На старте. Какие реформы помогут Украине реанимировать экономику

Почему для быстрых реформ прежде всего нужны эффективный бюджет, инвестиции и квалифицированные менеджеры

Related video

Каковы бы ни были настроения в Украине, если в течение ближайшего времени не случится экономического прорыва, они сильно поменяются.

Население, которое меряет все исключительно качеством бытовой жизни, решит, что его обманули; элита, потерявшая старые способы зарабатывания, будет искать альтернативы; популисты и воры из числа политиков ( в особенно выгодном положении будут те, кто сегодня не проходит в Раду) решат, что на критике нынешней власти можно въехать во власть самим, и будут правы – будет можно.

Поскольку основой политики нынешней власти является курс "от России на Запад", ничего кроме курса "к России" (сытной, сильной, готовой принять и простить) в качестве альтернативы предложено быть не может. Народ Украины выберет этот новый курс (он уже так делал несколько лет назад, а до того – несколько десятков лет назад, а до того – несколько сотен лет назад). Для российской власти такой поворот будет означать безоговорочную победу. А для Украины это – возврат к тупиковой дотационно-ресурсной модели, потеря самостоятельности и отказ от идей демократии и европейского выбора.

Сегодня в Украине правительство сокращает бюджет за счет прямого урезания расходов (я не увидел ни одного проекта по повышению эффективности – значит все эти сокращения откликнутся снижением доходов в будущем) и повышению доходов за счет роста налогов (рост налогов снижает активность и выводит ее в тень, в итоге сокращая поступления в будущем). Если бы эти меры были временными и границы их применения были четко прорисованы, их еще можно было бы применять (и то вопрос успешности был бы не праздным). Но сегодня не только не видно стратегического конца этого процесса.

Украине для выживания нужны быстрые реформы, целью которых будет не сегодняшнее наполнение бюджета (под программу реформ на Западе можно получить кредиты, которые краткосрочный дефицит закроют, наконец вполне разумно будет объявить о реструктуризации государственного долга, нет сомнений, что она будет принята), а создание механизма уверенного роста благосостояния населения. Необходимо решить три важнейших задачи: существенно повысить эффективность бюджета, обеспечить масштабное привлечение иностранных инвестиций и организовать массированный приток иностранных и эмигрировавших предпринимателей и квалифицированных менеджеров.

Прежде всего необходимо полностью "демонтировать" субсидионную модель. Это болезненное действие, но лучше его сделать сейчас (сократив таким образом избыточное неэффективное потребление импортируемой энергии и экономически невыгодное производство внутри страны), чем погубить всю экономику, вместе с возможностью платить субсидии.

Массированное привлечение иностранных инвестиций возможно только по факту законодательной, судебной и административной реформ (не люстрации, а именно реформ). Но и этого недостаточно. Надо сделать страну привлекательной для предпринимателей. Представляется необходимым и эффективным пойти на парадоксальный шаг – надо создать и гарантировать на долгий срок (10 лет?) существенный льготный режим налогообложения (вплоть до нулевой ставки налога на прибыль, на дивиденды и подоходного налога) для иностранных инвестиций, компаний с иностранным участием и иностранных специалистов – безусловно ограничив действие таких ставок условием реинвестирования (для репатриируемой доли вполне можно применять стандартные ставки). Параллельно, необходимо снять все ограничения на экспорт капитала – в страну-ловушку деньги не пойдут, из открытой – не будут торопиться уходить.

Надо продумать и постепенно внедрить пенсионную реформу, которая снизит объем государственных обязательств, и даст гражданам ощущение стабильности и защищенности того (пусть – немногого), что им причитается. Пенсионная система должна стать со временем важным фактором инвестиционного рынка страны. Любые коррективы, изменения и отмены убивают самое важное свойство пенсионной системы – предсказуемость: реформу надо делать долго, но последовательно, заручившись консенсусом общественных сил, и без права на ее отмену или существенное изменение.

Важно создать работающую программу по репатриации – в мире живет несколько миллионов украинцев, уехавших туда из-за проблем с демократией и отсутствия перспектив. Многие заработали состояния, стали профессионалами. Вернув часть из них (и часть их капиталов) на родину, Украина получит мощный импульс в развитии.

Конечно, пока в Украине не начался бурный рост, вряд ли удастся бороться с активной эмиграцией. При этом эффективные реформы смогут изменить ее характер: успешные, образованные и пассионарные (те, кто реально сегодня нужен) будут оставаться в силу открывающихся возможностей. Менее энергичные и образованные продолжат уезжать, что до момента бурного роста спроса на рабочую силу будет позитивным фактором для экономики. Возможно будет разумным обложить значительным подоходным налогом доходы, полученные резидентами Украины из-за рубежа – в отличие как от доходов, полученных внутри страны, так и от инвестиций.

Отдельной темой должно стать привлечение капиталов российского происхождения и русских специалистов. Для Украины открыта уникальная возможность – более триллиона долларов вывезено сегодня из России местными предпринимателями и рантье, которые опасаются инвестировать в России, и около 100 млрд уходит каждый год; почти 200 000 граждан (это хорошо образованные, активные граждане, готовые создавать бизнес и работать профессионалами) сегодня эмигрируют из России в год.

Вне России они встречают в основном высококонкурентные экономики, высокие налоги и языковые барьеры. Нужно предложить им то, чего не хватает им в России – законность, прозрачность, эффективность государства, режим наибольшего благоприятствования, открытый рынок с развитыми странами – и одновременно то, чего им не хватает за рубежами России – низкие налоги, слабую (пока) конкуренцию, высокий местный неудовлетворенный спрос, русский язык в качестве повсеместно употребляемого (а возможно – второго государственного: Ирландия или Индия совсем не перестают быть собой, имея английский язык в качестве второго государственного).

Нет сомнений, что большАя часть оценит преимущества хорошо знакомой страны с низкой пока конкуренцией и благоприятным инвестиционным климатом, в которой русский язык активно используется. Инвестированным русскими капиталам можно дать временный оффшорный статус; специалистам и предпринимателям из России, желающим жить в Украине, можно предложить предельно простую схему получения гражданства при условии наличия украинских корней, и инвестиционную схему – при их отсутствии.

Сегодня Россия, за счет своей политики сокращения взаимодействия с развитыми странами и выдавливания электорально активного среднего и бизнес классов, открывает Украине широкий спектр экономических возможностей (и будет в ближайшие годы открывать их все шире): можно в частности перехватывать иностранные и частные производства, которые закрываются или будут закрываться; переманивать транспортные компании, соединяющие "восток и запад"; убеждать налогами и условиями функционирования головные офисы, бэк-офисы и вспомогательные центры крупных компаний из России перебираться в Киев; перехватывать коллективы в высокомаржинальных областях – IT, технологиях, образовании; можно забрать специфические ниши, как например бизнес колл-центров, можно даже попробовать конкурировать с Москвой как хабом для грузовых авиаперевозок по линии "Север – Юг" и "Северо-Запад – Юг", и пр.

Можно даже попробовать перехватить такую тонкую вещь как "оффшорное" обслуживание российских рантье – в условиях, когда мир становится все более прозрачным, а Россия активно ищет пути налогообложения оффшорных капиталов, Украина может предоставить налоговые каникулы или существенные льготы тем зарубежным финансистам, которые будут оперировать через украинские юридические лица: а в условиях конфликта с Россией, Украина еще долго не будет обмениваться с ней финансовой информацией.

Стоит поменять тональность переговоров с международными финансовыми клубами и странами ЕС. "Кредиты" в обмен на реформы – не самая актуальная для Украины повестка. Стране, в которой идут успешные реформы, кредиты и так все дают. Значительно важнее (и значительно проще) договориться о использовании специалистов-консультантов для проведения реформ (их труд с радостью оплатят различные фонды) и о прямых инвестициях в экономику Украины (в любой форме – гарантии, инвестиции государственных фондов, корпоративные и частные инвестиции).

При явных признаках реформ, крупнейшие фонды и мировые инвесторы будут вкладывать – только не в виде кредитов государству или "старым" местным компаниям, а в виде начальных инвестиций в новые бизнесы и вложений в инфраструктурные проекты. Они создадут большое количество рабочих мест с конкурентным уровнем оплаты, потребуют притока множества иностранных специалистов (а значит – принесут их потребление), заставят ряд развитых стран посмотреть на Украину как на выгодное место для размещения производств (в том числе – в дополнение и в рамках вывода таких производств из Китая из-за роста себестоимости).

Украина сегодня - крайне перспективное государство: большая территория, транспортные пути которой связывают страны северо-восточной Европы с Черным морем, а Балканы – с Россией; мягкий климат и плодородные почвы, уникальные для Европы; транспортная (морская и сухопутная)близость к Европе, Турции, Ближнему Востоку, Северной Африке; природные возможности для формирования множественных туристических кластеров; неплохая (сегодня 19% ВВП) поддержка в виде добычи минеральных ресурсов; образованное европеизированное население, почти в два раза больше, чем в Польше; наконец – наличие национального врага, который объединил Украину и спровоцировал страну на пассионарный порыв.

Даже наличие военной угрозы сегодня – это возможность как воссоздать эффективную военную промышленность, так и сформировать значительную армию, позволяющую "трудоустроить" большое число граждан. Ни Ирландия, ни Сингапур, ни Япония, ни Израиль, ни Южная Корея, ни Польша не могли похвастаться и половиной таких преимуществ. Так что задача не слишком сложна.

Есть и другой пример – соседняя страна 20 лет назад имела значительно лучший старт; за 20 лет "рыночного феодализма" она растеряла все возможности, исчерпала накопленный потенциал, избавилась от большой части интеллектуальной элиты и уверенно движется к катарсису. Этот опыт должен научить – движение вперед возможно только быстро, только решительно, и только если в стране отсутствуют элементы "феодальной системы". Пока Украина еще не двинулась в этом направлении.