Развод по расчету. Сможет ли Украина устоять в торговой войне с Россией (инфографика)

EPA
EPA

Вероятность введения полномасштабных торговых санкций Украины в отношении РФ достаточно мала. Но бизнес уже ищет альтернативы для российской продукции

Related video

Кременчугский автозавод Константина Жеваго в середине сентября сообщил о своем решении заменить двигатели из Ярославля, которыми до недавнего времени комплектовалась серийная продукция предприятия, на дизели Cummins производства США. Пару лет назад подобное заявление "АвтоКрАЗа" выглядело бы странно. Это предприятие, как и большинство машиностроительных заводов страны, было ориентировано преимущественно на рынок северного соседа и стремилось использовать комплектующие российского производства. Коррективы внесла война и возможные торговые санкции в отношении поставок из РФ. Сегодня полностью утверждена необходимая для их введения законодательная база.

В начале августа Верховная Рада приняла закон о санкциях. Кроме персональных санкций он предполагает и возможность ограничения торговых операций со страной-агрессором. В середине сентября президент его подписал и своим указом обязал правительство внести на рассмотрение СНБО предложения о применении специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в отношении Российской Федерации. Кабмин эти указания выполнил, передав в СНБО пакет таких санкций. В первую очередь они коснутся 209 компаний и более тысячи физических лиц, причастных к поддержке агрессии. Также возможен запрет продажи некоторых товаров в РФ и недопуск россиян к приватизации украинских объектов. При этом премьер Арсений Яценюк дал понять: если РФ введет очередные ограничительные меры к украинским товарам, то ответный пакет в отношении российских уже готов. Теперь дело за СНБО.

Впрочем, если проанализировать, как долго разрабатывалась законодательная база под санкции против РФ, похоже, воплощать в жизнь угрозы в отношении восточного соседа чиновники спешить не станут. По мнению опрошенных Фокусом экспертов, экономический эффект санкций против России будет невысок. Даже если оставить в стороне "газовый вопрос", более половины экспорта России в Украину — это сырье (минеральное топливо, металлы, удобрения, полимерные материалы и т. п.). Большинство этих ресурсов не добывают в Украине или их добыча недостаточна. Ограничение импорта означает проблемы в работе предприятий, использующих данную продукцию. При этом эмбарго на поставки сырья не нанесет агрессору ни малейшего ущерба. "Ограничивать поставки сырья — бессмыслица. Это универсальная продукция, которую можно продавать на любых рынках", — поясняет экс-министр экономики Украины Владимир Лановой.

"Во внешнеторговом обороте России доля Украины составляет около 4%, в то время как торговый оборот Украины с Россией — четверть ВВП. Уже по этой причине ни торговые санкции, ни ограничения российского капитала не будут эффективными", — считает Виктор Суслов, бывший министр экономики, в свое время работавший представителем правительства Украины при Евразийской комиссии.

По прогнозам Суслова, украинские санкции против России будут символическими. Наподобие персональных санкций против ряда российских чиновников, которые в первую очередь применили США и ЕС. По его мнению, безболезненно для украинской экономики можно запретить разве что импорт российских деталей, которые используются на отечественных оборонных заводах.

Реальный сценарий развития событий, по мнению экс-министра финансов, — кулуарные переговоры с россиянами, на которых будет согласован список взаимных санкций, относительно безболезненных для обеих сторон. После этого Украина введет санкции, чтобы не ударить лицом в грязь перед Западом, который, поддерживая нашу страну, в результате смирился с потерей прибыли от торговли с Россией. "Правительство прилагает усилия, чтобы россияне не вытеснили нас с рынков СНГ введением пошлин. Недаром вопрос санкций муссируется уже столько времени, а конкретных шагов по-прежнему нет", — говорит эксперт.

Впрочем, не исключено, что ситуация кардинально изменится после парламентских выборов. "Вопрос о новой волне санкций может обостриться после выборов в Верховную Раду 26 октября в зависимости от того, насколько "ястребиным" будет парламентское большинство и новое правительство", — считает руководитель проектов Лиги финансового развития Андрей Блинов.

Энергетический паритет

В конце сентября Государственная инспекция ядерного регулирования Украины разрешила поставку ядерного топлива производства компании Westinghouse для третьего энергоблока Южно-Украинской АЭС. Его доставка на станцию ожидается в декабре. Украина не одинока в своем желании избавиться от зависимости в поставках ядерного топлива от российского монополиста — корпорации ТВЭЛ. Принятая этой весной Стратегия энергетической безопасности ЕС предписывает всем странам, эксплуатирующим реакторы советского образца (это Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Финляндия) срочно искать альтернативу российскому топливу. Впрочем, единственная альтернатива — это уже упомянутый Westinghoue. Поэтому, чтобы не попасть из огня в полымя, полностью от российского топлива никто, вероятнее всего, отказываться не будет. Скорее выбор альтернативного поставщика — это способ пояснить россиянам, что к атомной энергетике не стоит примешивать политику. "Ядерная энергетика — это единственная, пожалуй, высокотехнологическая отрасль, которой может гордиться Россия. Кроме того, наши 15 блоков, работающих на российском топливе, — это около 50% валютной выручки ТВЭЛ", — констатирует директор по вопросам информации ассоциации "Украинский ядерный форум" Ольга Кошарная.

Нажмите для увеличения

Fullscreen

В условиях острой нехватки газа и угля атомная энергетика обеспечивает производство до 50% украинской электроэнергии. Разрушать сложившиеся связи невыгодно никому. Поэтому вероятность того, что Украина введет полный запрет на поставки тепловыделяющих сборок из РФ, достаточно низка. Закупки российского топлива пока идут по графику. "В настоящий момент в Украину уже прибыли 10 из 12 закупленных партий ядерного топлива из России. Его хватит до октября следующего года", — утверждает Кошарная.

Похожая ситуация с поставками из России еще одного стратегического для экономики ресурса — коксующегося угля. Его добыча в Украине, как и качество сырья, падали на протяжении нескольких лет, из-за чего в 2013 году правительство Азарова отменило квоты на импорт. От ограничений поставок из России коксующегося угля пострадают все металлургические предприятия Украины, особенно меткомбинаты полного цикла, утверждает председатель совета Федерации металлургов Украины Сергей Беленький.

"Российский уголь теоретически можно заместить поставками из США, Канады и Австралии, но транспортные затраты несоизмеримы. Эта проблема стала особо актуальной в связи с приостановкой работы ряда отечественных угледобывающих предприятий, разрушением энергетической и транспортной инфраструктуры в Донбассе", — сокрушается эксперт.

С другой стороны, Россия крайне заинтересована в сохранении украинского рынка. Связано это с падением цены на коксующийся уголь на мировых рынках в результате увеличения его добычи Австралией и экспансией Китая в азиатских странах.

Единственный российский энергоресурс, который может безболезненно для отечественной экономики попасть под санкции, — нефтепродукты. "Зависимость Украины от российского бензина и дизеля — это миф. В этом году доля российских нефтепродуктов на украинских рынках составила около 10%. Даже в случае исчезновения их легко заменить на нефтепродукты литовского и белорусского производства", — уверен директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.

Более того, по мнению Ланового, нефтепереработка — это одна из немногих областей экономики, где было бы логично ввести санкции в отношении россиян исходя из вопросов национальной безопасности. "В свое время россияне блокировали развитие нефтеперабатывающей отрасли Украины. При Кучме они за бесценок скупили крупнейшие украинские НПЗ. Вместо того чтобы развивать их, они остановили производство, чтобы не создавать конкуренции своей продукции с Северного Кавказа. До сих пор все попытки Кабмина и Антимонопольного комитета как-либо оздоровить эту отрасль заканчивались неудачей", — поясняет экс-министр.

Вольному воля

Впрочем, украинский бизнес уже подстраивается под торговую войну с Россией, которую та де-факто объявила Украине. Желание отмежеваться от российских поставок стало одним из основных трендов последнего года. "Раньше мы покупали приводы для жаток в Симферополе. После захвата Крыма решили не связываться с россиянами и наладить собственное производство. На складах у нас сейчас много нереализованной продукции, и есть время освоить выпуск нового узла", — сообщил Фокусу источник в руководстве Херсонского машиностроительного завода. По словам гендиректора "Данон-Украина" Марика Войтины, в Кременчугский молокозавод, принадлежащий компании, в ближайшие два года будет инвестировано около 200 млн грн, в том числе с целью налаживания производства продукции под торговой маркой, которую до сих пор ввозят в Украину с российского предприятия "Данон". Войтина напрямую не связывает это решение с падением реализации российской продукции в нашей стране, в том числе в связи с бойкотом украинцами товаров из РФ. Он объясняет, что процент снижения продаж молочки в Украине идентичен падению реализации российского импорта в этом сегменте. Однако в условиях нынешней украинско-российской торговой войны и тем более с введением дополнительных экономических ограничений с любой стороны компания Войтины выиграет от решения производить всю продукцию "Данон" в Украине. И, похоже, так думает руководство большинства отечественных предприятий, бизнес которых связан с Россией.

Fullscreen

Крупные компании не спешат раскрывать посторонним нюансы своей внутренней кухни, но, по оценкам опрошенных Фокусом экспертов, сейчас активно ищут альтернативных поставщиков такие предприятия, как "Турбоатом", Харьковский завод им. Малышева, авиастроительный концерн "Антонов", "Интерпайп".

Однако путь к сырьевой независимости от восточного соседа будет нелегким. Как уже говорилось, в случае введения торговых санкций против РФ неизбежно банкротство предприятий, не имеющих достаточных ресурсов, чтобы пережить период поиска новых поставщиков за счет внутренних резервов. "К примеру, в 2013 году объем импорта из РФ сырья для химической промышленности составил около $2,2 млрд. В основном это сырье для удобрений — $600 млн, полимеры и пластмассы — $490 млн", — рассказывает экономист Международного центра перспективных исследований Ангела Бочи. По ее словам, несмотря на высокий потенциал химической промышленности, компенсировать эти потери собственным производством мы не сможем, поэтому придется импортировать продукцию с других рынков по более высокой цене. Трудно будет и с сырьем и комплектующими для машиностроения. Российский импорт насосов, узлов сельхозтехники и электродвигателей можно заменить поставками из Китая. "А вот найти альтернативу поставкам некоторых специфических комплектующих для машиностроения Украины, которые производятся только в России (что связано с наследованием особенностей производств времен СССР), будет очень непросто", — говорит Бочи.

Нам в другую сторону

Впрочем, этот путь украинской промышленности придется пройти, даже если санкции против России не введут. Зависимость от российских поставок товаров и сырья все равно будет ослабевать с каждым днем. "Сейчас происходит естественное ограничение торговых связей с Россией. В этом году импорт продукции российского машиностроения в Украину упал более чем на 35%, химической отрасли — на 25%. Украинская промышленность уже недополучает часть тех ресурсов, к которым привыкла. Для многих предприятий поиск новых поставщиков будет весьма болезненным, но это необходимо пройти. Достаточно посмотреть на ситуацию с газом — цена на него росла из года в год, а рентабельность производств, зависящих от российского газа, соответственно, падала. Да, это сложно, но через это прошли уже многие страны. Главное, не пытаться законсервировать наработанные связи, аргументируя это тем, что по-другому не удается работать. Неконкурентные производства должны уйти", — подытоживает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.

Некоторые отрасли экономики только выиграют от эмбарго российских товаров. По оценкам эксперта гражданской инициативы "Реанимационный пакет реформ" Ильи Несходовского, от введения санкций выиграют прежде всего производители сельскохозяйственной продукции, фармацевтические компании, производители косметических средств и бытовой химии. Эти отрасли экономики не зависят от российского сырья и выпускают продукцию сходного или даже более высокого качества по таким же ценам. Поэтому снижение конкуренции позволит им увеличить присутствие на внутреннем рынке.

Теряя российские рынки, некоторые украинские компании уже сейчас успешно завоевывают новые. Например, украинский экспорт в РФ в мае-июне по сравнению с тем же периодом прошлого года cократился на $592 млн — до $2 млрд, тогда как экспорт в ЕС вырос на $587 млн — до $3 млрд.

То есть даже если реальные санкции в отношении России будут введены, а Украина в ответ получит новые, для украинской экономики они станут серьезным ударом, но не нокаутом. Главное, в случае затруднения поставок из РФ не пойти по накатанному пути перераспределения ресурсов между олигархическими группами. "Не исключено, что "под соусом" санкций мы скоро увидим очередной передел рынков", — опасается Ангела Бочи. Однако оценивать подобные перспективы можно будет лишь после обнародования санкционных списков.