Проверим недорого. Как заменить армию мерчандайзеров мобильным приложением

Фото: Александр Чекменев
Фото: Александр Чекменев

Смартфон, студенты и сервис TrackIt позволят работодателю в несколько раз сократить штат сотрудников, оставив лишь самые ценные кадры

Related video
Fullscreen

TrackIt

Стартовый капитал: $30 тыс.
Источник инвестиций: внешние инвестиции. Доли в компании не разглашают
Срок работы компании: над проектом – с лета прошлого года. Первый клиент появился 4 мес. назад, в феврале
Оборот, в месяц: несколько десятков тысяч гривен в месяц.
Точную сумму не разглашают
Срок выхода на самоокупаемость: до конца 2016 года

Илона Мостовая проработала в маркетинге 12 лет. Занималась мерчандайзингом и разработкой программ лояльности в крупных агентствах. Прошлым летом она поняла, что больше не хочет тратить свое время на борьбу с корпоративной бюрократией. Уволилась и занялась созданием сервиса по автоматизации контроля цен на товары поставщиков в розничных сетях. Для производителей продуктов повседневного спроса важно постоянно отслеживать ассортимент своих товаров на полках супермаркетов и правильность цен на них. Обычно этим занимается армия мерчандайзеров.

"Мерчандайзинг стал слишком громоздким. Полевой персонал, над ним супервайзеры, их, в свою очередь, контролируют аудиторы. Это огромный штат сотрудников, которых нужно оформить и обучить. А спустя какое-то время они уходят к конкуренту или начинают "сочинять" отчеты, лежа на диване", — объясняет Илона Мостовая свое решение заняться собственным делом. Созданный ею сервис TrackIt позволяет производителям товаров повседневного спроса снизить затраты на мерчандайзинг. Сверку цен в торговых сетях можно доверить внештатным агентам, работающим за скромное вознаграждение.

Разделяй и властвуй

Команда проекта нашла способ предельно упростить задачу контроля цен в торговых сетях, заменив штатных мерчандайзеров агентами — фрилансерами, а функцию надзора над ними поручив компьютеру. Агенты скачивают на смартфон приложение, через которое им периодически поступают задания — сфотографировать определенный товар и ввести в базу данных его цену. За выполненное задание агенты получают 1 гривну в виде пополнений мобильного или перечислений на карту.

Fullscreen

Один за всех. Илона Мостовая придумала сервис TrackIt, который позволяет производителям товаров в несколько раз сократить штат мерчандайзеров

Серверы TrackIt разбивают задачу клиента на множество "точечных" заданий, рассылают их агентам, а затем анализируют присланную ими информацию — к примеру, по параметрам геолокации определяют, было ли фото сделано в нужном магазине.

"Наш сервис не заменит работу мерчандайзеров как таковых, — поясняет Мостовая. — Кто-то должен контролировать поставки и расставлять товары, но он избавляет персонал от рутинной работы. Работодатель может в несколько раз сократить штат полевых сотрудников, оставив лишь самые ценные кадры".

Супермаркетный драйв

Главная проблема, с которой пришлось столкнуться при запуске сервиса, — запрет сетей на фотосъемку. "Магазин обязан предоставить покупателю полную информацию о товаре. А покупатель имеет право сохранить ее любым удобным способом. В том числе и сфотографировав ценник. Но сети не дают сторонним мерчандайзерам фотографировать товары, чтобы самим заработать на этом. Предлагают производителям за дополнительную сумму делать отчеты о выкладке товаров", — Илона Мостовая не скрывает, что поначалу пришлось налаживать коммуникацию с работниками супермаркетов.

Проектом заинтересовались несколько крупных корпораций с десятками тысяч точек сбыта

Препятствие удалось обойти. В приложении появилась кнопка, при нажатии на которую "выскакивают" выдержки из законов, объясняющие охранникам супермаркетов их неправоту. Действует хорошо, уверяет предприниматель.

"Изначально я рассчитывала, что агентами станут домохозяйки. Идя за покупками, они будут заодно фотографировать пару позиций. Оказалось, что проект интересен главным образом студентам. А стычки с охраной для них дополнительный драйв. Фото с "секьюрити", закрывающими грудью полки, они с гордостью потом выкладывают в Instagram", — смеется Мостовая.

Всегда и везде

Первый клиент у Илоны Мостовой появился в феврале. Сейчас она работает уже с десятком украинских производителей, задания которых выполняют 400 агентов. Но $30 тыс., вложенных в разработку ПО, пока не вернулись. По словам Мостовой, первоначальные инвестиции в проект сопоставимы с гонораром за одно крупное исследование, но весь доход пока идет на развитие. Приходится проводить многочисленные исследования за свой счет. "Когда ты приходишь к потенциальному клиенту и показываешь, что в разных точках одной торговой сети на его товары выставлены разные цены, сразу же появляется интерес", — говорит Илона.

Вернуть инвестиции она планирует в 2016 году. Проектом заинтересовались несколько крупных корпораций с десятками тысяч точек сбыта. Со следующего года Мостовая надеется на масштабное сотрудничество.

Fullscreen