы ему обеспечит сарафанное радио. Рентабельность этого бизнеса он оценивает в 20%.

Бюджетный старт
Организовывать велодоставку имеет смысл только в большом городе. Ведь основное преимущество сервиса — оперативность: велосипедам не страшны пробки. Средняя скорость езды на этом транспорте по городу — 15 км/ч. Кроме того, можно сэкономить на страховке и бензине.

Служба UUA открылась весной 2010 года. Поскольку Андрей и Роман — заядлые велолюбители, все необходимое для работы у них уже было. Но сервис велодоставки и не требует больших стартовых вложений. Покупка велосипеда обойдется в $1500–2000, курьеру также понадобится велорюкзак и термобокс на багажник для перевозки еды. Андрей и Роман используют трековые велосипеды без передач и тормозов. Зимой двухколесный транспорт необходимо "переобуть" в зимние покрышки, стоимость которых — от $80 до $180.

Еще будучи программистом, Роман подрабатывал в веломастерской, где и получил свои первые курьерские заказы. Тогда ему удалось найти клиентов, с которыми его велослужба сотрудничает сейчас. Сервис работает с шестью постоянными заказчиками: интернет-магазинами, кафе и ресторанами, а также физическими лицами. Львиная доля заказов приходится на магазин одежды Syndicate. "Мы предпочитаем сотрудничать с местными брендами, маленькими мануфактурами", — отмечает Роман.

Без легких денег
На постоянной основе в сервисе работают два человека — Андрей и Роман. При необходимости они прибегают к помощи курье­ров-фрилансеров. Заработок велокурьера составляет примерно 60% от суммы заказа. В день Роман зарабатывает в среднем 600 грн. "Мой рекорд — 1200 гривен, но это был тяжелый день, — рассказывает он. — Тут нет легких денег, на которые мы поначалу рассчитывали". Ежедневно велокурьер проезжает около 100 км, выполняя до 12 заказов. Поэтому здесь важна хорошая физическая форма и знание города, а также способность грамотно составить маршрут и умение общаться с клиентами. Работа велокурьера не лишена риска — велика вероятность аварий и травм. "За два года у меня были две серьезные аварии, — говорит Роман. — Я считаю, что это не много, но дорога полна неприятных неожиданностей". Заказчик может позвонить ночью, а поскольку компания работает с постоянными клиентами, стараются не отказывать никому. Стоимость доставки колеблется от 35 до 70 грн. На сайте компании размещена интерактивная карта с тарифами. На ней Киев поделен на три зоны. Доставка по центру стоит 40 грн., с центра на Левый берег — 60 и так далее. Надбавка за срочность отсутствует.

Для службы велодоставки актуальна сезонность: очень много заказов зимой, накануне новогодних праздников. Меньше всего летом, когда офисные сотрудники уходят в отпуска, а в магазинах одежды снижаются продажи из-за смены коллекций.

Обогнать конкурентов
В Киеве работают пять компаний, занимающихся велодоставками. В июне 2013 года соучредитель магазина подарочных сертификатов uGift Андрей Живолович организовал сервис доставки на велосипедах Fastman. Курьерские службы, которые работали с uGift, иногда доставляли сертификаты с опозданием. Это и натолкнуло Андрея на мысль вначале найти собственных велокурьеров, а затем организовать отдельный сервис велодоставки. Сейчас в штате Fastman трудятся пять человек, а сама служба работает только в центре города. Доставка в течение двух часов обойдется клиенту в 45 грн., доставка в течение дня — в 35 грн., на следующий день — в 25 грн.

В июле открылся еще один сервис велодоставки — "Пуля". Как понятно из названия, стоимость зависит не от расстояния, а от срочности оказания услуги. Так, доставка в течение трех часов будет стоить от 40 грн., в течение часа — от 80 грн. Кроме того, сотрудники "Пули" могут отправить посылку, выкупить билеты, закупить товары по списку. Это будет стоить клиенту от 30 грн.

Андрей Васильченко признает, что у него отсутствует предпринимательская жилка, а велодоставка — это скорее стиль жизни, чем бизнес-деятельность. "Я немного нигилист, поэтому не верю в рекламу, — говорит он. — Мы работаем по старинке: хорошо делаем свою работу, тогда постоянные клиенты не уходят от нас и рекомендуют другим". Такая несовременная позиция не мешает ему строить планы на будущее: владелец UUA Cycle Delivery рассчитывает на дальнейший рост числа клиентов и стабильное качество услуг.

С ветерком
Необычные службы курьерской доставки

Доставка голубиной почтой
Голубиной почте более 3000 лет, и она все еще актуальна. Несмотря на развитие телекоммуникационных технологий, к услугам пернатых почтальонов прибегают в 60 странах. Кстати, в пределах 1,5 км голубь доставит послание быстрее факса. Курьеров-голубей использовало информационное агентство "Рейтер" до середины ХХ века. В Индии полиция и сегодня пользуется голубями для доставки из труднодоступных уголков страны сведений о результатах голосования на выборах.

Доставка почтальонами-пловцами
Жители архипелага Тонга, расположенного в Тихом океане, прибегали к услугам плавающих почтальонов. Небольшая передача или сообщение помещались в запаянную емкость, которая доставлялась на борт лайнера, а оттуда при помощи пловцов — на материк. Служба была востребована до 1982 года. После строительства аэропорта и развития авиатранспортных путей баллонной почтой практически перестали пользоваться.

Доставка материнского молока
В отличие от предыдущих сервисов, подобные службы стали особенно популярными в наши дни. Они предоставляют услуги мамам, которые вскоре после родов вышли на работу и не имеют возможности кормить ребенка в течение дня. Сцеженное молоко в специальных контейнерах доставляется по указанному адресу. Доставка осуществляется мотокурьерами. Иногда такие службы отвозят медицинские анализы в больницы. Службы доставки материнского молока работают во многих странах Европы, Азии и в России.

Ирина Гамалий, Фокус