Не по карману. Когда в Украине подешевеют авто

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Резкая девальвация гривны в прошлом году сделала покупку автомобиля нереальной для большинства украинцев. При этом обещание снизить цены стало для политиков одним из способов завоевать доверие электората

Related video

В 2015 году в стране продали всего 46 тыс. новых авто, что на 50% меньше, чем в 2014-м. Этот результат стал самым низким за последние 17 лет. И хотя в I квартале 2016 года продажи возросли на 56%, до 18 тыс. машин, до восстановления рынка еще далеко.

С прошлого года введено ограничение на ввоз из Европы авто, не соответствующих экологическому стандарту "Евро-5", то есть выпущенных до 2011 года. Эти автомобили в Европе стоят "копейки". Впрочем, особо болезненным вопрос ценовой доступности автомобилей делают более низкие цены на аналогичные модели в соседних странах:

Fullscreen

*В случае Польши имеется в виду ввоз из других стран Шенгенской зоны за исключением территорий со специальным режимом уплаты VAT (НДС)
Источник: для новых авто — цены производителей в минимальной конфигурации, для б/у авто — средние цены на интернет-площадках в соответствующих странах, таможенные платежи — открытые данные

Более низкие цены на европейские авто в Польше обусловлены небольшой пошлиной на ввоз автомобилей из других стран ЕС. Кроме того, в случае подержанных авто имеют значение высокие зарплаты квалифицированных рабочих в старой Европе, из-за чего ремонт авто часто бывает нерентабелен. Тем же немцам автомобиль выгоднее продать в Польшу сразу после окончания гарантии.

В России же, как объясняет глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко, хоть пошлины на новые автомобили выше, чем у нас, мировые концерны всеми силами пытаются удержать присутствие на просевшем в результате падения рубля российском рынке и продают россиянам машины по демпинговой цене. Кроме того, поясняет Назаренко, в РФ нет такого, как у нас, масштабного рынка контрабандных запчастей. Концерны зарабатывают, установив высокие цены на запчасти. Естественно, высокая стоимость ремонта также снижает цены на подержанные авто. Да и ввести б. у. машину из Европы россиянам дешевле, чем нам.

Обещанного три года ждут

Обещание снизить цены на авто с прошлого года стало одним из главных способов властей и политиков завоевать доверие электората. К примеру, 30 сентября прошлого года Минэкономразвития отменило спецпошлину на иномарки в размере около 2% от таможенной стоимости авто (эта пошлина взималась с новых легковых автомобилей с бензиновыми двигателями объемом от 1 до 2,2 л.). А с 1 января, после вступления в силу соглашения о ЗСТ с ЕС, Минфин отменил для европейских авто дополнительный пятипроцентный импортный сбор. Кроме того, 12 мая 2016 года президент подписал закон "О внесении изменений в ст. 189 Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка бывших в употреблении товаров". Он предусматривает взимание НДС при перепродаже авто через дилера — плательщика НДС лишь с прибыли дилера, а не со всей суммы покупки. Это должно активизировать продажу подержанных авто по так называемой схеме trade in, через специализированные торговые площадки.

Сейчас в Раде находится сразу несколько законопроектов, которые могут привести к снижению цен на б/у авто

Нововведение непосредственно на ценах не отразится, но сделает перепродажу подержанных авто более цивилизованной. Если раньше продавец был вынужден или размещать месяцами объявления в интернете, или дешево отдавать машину перекупщикам, то сейчас он может просто отдать ее в автосалон. "Автосалон берет у вас на комиссию авто за $10 тыс. или выкупает его у вас. Находит покупателя за $10–11 тыс., и вы получаете всю желаемую сумму, а потом платите комиссию автосалону. Вы довольны, потому что получили больше денег; покупатель доволен, потому что видит прозрачность сделки, а не "кота в мешке" у перекупщика на базаре, бюджет наконец-то получает деньги, а салон прибыль", — поясняет Назаренко.

Дальше — больше

Сейчас в Верховной Раде находится сразу несколько законопроектов, которые могут привести к снижению цен на подержанные авто. Так, готовится ко второму чтению Законопроект №3251 о внесении изменений в положения Налогового кодекса о переходном периоде при имплементации ЗСТ с ЕС. Документ предусматривает существенное снижение акцизного сбора. К примеру, для бензиновых двигателей объемом 1,5–2,2 дм. куб. акциз планируют снизить с 1,643 до 0,267 евро за см. куб.).

Параллельно, 6 апреля, экс-премьер Арсений Яценюк поручил Минфину, Минэкономики и фискальной службе подготовить законопроект об отмене10% пошлины на ввоз подержанных машин. Поддержит ли эту инициативу новое правительство, пока неясно. Однако, по мнению директора по маркетингу группы компаний "АИС" Сергея Боровика, к оживлению рынка снижение пошлин не приведет. По его словам, сейчас машины покупают в основном богатые люди, для которых снижение цены будет несущественно. "Доминируют автомобили сегмента премиум. Из 25 моделей лидеров продаж б. у. авторынка самый доступный — Renault Megane. Даже если отменят пошлины, поставки машин с пробегом будут наращиваться в основном за счет дорогих моделей", — говорит он.

А по словам вице-президента корпорации "УкрАвто" Олега Папашева, даже если депутаты отменят пошлину и снизят акциз, чиновники повысят другие налоги. "Вспомните, у нас уже отменяли транспортный сбор и сбор за первую регистрацию, но тут же повышали или акциз на топливо", — говорит он.

Кардинально проблему с ценами на авто можно решить лишь одним способом – развив экономику страны

Тем не менее, по словам Назаренко отмена таможенной пошлины будет полезна для уменьшения коррупции в фискальных органах: "Это сплошная коррупция. Пошлина платится с инвойсной цены. Знаете, какую цену заявляли при растаможке Tesla Model S? Я видел декларации — 80 тыс. грн.".

Существеннее отразится на ценах ряд законодательных инициатив, которые либерализуют условия ввоза в Украину нерастаможенных авто из Европы, а также ввоза авто, не соответствующих стандарту Евро-5. Действующее законодательство позволяет резиденту Украины въезжать в страну на авто с иностранными номерами лишь на 5 дней. Тем не менее эта схема ухода от налогов популярна у жителей западных регионов страны. По информации ГФС, автомобилей-"пересичников" насчитывается около 25 тыс. Хотя, по подсчетам ГО "Завтра" (оно состоит из владельцев транзитных авто), число таких автомобилей достигает 500 тыс. В некоторых регионах автомобилисты даже научились обходить требование частого пересечения границы. К примеру, жители Закарпатья брали на СТО справку, что машина находится в ремонте. А когда таможенники заявили, что больше не будут принимать такие справки, люди перекрыли словацкую границу.

В апреле группа депутатов внесла в парламент законопроект № 4473, который разрешает транзит автомобилей на период до 30 дней. При этом 5 дней транзита, как и сейчас, будут бесплатными, а чтобы ездить на европейских номерах еще 25 дней, придется платить 408 грн в месяц. Автодилеры уже назвали этот проект легализацией контрабанды, но, по мнению автора законопроекта, новшество позволит разгрузить пропускные пункты и увеличит поступления в госбюджет.

Еще один любопытный законопроект — №4391 "О ввозе на таможенную территорию Украины специальных транспортных средств". Он предусматривает возможность ввоза спецтехники, авто для силовых структур и автомобилей, переданных в качестве гуманитарной помощи, даже если они не соответствуют стандарту Евро-5. Сейчас прохождение законопроекта заблокировано, но если его примут, можно не сомневаться, что "гуманитарные" авто появятся на автобарахолках очень быстро.

Как бы там ни было, кардинально проблему с ценами на авто можно решить лишь одним способом – развив экономику страны так, чтобы концерны боролись за украинский рынок, а владельцам было проще продать трехлетнюю машину, чем чинить ее в гаражных СТО. Тогда как новые, так и подержанные машины сильно подешевеют.