Почему не стоит паниковать, глядя на курс гривны в обменниках

Все экономические процессы на чем-то основываются и всегда имеют собственные рамки. Поэтому такое понятие, как "валютная бездна", существует только в наших головах

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН
Related video

"Паника — лучший советчик". Так любил повторять мой наставник, когда я в студенчестве работал операционистом в банке. Работа ответственная: нолик не туда — и уже проблем хоть отбавляй. А ошибки случались каждый день.

"Паника — лучший советчик". Именно эта фраза всплывает в памяти каждый раз, когда начинается новая серия валютных страстей. Люди, привыкшие, что за них все решает государство, на каком-то психологическом уровне не могут принять существование новых правил игры. Вот умом вроде понятно, что плавающий курс, спрос-предложение, а душа просит стабильности. И пусть цена гривны будет 12 UAH/USD или даже 13 UAH/USD, но вот чтобы не дергало туда-сюда, а то какое-то ощущение, что где-то рядом валютная бездна.

Масла в огонь подливает наше линейное мышление (экстраполяцию все изучали). Ведь это же очевидно, что если гривна три недели назад была 12 UAH/USD, неделю назад 13 UAH/USD, то через неделю-другую ее стоимость достигнет 15 UAH/USD. А чтобы курс возвращался на свое место — такого еще не было.

Все эти аргументы имеют право на существование. В свободное плавание никто не отправляется без компаса и карты, а примеров сильной ревальвации мы действительно пока еще не видели. Но подлость нынешней ситуации состоит в том, что весь наш богатый валютный опыт предыдущих лет нам ничего не скажет о будущем. Свободный режим курсообразования — это совсем другая материя, со своими законами и недостатками, о которых нам только предстоит узнать.

Один из таких "недостатков", который будет рвать наши шаблоны о валютном курсе в не таком далеком будущем, — это способность валюты как резко девальвировать, так и быстро укрепляться. Я целенаправленно не буду делать точечные прогнозы о потенциальном укреплении гривны — на фоне девальвации и панических настроений такие оценки просто не воспринимаются. Но хочу обратить внимание на несколько нюансов, которые полезно помнить перед тем, как брать свои сбережения и бежать в обменник.

Первое. Импорт газа будет падать. Ситуация с ним в 2014 году с точностью до наоборот повторяет ситуацию 2013-го. В прошлом году правительство Азарова до последнего тянуло с покупкой газа, поскольку торговый дефицит рос с завидной скоростью, а правительству нужно было удерживать стабильность валюты и готовиться к решающим выборам. Поэтому все закупки перенесли на второе полугодие, что среди многих прочих факторов стало причиной хаотичного выпрашивания Януковичем денег то у ЕС, то у России осенью 2013-го. В нынешнем году, в частности во втором полугодии, наш счет за импортный газ будет значительно меньше, даже если Россия возобновит поставки. Причин две: а) много закачали до июня; б) цена газа с учетом судебного разбирательства в Стокгольме будет меньше прошлогодних $400 за тысячу кубометров (ориентировочно $350). В сухом остатке наш энергетический импорт будет минимум на $2 млрд меньше, чем в прошлом году.

Fullscreen

Второе. Девальвация сама по себе убивает неэнергетический импорт. Денег в гривне у людей больше не становится. В 2013-м на импорт (без энергоресурсов) украинцы потратили около 640 млрд грн. В этом году средств на импорт больше не появится. И если год назад при курсе 8 UAH/USD это было $78,8 млрд импорта, то при курсе 14 UAH/USD это всего-навсего потенциальных $46 млрд импортных расходов или более $33 млрд валютной экономии. Что это значит? Донецк, Луганск и Крым в сумме давали $16,8 млрд экспорта в год. При курсе 14 UAH/USD экономия на импорте в два раза больше валютной выручки этих регионов. Грубо говоря, валютный рынок авансом перекрыл потери промышленности Донбасса. А когда Донбасс опять заработает? Это дает перспективу валютного профицита — где-то там на горизонте, после войны.

Третье. Панический отток валюты. Важным фактором всех скачков гривны — и весной, и в последние недели — была даже не скупка валюты населением, а именно отток валютных депозитов из банковской системы. В НБУ говорят, что с начала года банки потеряли 26,2% валютных депозитов, а это $8,1 млрд дополнительного спроса на валюту. Для сравнения: за первое полугодие торговый дефицит составил всего $1,9 млрд, а МВФ нам до конца 2014-го года в сумме выделит $7,4 млрд. Так что спокойствие граждан — это лекарство даже получше, чем поддержка извне. Причина всему — война. Но ведь все войны когда-то заканчиваются.

Я не буду призывать делать тот или иной выбор в плане вашей валютной корзины. В условиях плавающего курса это индивидуальный выбор каждого на свой страх и риск. Даже НБУ ничего не должен (и не может) гарантировать, кроме сглаживания колебаний. Но я хочу подчеркнуть: все экономические процессы на чем-то основываются и всегда имеют собственные рамки. Поэтому такое понятие, как "валютная бездна", существует только в наших головах. Действительно, в конце 2013-го был накоплен значительный девальвационный потенциал — в начале нынешнего года на фоне известных событий этот потенциал был полностью реализован. Дальше гривна начала получать разные уровни дисконта по причине ущербности ситуации: сначала — по причине оттока депозитов и торговой войны с Россией; а недавно — по причине масштабных разрушений и остановки предприятий в Донбассе.

Пока это так. И быстро ситуация не изменится. Но при любых обстоятельствах период скидок рано или поздно заканчивается. Как и самые страшные войны.