Всем поровну

Донецкие крупные бизнесмены решили, что выросли из коротких штанишек. Для воплощения в жизнь наполеоновских планов им теперь нужны не свободные экономические зоны, а удобные правила игры сразу во всей стране. Но и льготы СЭЗам, скорее всего, вернут: так лучше для имиджа

Related video

Директор шахты им. Засядько Ефим Звягильский гневно отрезал: "Это все Пинзенык виноват!".
"Да Юлька это!" — поддержал коллегу почетный президент "Группы Норд" Валентин Ландык. Сидевший рядом Ринат Ахметов, скорее всего, разделял настроения коллег, но ничего не сказал.

Заседание комитета Верховной Рады по экономической политике, посвященное свободным экономическим зонам, напоминало совещание партхозактива Донецкой области. Что неудивительно, ведь многих членов комитета можно найти в рейтинге "Самые влиятельные донецкие". Местом проведения заседания тоже избрали Донецк: возможно, "гора пошла к Магомету" из-за того, что в парламентских дебатах своего комитета впервые решил поучаствовать Ринат Ахметов, не участвовавший в заседаниях Верховной Рады с 4 августа минувшего года, когда премьер-министром был избран Виктор Янукович.

Впрочем, нелестные эпитеты в адрес Юлии Тимошенко и министра финансов в ее правительстве Виктора Пинзеныка в тот день звучали из уст многих приглашенных, причем, не только жителей Донбасса. Ведь именно по инициативе "правительства народного доверия" 25 марта 2005 г. законом об изменениях в бюджет были отменены льготы всем без исключения СЭЗ и ТПР (территориям приоритетного развития) Украины.

Шанхай не удался
СЭЗ и ТПР не были украинским изобретением. В мировой практике это эффективное средство для развития депрессивных и инвестиционно непривлекательных регионов. Механизм прост: предприятиям, работающим в зоне, на определенный период даются налоговые или таможенные льготы, что дает возможность бизнесу "встать на ноги" и по истечении льготного срока работать уже по общим правилам. Классический пример из учебников по экономике — китайский Шанхай. Город, именем котрого в насмешку называют убогие лачуги, теперь напоминает Манхэттен.

Перенимать передовой опыт Китая в Украине взялись активно: СЭЗ и ТПР появились в 13 регионах страны, занимая 10 % ее территории. Специальный режим чаще всего выражался во временном освобождении от уплаты налога на прибыль, НДС и ввозной пошлины на товары, ввозимые для переработки на предприятиях СЭЗ. По каждой СЭЗ был принят отдельный закон, а льготы пообещали на 20 лет.

Инвесторы, в том числе и с мировым именем, в украинские СЭЗ и ТПР действительно потянулись. Например, японский производитель автомобильной электроники Yadzaki или американская телекоммуникационная компания Jabil Circuit, производящая комплектующие для записывающих устройств.

Несмотря на это, с "шанхайским чудом" как-то не складывалось, и это стало понятно еще до прихода к власти "оранжевых". Вопреки мировой практике, отечественные зоны нередко не имели должной инфраструктуры, а их территория никак не отделялась от остальной страны. Это и привело к тому, что СЭЗы стали называть черными дырами для контрабанды.

Но с отменой льгот власти явно перестарались: на правительство обрушилась лавина судебных исков и критики, в том числе на межгосударственном уровне. В итоге год переговоров и "анализы эффективности" привели к публичным извинениям Президента Виктора Ющенко перед обманутыми честными инвесторами и обещаниям восстановить статус-кво.

Одна большая зона
С момента отмены СЭЗ прошло два года, сменилось три правительства, а воз и ныне там. Свою версию нерасторопности нынешней власти изложил в Донецке Ринат Ахметов. "Крупному бизнесу не нужны преференции. Мы выросли из коротких штанишек. По большему счету, нам нужны не свободные экономические зоны, а экономически свободная страна", — сказал он на заседании комитета. Конечно же, донецкие бизнесмены, потерявшие льготы в своих ТПР, не против их восстановления. Но с Ахметовым, они, в принципе, согласны: бизнес расширяется, и льготами в отдельно взятом городке или районе сыт не будешь.

"Мне не нужны льготы. Мне нужны равные условия!" — восклицает почетный президент "Группы Норд" Валентин Ландик, и тут же мощным ударом сбивает на бетонный пол цеха только что выпущенный корпус холодильника. К удивлению присутствующих, тот остается невредимым. Для пущей убедительности Ландик издевается над своей продукцией еще раз и с довольным видом поясняет: новые технологии. "Равные условия" в понимании депутата — это таможенные барьеры на пути иностранных холодильников. Ведь украинцы его чудо-техники по достоинству не оценивают: 80% "Нордов" идет на экспорт, а на кухнях сограждан — сплошные LG и "Самсунги". "В Китае сделаны! Там разве качество? Это ж смешно!" — негодует Валентин Ландык. По его словам, беда не в низких размерах пошлин, а в контроле за их взиманием.

Проблема не нова: активная борьба с контрабандой в Украине началась два года назад одновременно с запретом СЭЗ. Сначала она выражалась в инициированной правительством Юлии Тимошенко масштабной операции "Контрабанда-стоп",которая только за 2005 г. принесла в бюджет дополнительные 2,2 млрд. грн.

Потом Гостаможслужба подписала с импортерами меморандум, в котором последние обещали бороться с занижением таможенной стоимости товаров. Не помогло: контрабандисты по-прежнему занижают таможенную стоимость в несколько раз, экономят на пошлине и мешают г-ну Ландыку воплощать в жизнь девиз своего завода: "Холодильник "Норд" — в каждую украинскую семью".

"Тут есть министр экономики, пусть он услышит! Пусть выводы сделает!" — тоном, не терпящим возражений, призывал депутат стоящего рядом министра экономики Владимира Макуху. Тот с кислым выражением лица кивал — в отличие от депутатов и журналистов, "экскурсия" на завод превратилась для него в проваленный экзамен. Досталось ему и от Ефима Звягильского. "Мы пишем письма: ну хоть на год освободите нас от ввозной пошлины! НДС платим — это уже ладно. Но министерства далеки от жизни!" — распекал Макуху нардеп.

Освобождение от пошлины Звягильскому нужно для ввоза оборудования по переработке шахтного метана — основного источника опасности для всех шахтеров. Взрывы этого газа без цвета и запаха часто уносят человеческие жизни, поэтому шахтеры с неосязаемым врагом не шутят: даже возле административных корпусов шахты строжайше запрещено курить. Но на шахте им. Засядько этот газ не только нейтрализуют, но и отапливают с его помощью микрорайон Донецка. Ефим Звягильский в своих проблемах не одинок: ввозная пошлина на высокотехнологичное оборудование, не производящееся в Украине, давно уже стала головной болью для многих промышленников. Но вопрос до сих пор открыт. Что касается льгот от ТПР, по словам Звягильского, его шахта так и не успела ими воспользоваться.

Не считают отмену льгот основной проблемой и на принадлежащем турецкому бизнесмену Фаруку Сиддики мини-металлургическом заводе "Истил", также работавшем в ТПР. Хотя за время моратория на ТПР предприятие и потеряло 23 млн. в виде налога на прибыль, его основные беды связаны с налоговиками. Например, предприятию уже год отказываются возмещать 38,2 млн. грн. налога на добавленную стоимость.

Идеи Владимира Макухи о налоговых каникулах донецкая элита восприняла как насмешку — не их размах. "Министерство экономики, вместо того, чтобы делать нам тут детские предложения о налоговых каникулах, пусть лучше подготовит к следующему заседанию комитета отчет — почему в Украине самый высокий в восточной Европе налог на прибыль (25% — Фокус)", — озадачил Макуху сидевший рядом с Ахметовым его друг и однопартиец Борис Колесников.

Репутация превыше всего
Приближенность промышленников к власти дает основания утверждать, что их пожелания с большой вероятностью могут воплотиться в жизнь. Но заявления акул отечественного бизнеса отнюдь не означают, что по свободным экономическим зонам можно справлять панихиду. Действительно, их заводы уже могут позволить себе работать без льгот. Но, во-первых, для планируемого выхода на международные рынки крупным украинским компаниям важна надежная репутация страны. А невыполнение обязательств перед инвесторами, да еще получившее международный резонанс, отнюдь не способствует имиджу Украины. Во-вторых, отказаться от зон означает косвенно признать правоту политических оппонентов, в свое время эти зоны отменивших. Что нежелательно для имиджа нынешней правящей коалиции.

Поэтому комитетчики решили дождаться решения специальной парламентской комиссии по исследованию эффективности СЭЗ во главе с депутатом Алексеем Плотниковым (представляет Партию регионов). 30 апреля она должна дать промежуточный отчет, а 21 июня — вынести окончательный вердикт. Практически никто из участников совещания не сомневается, что он будет в целом положительным. Осталось лишь решить, в какой форме будут возобновлены льготы.

Ведь все возможные обвинения в адрес СЭЗ уже давно прозвучали, как и ответные аргументы. В частности, СЭЗам есть что ответить на "главное" обвинение: зоны получают из бюджета больше льгот, чем перечисляют платежей. Во-первых, у предприятий в зонах было слишком мало времени "раскрутиться", а во-вторых, зоны создавались не для наполнения бюджета, а для создания рабочих мест в депрессивных регионах.

Правда, некоторым субъектам СЭЗ вполне хватало времени для неплохого заработка на ввозе мяса без уплаты пошлин и налогов. Так, по данным Минэкономики, только за сентябрь-октябрь 2005 г. и только через донецкую зону было беспошлинно ввезено почти 3,5 тыс. тонн мяса стоимостью 40 млн. грн. Таких "мясников" было немало и в других СЭЗ.

Но в некоторых ситуациях без зон не обойтись. Классический пример — Славутич. Построенный для работников Чернобыльской атомной электростанции, после ее закрытия городок в черниговских лесах стал никому не нужен. "До остановки станции в городе из промышленности был только хлебозавод, который уже, кстати, умер. А сегодня — 13 предприятий, возникших как субъекты СЭЗ", — рассказал Фокусу директор администрации СЭЗ "Славутич" Григорий Данилейко, до этой должности работавший заместителем гендиректора ЧАЭС.

У Данилейко есть что ответить и на обвинения в том, что СЭЗ и ТПР не выполнили и нормативов по трудоустройству. "Меня обвиняют, что мы создали лишь 18% рабочих мест от запланированного. Но мы создавали зону, рассчитывая на работников ЧАЭС, которые увольняются в связи с ее досрочным закрытием. А на сегодня программы закрытия станции до сих пор нет, а значит, нет и сокращения рабочих мест", — объясняет он. В итоге на станции сегодня числятся около 4 тыс. работников, хотя по плану должно быть менее 1 тыс. "И они там получают зарплату, между прочим, за счет госбюджета!" — добавляет госменеджер.

В администрациях СЭЗ убеждены, что двухлетняя неразбериха со льготами хоть и стала помехой для инвестиций, но все же не похоронила надежды инвесторов. "Часть предприятий оптимизировали производство, оставили только те виды продукции, которые более конкурентны, перешли к более простым видам сборочных операций. Но при этом недобрали или сократили работников", — рассказал Фокусу директор администрации СЭЗ "Закарпатье" Владимир Приходько. По его словам, в зоне запускаются даже новые проекты, в частности, уже упомянутой компании Jabil. "Но они это делают в ожидании, что механизм специальной таможенной зоны все же будет применяться", — подчеркивает Приходько.

Ожидания, скорее всего, оправдаются. Ведь даже Ринат Ахметов не против восстановления СЭЗ. "Но это решение мы должны выстрадать", — призвал он. Страдать осталось недолго: поставить жирную точку в затянувшейся истории с зонами заинтересованы практически все. Даже те, кому эти зоны не особо нужны.