Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса
Новые фермеры. Как банкиры, фармацевты и теологи преуспевают в сельском хозяйстве

Новые фермеры. Как банкиры, фармацевты и теологи преуспевают в сельском хозяйстве

Фермерство стало одним из наиболее прибыльных видов малого бизнеса в Украине. Сегодня в эту сферу уходят работать даже представители престижных офисных профессий

000

Всего за несколько лет портрет украинского фермера сильно изменился. Сейчас среди аграриев можно без проблем найти людей, ранее работавших в таких престижных сферах, как IT, финансы или фармация. Столь резкую смену жизненного пути понять несложно — в кризис агробизнес остался одной из немногих прибыльных отраслей экономики. По данным Госстата, средняя рентабельность растениеводства в 2015 году увеличилась на 21%, до 50%. В сокращающейся промышленности или в финансовом секторе такой доходности сегодня добиться нереально. И хотя большую часть прибылей в агросекторе генерируют крупные холдинги, неплохо зарабатывать могут и небольшие хозяйства. В отличие от крупных компаний, они не обременены валютными кредитами и более гибки в принятии решений. Кроме того, небольшим компаниям гораздо проще найти подходящий участок земли, чем крупным холдингам создать земельный банк.

Из-за трудностей со сбытом мелких партий продукции и стандартизацией её качества подсобным хозяйствам трудно конкурировать с большими игроками в наиболее "ходовых" отраслях — выращивании зерновых и масличных культур. Гораздо проще заняться производством органической продукции, выращенной без применения ядохимикатов. Спрос на такие товары постоянно растёт как внутри страны, так и на внешних рынках. "Для малого агробизнеса интересны преимущественно направления, которые требуют большого количества операций, такие как выращивание овощей, фруктов, ягод, лекарственных трав", — говорит эксперт Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) Андрей Ярмак. По его словам, малый бизнес также может неплохо преуспеть в том, чем не хочет заниматься крупный. "Это выращивание различных нишевых культур с более высокой добавленной стоимостью, но ограниченным рынком сбыта. Сейчас вообще запрос на нишевые культуры", — объясняет Ярмак.

50% составляла средняя рентабельность растениеводства в Украине в 2015 году

Небольшим фермерским хозяйствам легче переключаться с выращивания одной культуры на другую, то есть проводить севооборот. "Это оздоравливает землю, уменьшает затраты на защиту и удобрения, увеличивает урожайность", — говорит директор Института аграрной экономики НАНУ Юрий Лупенко, добавляя, что помимо всего перечисленного это позволяет диверсифицировать источники дохода. Правда, при поиске ниш лучше избегать конкуренции с населением. К примеру, по наблюдениям эксперта ПроАгро Николая Верницкого, экологичная продукция животноводства — занятие более прибыльное, чем выращивание натуральных фруктов и овощей. "У бабушек на базаре кефир не продаётся, зато помидоры считаются домашними", — отмечает он.

Глаза разбегаются

Перспективу выращивания нишевых культур легко оценить, посмотрев на структуру аграрного импорта одного лишь Китая. Поднебесная ежегодно импортирует около 180 тыс. т сорго, 150 тыс. т семян льна, 114 тыс. т семян горчицы и 90 тыс. т лука. А это как раз те культуры, которые с успехом могут выращивать украинские фермеры, причём такую продукцию не обязательно везти именно в Китай. Простой пример: украинские аграрии до сих пор не используют в полной мере квоты на беспошлинный экспорт в ЕС ячменя и сахарной кукурузы. Дефицитна в ЕС и горчица, хотя для выращивания этого растения подходит даже непригодная для других культур земля. "Она прекрасно растёт даже после подсолнечника, который сильно истощает землю", — говорит академик Национальной академии аграрных наук Александр Иващенко. По его словам, семена горчицы пользуются спросом в Европе, а стоит тонна такой продукции в пределах 850–950 евро.

Африка и Ближний Восток готовы покупать украинские бобовые. Например, нут (он же "турецкий горох"), который до недавнего времени не пользовался популярностью у украинских фермеров. Сейчас, по данным "АПК-Информ", рентабельность его производства составляет от 20% до 80%. А по оценкам аналитика трейдинговой компании "Авас-Трейд" Антонины Скляренко, потенциал отечественных хозяйств позволяет ежегодно выращивать свыше 2 млн т нута при средней урожайности на уровне 1,5 т/га.

Достаточно незанятых ниш и на внутреннем рынке. К примеру, Украина, несмотря на девальвацию гривны, до сих пор импортирует большую часть чеснока. "Это сложная культура для промышленного производства", — поясняет Ярмак. По его словам, в этом направлении работают несколько хозяйств. Сразу на большой площади пытались выращивать чеснок в Украине американцы, но у них ничего не вышло. При этом фермеры вполне могут обкатать технологию на небольших площадях без особых потерь.

Ещё один хороший пример – спельта (она же "полба", которой поп кормил своего работника Балду в сказке Пушкина). Этот сорт твёрдой пшеницы сейчас востребован для производства "здорового питания". В Польше фермеры выращивают спельту уже несколько лет. Макароны из этой культуры можно найти в каждом польском супермаркете, и стоят они в несколько раз дороже, чем обычные. В Украине же культура практически не представлена, хотя некогда была одним из основных сортов пшеницы на наших землях.

"Для малого агробизнеса интересны преимущественно направления, которые требуют большого количества операций, такие как выращивание овощей, фруктов, ягод, лекарственных трав"

 

Андрей Ярмак

о перспективах малого фермерства в Украине

Недооценённым аграрные эксперты называют и потенциал выращивания технических культур — конопли и льна. Тем в более что в мире сейчас всплеск интереса к экотрендам, в том числе производству одежды из натурального волокна. За примером далеко ходить не надо: нынешний мэр Глухова Михаил Терещенко несколько лет назад начал выращивать лён и техническую коноплю и перерабатывать их на принадлежащем ему пеньковом заводе. "Украина способна стать лидером в мире по производству натурального волокна. Этого можно достичь всего за 10 лет, когда льном и технической коноплёй будет засеяно 100 тыс. га", — прогнозирует Терещенко.

Основное достоинство этих культур — их засухоустойчивость, низкие нормы внесения удобрений и полная безотходность. Спросом пользуются как волокно, так и семена, отжатое из них масло и даже солома.

Современный подход

Радужные перспективы для фермеров открываются лишь при грамотном управлении бизнесом, продуманном подходе к сокращению операционных затрат и маркетингу. "Экономия на спичках", то есть использование наиболее дешёвых технологий, средств защиты растений и удобрений, приводит к падению урожайности. В итоге маржинальность бизнеса получается даже меньшей, чем при использовании более дорогих "расходников". Простой пример — брендовые удобрения и ядохимикаты в несколько раз дороже, чем их китайские аналоги. Однако крупные компании зачастую предлагают покупателям дорогих удобрений в качестве "бонуса" бесплатное обучение, спутниковое отслеживание состояния полей и прогнозирование фитосанитарной ситуации в хозяйстве на основе обработки большого массива данных. "Такие решения оптимизируют расходы, предотвращая дополнительные финансовые затраты. Фермер знает, что ему нужно использовать для конкретной культуры, когда, с какой периодичностью и в какой концентрации", — говорит представитель компании "Байер" Борис Тимофеев. Поэтому современным фермерам критично важно держать руку на пульсе новейших технологий и просчитывать экономический эффект от их внедрения.

Попасть в торговые сети фермерам слишком сложно. Более успешным может стать участие в различных ярмарках

Ещё один способ разумной экономии — инвестиции в энергосберегающие технологии. "Я купил на распродаже солнечную батарею за половину её обычной цены и установил твердотопливный котёл, который работает фактически на древесных отходах", — делится своим опытом владелец фермы "Бабины козы" Александр Бабин. По его словам, это позволило более чем вдвое снизить затраты на электроэнергию и повысить конкурентоспособность продукции

Отдельный вопрос — сбыт. Многие фермеры мечтают попасть в супермаркеты, рассчитывая на стабильные продажи. Но, по словам директора Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко, подобная стратегия может оказаться ошибочной. "У фермерских хозяйств небольшие объёмы производства, — объясняет он. — А получить сертификаты соответствия качества стоит, мягко говоря, дороговато. Тем более одна сеть признаёт какой-то сертификат, а другая — нет. Кроме того, фермеры не могут гарантировать постоянный объём продукции". В итоге, как считает Дорошенко, попасть в торговые сети фермерам слишком сложно. Более успешным может стать участие в различных ярмарках (они проводятся едва ли не во всех районах крупных городов Украины) и фестивалях "натуральной еды".

"У меня есть небольшой магазинчик в Чернигове. Плюс каждую неделю ездим на разные ярмарки", — говорит фермер из Черниговской области Алексей Нестеренко, занимающийся изготовлением домашних молочных продуктов. Причём, по его словам, за день ярмарки иногда продаётся столько же, сколько в магазине за неделю. Не стоит пренебрегать и силой социальных сетей. К примеру, специализирующиеся на изготовлении фермерских сыров аграрии большую часть клиентов находят именно через профили в Facebook и Instagram. В общем, отставшим от производственных и маркетинговых технологий аграриям сегодня на рынке места нет.

Фокус побывал в гостях у троих фермеров, сменивших строгий офисный костюм на "рабочую рубаху".

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.