Оксана Продан: Проблема с "серыми" зарплатами никак не решается

Оксана Продан / Фото: УНИАН
Оксана Продан / Фото: УНИАН

Первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, народный депутат Оксана Продан рассказала Фокусу о налоговых инициативах правительства и реальном обновлении кадрового состава госорганов 

Related video

Недавно правительство предложило две концепции налоговой реформы – от Минэкономики и Минфина. Какая из них имеет шансы стать финальной?

Я надеюсь, до финальной еще далеко. Первой была презентована концепция Минэкономики, разработанная совместно с общественными активистами. С профессиональной точки зрения в ней много недоработок.

Так, идея о параллельном введении 7% и 17% НДС фактически вводит 10-процентный налог с оборота. Согласно этой концепции, если товар продают предпринимателю, плательщику НДС – налог составит 7%, если конечному потребителю в рознице – 17%. Разница в 10% и будет налогом с оборота, который одновременно с НДС не действует ни в одной стране мира.

Но, эта концепция содержала хоть какие-то реформы. Кроме того, предполагалось введение спецсчетов по НДС, отличных от правительственных, а также снижение единого социального вноса (ЕСВ) до 18%.

Чем отличается концепция Минфина?

Ее авторы предложили уменьшить количество налогов до 9, отменив только 6 из действующих 22. Поэтому налоги не уходят, а "вкладываются" один в другой, наподобие матрешки.

Там нет реального упрощения администрирования и уменьшения нагрузки на доходы физлиц – а кроме снижения ЕСВ другого способа вывода доходов из тени никто не придумал. Так, в Грузии суммарная налоговая нагрузка на доходы физлиц составляет 20%. У нас же подоходный налог равен 15-17%, а соцвзнос – 34-49%, что делает нашу налоговую систему неконкурентной.

Следующий негатив – перевод на общую систему налогообложения больших сельхозпредприятий. Сегодня они генерируют реальные заработки. Но, вряд ли кроме сельхозналога, существуют другие факторы, способствующие развитию отрасли.

Почему Минфин предложил концепцию, которая не стимулирует развитие бизнеса?

Перед ним стоит задача наполнить бюджет. Минфиновская концепция в первую очередь обеспечивает выполнение этой задачи.

Если ЕСВ не снижается, бизнес по-прежнему будет использовать для обнала конвертцентры – они, кстати, продолжают работать?

Теперь предпринимателей уже не загоняют в схемы, заставляя оставлять определенный процент от оборота на той или иной "площадке" (фирме, созданной для уклонения от налогов при экс-главе Миндоходов Клименко – ред.). Но ведь наличка, для выплаты серой зарплаты по-прежнему откуда-то берется. Сейчас эту проблему стараются не замечать, хотя еще недавно о ней громко кричали. Предприниматели и публично, и даже в частных разговорах обходят эту тему. Возможно, это связано с тем, что сейчас весь бизнес попал в зависимость от налоговой из-за старых операций.

А что мешает снизить ЕСВ?

Реформы невозможно провести, если против выступает правительство. А снижение ЕСВ Кабмин не поддерживает из-за дефицита пенсионного фонда, который дотируется из бюджета. Из ЕСВ по ставке в 36,41% в Пенсионный фонд поступает 34,3% (более 94% платежа).

Существуют скрытые резервы, которые заработают при выведении зарплат из тени. По данным предыдущего Кабмина около 5 млн. людей работают нелегально, не платят ЕСВ и подоходный налог. Кроме этого, лишь треть остальных соцплатежей получают люди, которые реально в них нуждаются, а 70% расходуется на администрирование, то есть – используется неэффективно.

А парламент подобные реформаторские инициативы готов поддерживать?

Парламентского большинства, готового реформировать страну у нас нет. По новаторским, программным инициативам набирается только около 170 голосов от "Удара", "Свободы" и "Батькивщины". Депутаты – кто в большей мере, кто в меньшей – связаны с исполнительной властью, их устраивает существующее положение вещей. Есть лобби защищающее медицину, есть сильная поддержка у ветеринарной службы и т.п. Правда, ситуацию может изменить давление заинтересованных лиц.

А какова судьба налогового компромисса, благодаря которому бизнесу должны были простить "старые грехи", в частности работу с площадками? Законопроект ведь не проголосовали?

Бизнес по-прежнему просит об этом. Бизнесмены, которые попали на крючок налоговой, так до сих пор на нем и остаются. Для решения этой проблемы внесен новый законопроект "О налоговом соглашении" №5043.

Что может угрожать бизнесменам, которые работали с "площадками"?

Теоретически, руководители всех предприятий, которые добровольно или принудительно участвовали в схемах, должны понести уголовную ответственность за все годы работы "в серую" или "договорится" с проверяющими. Ведь после введения электронных реестров и регистрации накладных с 2011 года налоговая видит все нарушения. Вопрос в том, как она их допускает и на них реагирует.

После бегства Януковича Налоговую возглавил инвестбанкир Игорь Билоус. Такие люди способны реформировать систему?

Человек из бизнеса точно знает, что нужно менять. Ведь он находится с другой стороны системы. Когда Игорь Билоус шел во власть, он знал, что система будет сопротивляться. Возможно, не ожидал что так сильно. А вообще чтобы что-то менять нужно заходить во власть с уже готовыми идеями, буквально с пошаговым планом. Реализовывать его нужно вне зависимости от реакции системы. Если успел в ней хоть чуть-чуть поработать, ничего изменить уже не сможешь.

Сейчас, например, закончила работу контрольная комиссия по назначению руководителей налоговых и таможенных органов, созданная Билоусом с участием бизнеса и общественности. Эта комиссия требовала от соискателей конкретную программу действий. Когда такая программа есть, уже через полгода можно понять идет ли процесс в нужном направлении. То есть, когда есть конкретика на входе, понятно, о чем спрашивать на выходе.

Вот Шеремета не ожидал, что станет министром и обширную программу дерегуляции бизнеса с конкретными решениями по разным отраслям он презентовал только перед отставкой. Будет ли выполнять эту программу его приемник, неизвестно.

Насколько Билоусу и Шеремете удалось обновить кадровый состав своих ведомств?

Я бы не сказала, что у Билоуса состав ощутимо обновлен. Но этому есть объяснение. Служба вналоговой предполагает специфические знания, и случайный человек может там проработать только недолго и некачественно. В то же время, Шеремета поменял очень многих, оставив прежними первых замов – Максюту и Пятницкого. Но система в целом не изменилась. Такую машину очень тяжело качнуть.

А вы считаете рациональным совет Кахи Бендукидзе о том, что всех чиновников надо уволить и набрать только 10% от прежнего количества?

Я думаю, нужно оставить около 30%. Увольнять всех имеет смысл, только если есть новая команда. Например, в Минэкономразвития числится 1,5 тыс. сотрудников. Если бы нашлось 300-500 человек, готовых работать вместо них, можно было бы полностью обновить штат. Но если таких людей нет, придется чистить ряды и оставлять только тех, кто реально работает. Соответственно, в налоговой, где штат составляет 60 тыс. человек, надо оставить или набрать по новой 15-20 тыс.

Как такое сокращение отразится на работе?

Если бы оставшиеся 30% чиновников трудились так, как люди из бизнеса, этого было бы достаточно для нормальной работы госорганов.