Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса
Дружба народов. Зачем Украине единое экономическое пространство со странами Восточного партнёрства

Дружба народов. Зачем Украине единое экономическое пространство со странами Восточного партнёрства

Украина бросила вызов России и предложила альтернативу Евразийскому экономическому союзу. Фокус выяснил, что из этого выйдет

000

Украина, которая в январе 2016 года вошла в зону свободной торговли с ЕС, инициировала создание нового межгосударственного экономического соглашения — о едином экономическом пространстве (ЕЭП) между странами Восточного партнёрства (Украиной, Грузией, Молдовой, Беларусью, Арменией и Азербайджаном). По словам главы украинского МИДа Павла Климкина, представители стран — потенциальных участников союза намерены провести консультации и встретиться осенью для обсуждения данного вопроса. "Этот рынок имеет потенциал расширения в два-три раза", — заявил вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив, комментируя экономические отношения между Украиной, Грузией, Молдовой, Беларусью, Арменией и Азербайджаном.

Чисто политически

Так называемое Восточное партнёрство, экономическими связями в рамках которого сейчас озадачились в украинском Кабмине, — инициатива Евросоюза, направленная на укрепление отношений между ЕС и шестью вышеназванными постсоветскими государствами, соседствующими с ЕС на востоке. В рамках этого проекта раз в два года проходят саммиты, в которых участвуют как еврочиновники, так и лидеры государств Восточного партнёрства. Украинцы наверняка хорошо запомнили Вильнюсский саммит 2013 года, на котором тогдашний президент Виктор Янукович под давлением Кремля отказался поставить подпись под Соглашением об ассоциации с ЕС. После этого в Украине активизировались протесты, что вскоре привело к смене власти. На том же саммите соглашения об ассоциации с ЕС подписали Грузия и Молдова.

В России проект Восточного партнёрства, стартовавший в 2009 году, изначально восприняли неоднозначно. И хотя представители ЕС не устают заверять, что инициатива не является антироссийской, в Кремле продолжают считать этот проект "дружбой против России". Осложняет ситуацию то, что некоторые страны Восточного партнёрства находятся под политическим влиянием и в экономической орбите Российской Федерации — Армения и Беларусь входят в Таможенный союз и Единое экономическое пространство с Россией, Казахстаном и Киргизией. В связи с этим для Беларуси и Армении инициатива о ЕЭП в рамках Восточного партнёрства может оказаться труднореализуемой из-за позиции России.

В Кремле продолжают считать проект Восточного партнёрства "дружбой против России"

Для Украины же, по оценкам юристов, самым важным правовым вопросом при создании ЕЭП в рамках Восточного партнёрства будет согласование положений такого договора с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС. "Несмотря на то, что статья 39 этого соглашения предусматривает возможность создания Украиной иных таможенных союзов, зон свободной торговли и ведения приграничной торговли, всё же есть ограничения. Такие соглашения не могут вступать в конфликт с торговыми договорённостями, предусмотренными Соглашением об ассоциации", — предупреждает юрист компании КПМГ в Украине Антон Каганец. По словам собеседника Фокуса, если решение о создании ЕЭП на высшем уровне всё же будет принято, сначала пройдут консультации и согласования положений международного договора как между странами-подписантами, так и внутри каждой страны, а после этого в соответствии с Законом Украины "О международных договорах" проект должен быть ратифицирован Верховной Радой.

Где деньги

Как отмечает эксперт Экономического дискуссионного клуба Руслан Осипенко, в целом уровень торгово-экономических отношений между странами — членами Восточного партнёрства упал по сравнению даже с предыдущей пятилеткой. По итогам 2015 года заметно снизились объёмы как экспорта украинских товаров в страны Восточного партнёрства, так и импорта из этих государств в Украину. В частности, экспорт из Украины в Беларусь сократился на 46,2%, импорт из этой страны в Украину — на 38,3%.

По итогам 2015 года общий объём экспорта государств Восточного партнёрства, по подсчётам Фокуса, составил $2,2 млрд. Для сравнения: за этот же период экспорт в Китай достиг $2,4 млрд, в Польшу — почти $2 млрд, а в Российскую Федерацию, несмотря на падение, увеличился на 50,7%, до $4,8 млрд. Наиболее активную внешнюю торговлю в рамках Восточного партнёрства Украина ведёт с Беларусью — туда поступает почти 40% общего объёма экспорта в страны этой группы. На втором месте — Молдова (23,6%), на третьем — Грузия (18,2%). Основные статьи экспорта в Беларусь — отходы пищевой промышленности, чёрные металлы, растительное масло, реакторы, котлы и машины, а также готовые продукты из зерна. В Молдову Украина поставляет чёрные металлы, сигареты, электромашины, изделия из древесины, пластмассы и пищевые продукты.

По объёму импорта в Украину среди стран Восточного партнёрства, по подсчётам Фокуса, лидирует Беларусь — её доля достигает почти 95%. Поставки молдавских и грузинских вин, армянских коньяков и минеральной воды боржоми, с которыми у украинцев ассоциируются другие страны — участницы Восточного партнёрства, ничтожно малы по сравнению с масштабом импорта белорусских нефтепродуктов. В 2015 году их ввезли в Украину на $1,8 млрд (74% в общем объёме импорта в Украину из Беларуси). Из-за этого отрицательное сальдо (разница экспорта и импорта) внешней торговли Украины с Беларусью достигает $565,5 млн.

Для Украины самым важным правовым вопросом при создании ЕЭП в рамках Восточного партнёрства будет согласование положений такого договора с Соглашением об ассоциации Украина-ЕС

Экономики стран Восточного партнёрства сегодня сложно назвать высокоинтегрированными. "Грузия во внешней торговле сильно связана с Азербайджаном (19% от общего экспорта Грузии) и Арменией (10%). Показатель экспорта в Украину — менее 5% и ежегодно сокращается. Экспорт Беларуси в Украину — 11,2% от общего экспорта Беларуси, импорт — 4,4%. У Молдовы экспорт в Украину — 4,7%, импорт — 10,3%. Остальные показатели экспорта и импорта между странами Восточного партнёрства находятся в диапазоне от 0,1% до 3%", — рассказывает гендиректор Advanter Group, соучредитель гражданской платформы "Нова Країна" Андрей Длигач. По его словам, для Молдовы основным внешнеторговым партнёром стала Румыния, для Грузии, наряду с Азербайджаном, — Турция, для Беларуси и Армении — Россия, для Азербайджана — Россия, Италия, Турция.

Кому это нужно

Андерс Аслунд

старший научный сотрудник Атлантического совета (США)

— Страны, окружающие Европейский союз, неоднократно учреждали зоны свободной торговли. В частности, в 1992 году Польша, Чехословакия и Венгрия (страны Вышеградской группы) создали Центрально-Европейское соглашение о свободной торговле (CEFTA), которое служило для подготовки к вступлению в ЕС. Поскольку эти страны присоединились к Евросоюзу, они вышли из CEFTA, в то время как другие государства, с амбициями присоединения к ЕС, вошли. Сейчас в CEFTA входят семь стран — Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Македония, Молдова, Черногория и Сербия. Штаб-квартира CEFTA находится в Брюсселе. Участие в этой организации предполагает членство во Всемирной торговой организации (ВТО), Соглашение об ассоциации с ЕС, а также соглашение о свободной торговле с нынешними членами CEFTA. Это действительно способствует развитию торговли между участвующими странами и готовит их к вступлению в Евросоюз.

Вместо того чтобы разрабатывать новое соглашение о свободной торговле Восточного партнёрства, Украина должна присоединиться к CEFTA. Соглашение с Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной не способно начать работать. Азербайджан и Беларусь даже не являются членами ВТО и не могут присоединиться к ВТО в течение многих лет. Армения и Азербайджан находятся в состоянии войны друг с другом. Кроме этого, Армения входит в Евразийский экономический союз с Россией, и ей не позволят присоединиться к соглашению. Если смотреть правде в глаза, Восточное партнёрство не функционирует. Остаются три страны, которые входят в ВТО и имеют соглашения об ассоциации с ЕС (Грузия, Молдова и Украина), причём Молдова уже состоит в CEFTA. Вместо того чтобы рассматривать создание соглашения о свободной торговле Восточного партнёрства, которое, даже если и будет сформировано, отнимет много лет на переговоры, организацию штаб-квартиры и т. д., Украина и Грузия должны присоединиться к CEFTA. Это позволит улучшить экономику, будет содействовать вступлению в ЕС и вряд ли покажется политически спорным решением, учитывая членство Молдовы в CEFTA в течение девяти лет.

Андрей Длигач

гендиректор Advanter Group, соучредитель гражданской платформы "Нова Країна"

— Инициатива создания таможенного, экономического союза или общего рынка между странами Восточного партнёрства при низких показателях взаимной торговли видится скорее вопросом политическим, чем экономическим, и может быть направлена, например, на сокращение зависимости от России. Стратегически для Украины более перспективна экономическая интеграция со странами условного Шёлкового пути и использование географического положения для производства конечного продукта из азиатских компонентов или сырья для европейского рынка (в лёгкой промышленности, автомобилестроении, машиностроении, товарах для дома, аксессуарах, строительных материалах, коммерческой технике, электроприборах и т. д.). Также перспективным представляется политический и экономический союз с Польшей, Литвой, Турцией и другими странами в рамках Балто-Черноморского или Центрально-Европейского объединения.

Руслан Осипенко

эксперт Экономического дискуссионного клуба

— Создание ЕЭП на базе Восточного партнёрства маловероятно, так как страны — члены такого образования остаются получателями помощи, а не донорами. А в союзе должны быть страны-лидеры, задающие тон и готовые вкладывать больше ради реализации общих стратегических целей. Без поддержки США или ЕС, ЕЭП в рамках Восточного партнёрства станет мёртворождённой идеей, несмотря на близость стран и возможность создания общего экономического рынка. Принадлежность стран Восточного партнёрства к разным экономическим союзам не даст возможности объединению реализовывать отдельную экономическую политику. Первая проблема, с которой могут столкнуться страны-члены при реализации инициативы — вопрос о нормах и стандартах, на которые должно перейти новое ЕЭП. Вряд ли это будут советские ГОСТы, на отказ от которых РФ не станет смотреть безучастно. Скорее эта нежизнеспособная идея призвана решить тактические задачи — отвести удар от стран ЕС как основных спонсоров политики Восточного партнёрства и в то же время с помощью Украины и других членов Восточного партнёрства вовлечь Беларусь и Армению в европейскую сферу влияния.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.