Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса

Улётные цены. Продолжит ли дорожать бензин

Улётные цены. Продолжит ли дорожать бензин
Всего за неделю импортный бензин подорожал на гривну. Это не предел — в ближайшее время его цена на большинстве заправок может подрасти ещё на 40–80 копеек
000

1 марта. Полдень субботы. Заправка Shell на Новой Обуховской трассе пуста. Обычно к каждой из колонок стояла очередь из одного-двух автомобилей — в районе элитной коттеджной застройки владельцы дорогих авто предпочитают заправляться на брендированных АЗС, таких как Shell, ОККО, WOG или Socar. Последний раз очередь из машин стояла здесь 21–22& февраля, когда автовладельцы заправляли автомобили впрок в ожидании перебоев с горючим на фоне эскалации противостояния в центре Киева. С тех пор импортный бензин заметно подорожал из-за девальвации.

Сейчас очередь можно увидеть разве что на безымянной заправке через дорогу — там 92-й до сих пор стоит 10 грн, 95-й — 10,3–11 грн/литр.

Там продаётся отечественный бензин, цены на который только начали идти вверх. На брендированных заправках, реализующих преимущественно импортное топливо, оно стоит на 2,5–3 гривны больше. Канистра бензина здесь обойдётся дороже на 50–60 грн, полный бак — на все 120. Но скоро к этому уровню цен «подтянутся» все АЗС.

Формула цены
По словам депутата Игоря Еремеева (совладельца группы «Континиум», сеть WOG), подорожание бензина в Украине вызвано повышением курса доллара и параллельным ростом котировок нефтепродуктов Platts. Последние выросли в том числе и из-за событий в Украине — это реакция на возможные перебои с поставками из РФ в случае эскалации конфликта. «Рост Platts плюс девальвация дают сейчас мощный рост цен на нефтепродукты, но я думаю, если доллар зафиксируется, то буквально за три-четыре дня зафиксируется цена на нефтепродукты и всё стабилизируется», — заявил он в конце февраля.

Но стабилизация гривны не означает автоматический откат цен до уровня начала января. По словам Сергея Сапегина, директора НТЦ «Психея», у трейдеров сохраняются проблемы с покупкой валюты из-за ограничений НБУ. В начале марта национальная валюта девальвировала почти на 20%. А поскольку львиная доля нефтепродуктов в Украине — импортного производства, примерно на столько же должен подорожать бензин. Пока что этого не произошло — бензин вырос в цене на 10–15%.

Директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн приводит простой расчёт. По его словам, цены практически на всё топливо в Украине зависят от валютных затрат: примерно половина розничной стоимости — это цена нефтепродуктов за рубежом, ещё 30% — налоги, которые установлены в евро. «Каждая новая гривна в курсе доллара добавляет к стоимости бензина около 80 копеек. Если при курсе 10 UAH/USD литр А-95 стоит 13 грн, то при 11 UAH/USD цена будет на уровне 13,80 грн за литр», — говорит эксперт.

Сейчас литр 95-го в Киеве в среднем стоит 12,4 грн, по Украине — около 12,2. Соответственно, при сохранении курса доллара на уровне 9,7–10 потенциал подорожания составляет 40–80 копеек. «Цены на топливо всё ещё отстают от курса доллара из-за реализации старых запасов нефтепродуктов», — объясняет Юрий Кучабский, вице-президент Галнафтогаза (сеть ОККО). 

Впрочем, это не единственная причина. Кроме запасов, средние цены «тянут вниз» нефтепродукты, произведённые в Украине.

Цена и качество
До недавнего времени бензин и дизтопливо в Украине выпускали Шебелинский, Кременчугский и Одесский заводы — в прошлом году на их долю приходилось около четверти внутреннего рынка. Правда, в случае с последним расчёты показывали, что работа завода, приобретённого в 2013-м у Роснефти Сергеем Курченко, была глубоко убыточной. При условии уплаты всех налогов на каждой тонне переработанной нефти ВЕТЭК должен был терять более 500 грн. Несмотря на это, его владелец собирался существенно нарастить переработку. Но этого не произошло — после февральских событий завод был остановлен. Его работу сейчас проверяют правоохранители, а на рынке говорят о том, что НПЗ отойдёт Роснефти за долги.

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Тем не менее украинского топлива не станет существенно меньше. Дело в том, что на отечественном рынке растёт доля полулегального и совсем нелегального топлива.

Как правило, это бензины с высоким содержанием этанола. Если в смеси используются качественные нефтепродукты, а доля спирта не превышает 8%, — такое биотопливо безопасно для обычных двигателей (с 2014-го весь продающийся в Украине бензин должен содержать 5% спирта). Но в Украине нелегальные производители льют в смесь от 30% спирта.

Объясняется это просто: стоимость топливного этанола (примерно 12–13 тыс. грн/тонна) значительно ниже цены 95-го бензина (15 тыс. грн/тонна). Кроме того, вместо бензина в таких смесях часто используются отходы коксохимического производства, продукты пиролиза б/у покрышек и неочищенный прямогонный бензин с нелегальных мини-НПЗ. Такая смесь быстрее приводит к износу деталей двигателя, из-за чего падает мощность и растёт расход топлива. Кстати, по данным «Психеи», даже легальные производители подобного топлива не проводили исследований, насколько пригодна их продукция для двигателей различных конфигураций.

Официальных данных об объёмах производства смесевых бензинов нет — за редким исключением, компании не афишируют своей причастности к их выпуску. Но если судить по объёмам производства обезвоженного спирта в 2013 году, речь идёт как минимум о 5% рынка бензина. А весь теневой рынок — и фальсификат, и контрабанда — в прошлом году составлял около 13% реализации. С учётом последнего роста курса доллара доля такого топлива будет расти. Маржа производителей, опта и розницы на нём в разы выше, чем при торговле легальным бензином.

Рынок падения
Нынешний скачок цен на АЗС одновременно с ростом теневого рынка приведёт к сокращению рынка легального. На сколько, игроки рынка пока судить не берутся. Но в 2013-м,
даже при относительной стабильности цен (в начале года А-95 стоил 10,03, в конце — 10,11 грн/л), по данным «А-95» реализация бензина сократилась на 7%, ДТ — на 4,3%. Соответственно, в нынешнем году падение может оказаться более существенным.

Впрочем, на основных игроках это практически не скажется. Дело в том, что последние события привели к остановке деятельности группы ВЕТЭК Сергея Курченко, на долю которой в конце 2013-го приходилось до 70% рынка сжиженного газа и как минимум 20% оптового рынка нефтепродуктов. Скорее всего, освоение оставшейся ничейной ниши с лихвой компенсирует падение продаж в 2014 году.

Владимир Хомяков, Елена Шкарпова, Фокус

0
Делятся
Google+
Теги:
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.