Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса

Как девальвация и война сократили потребительские аппетиты украинцев

Как девальвация и война сократили потребительские аппетиты украинцев

Прирост розничного товарооборота стремительно падает. Больше всех потерпают торговцы недвижимостью, автомобилями и бытовой техникой

000

Киевский репетитор английского языка Полина Гончарова давно откладывала деньги на покупку горного велосипеда. Выбрала Ardis, подходящая модель обошлась бы девушке в $270 (цены зафиксированы в долларах). Совсем недорого, если считать по прошлогоднему курсу. Но в середине марта, когда Полина запланировала покупку, курс достиг 10 UAH/USD, а спустя месяц и вовсе подскочил до 13 UAH/USD. Сейчас о приобретении велосипеда речь уже не идёт. И дело даже не в том, что в гривне он стал в 1,5 раза дороже — просто Полина отменила отпуск. По её словам, беззаботно кататься на велосипеде по карпатским горам во время войны ей кажется неуместным.

Полина — яркий пример поведения украинцев в 2014-м. Исследование потребительских настроений, опубликованное компанией GFK Ukraine в мае этого года, свидетельствует о том, что сейчас люди массово отказываются от крупных покупок, а потребительские настроения близки к показателям кризисных 2008–2009 гг. Так, в апреле 2014-го индекс потребительских настроений украинцев снизился на 5,5 пункта, до 61 пункта. Для сравнения: в 2003–2007 гг. этот индикатор колебался на уровне 90–100 пунктов, а в последние годы — 80–90. Ниже отметки в 60 пунктов он опускался только в I квартале 2009-го, когда был пик падения ВВП.

Тенденцию подтверждают и цифры: прирост розничного товарооборота стремительно падает (9% в январе–феврале, затем 7,7% за три месяца и всего 5,6% по итогам января–апреля). Скорее всего, даже мизерный прирост сменится падением во II–III кварталах. Но есть отрасли, где падение началось уже сейчас. Это недвижимость, автомобили, бытовая техника и электроника.

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Идём ко дну
По данным компании AUTO-Consulting, за первые четыре месяца года украинский рынок автомобилей сократился на 35%. В апреле в Украине было продано только 9186 машин, тогда как годом ранее — 26 тыс. авто.

«Мы идём к новому дну автомобильного рынка и в мае столкнёмся с критически низким объёмом продаж», — сообщил Фокусу в начале мая директор по маркетингу группы компаний «АИС» Сергей Боровик. Менеджер не ошибся: по данным AUTO-Consulting, по итогам мая число проданных автомобилей сократилось на 80% по сравнению с маем 2013-го — до 3000 автомобилей. Таких низких показателей у украинского авторынка не было даже в разгар кризиса в 2009 году.

В тяжёлых условиях оказались и продавцы недвижимости: выставленных на продажу квартир больше, чем потенциальных покупателей. Число сделок неуклонно падает: в апреле, по данным SV Development, было продано всего 847 объектов — вдвое меньше, чем годом ранее. Правда, уже в мае число сделок увеличилось до 1176, в основном за счёт продаж на первичном рынке: большинство застройщиков зафиксировали цены в гривне. За счёт чего в долларовом эквиваленте квартиры подешевели сразу на 50%. Подешевело жильё и на вторичном рынке — правда, не так сильно, как в случае с первичкой. Тут цены по сравнению с началом года просели примерно на 30% — с $1902 до $1359 за кв. м.

По словам Людмилы Друзенко, гендиректора агентства недвижимости RealDruzi, жильё покупают в основном те, у кого просто нет выхода: нужно срочно разъехаться с родственниками или покупатели уехали из горячих точек. Риелтор считает, что в ближайшее время спад продолжится. И особенно заметным он будет на вторичном рынке.

Снижается спрос на бытовую технику и электронику. По данным GFK Ukraine, с начала года продажи компьютеров, планшетов и комплектующих упали на 10,8%, фототехники и офисного оборудования — на 24% и 15% соответственно. «Смартфоны, планшеты и компьютеры — это крупные покупки, сделать которые сейчас готовы очень немногие. Тем более что в гривне эти товары сильно подорожали, а потребительское кредитование практически полностью остановилось», — говорит заместитель директора GfK Ukraine Глеб Вышлинский.

Аналогичный тренд отмечает и менеджмент онлайн-магазинов. «Наши пользователи перестали покупать товары вторичного спроса — смартфоны, бытовую технику, электронику, мебель», — перечисляет Оксана Журавель, директор по маркетингу компании Рrom.ua.

Зато, по её словам, безусловными хитами продаж в I квартале этого года стали пневматические винтовки и пистолеты, травматическое оружие и электрошокеры. В апреле – мае желающих приобрести оружие стало чуть меньше, зато увеличился спрос на бронежилеты.

Некоторые украинцы пытаются воспользоваться падением долларовых цен на недвижимость и растерянностью сограждан. Сумчанка Людмила Ткаченко, например, не побоялась купить трёхкомнатную квартиру в новостройке в Сумах в начале мая. «Неизвестно, что будет дальше в стране, но застройщик в любой момент может пересчитать цену на квартиры из-за подорожания импортных материалов», — аргументирует она. Кстати, Оксана Журавель из Prom.ua в мае заметила активизацию продаж на сайте, особенно в сегменте дачного инвентаря. Война войной, а посадка и прополка по расписанию. Но это скорее исключения из общего правила.

В ожидании мира
В своей книге «Мифы экономики: Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики» российский экономист Сергей Гуриев пишет о том, что войны всегда приводят к макроэкономическим кризисам. Как следует из книги, в военные времена потребление может сокращаться даже сильнее, чем во время экономических коллапсов. К примеру, Вторая мировая привела к экономическим кризисам в 22 странах — с падением потребления на 35%. Тогда как во время Великой депрессии потребление в США сократилось только на 19%. В отличие от финансовых и экономических кризисов, война — это повод отложить максимум денег на чёрный день.

Именно такой опыт переживает украинское общество. По данным НБУ, с начала года отток депозитов из банковской системы достиг 86 млрд грн, или около 20% вкладов физлиц, вкладчики снимают деньги, откладывая их на чёрный день.

Правда, тут есть определённый повод для оптимизма. Если ситуация в стране стабилизируется, большая часть этих денег вернётся не на банковские счета, а в реальную экономику: ситуация военного времени формирует значительный отложенный спрос. «Как показывает опыт предыдущих катастроф, даже после падения показателя (потребления. — Фокус) на 10–20% общество потребления быстро восстанавливалось», — пишет Гуриев. Украинские риелторы, продавцы авто и электроники считают так же. «Рынок на дне, а потому предпосылки для роста продаж, безусловно, есть», — отмечает Боровик.

Снятые со счетов депозиты в пересчёте на одного работоспособного украинца дают не такую уж и большую сумму — всего 3900 грн. Но в сумме они соответствуют примерно 9% ВВП, и именно эти деньги могут стать основным драйвером роста экономики и большинства потребительских рынков. Правда, произойдёт это лишь в том случае, если война прекратится в обозримом будущем.

Юлия Даниленко, Елена Шкарпова,
Фокус

 

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.