Небо становится ближе. Как приход Ryanair изменит Украину

Фото: TUT.by
Фото: TUT.by

Появление лоукостера не обвалит цены на авиабилеты, но повысит привлекательность украинского авиарынка

Related video

15 марта министр инфраструктуры Владимир Омелян и коммерческий директора Ryanair Девид О"Брайан объявят о приходе в Украину крупнейшего европейского лоукоста.

Впервые о желании Ryanair зайти в Украину заговорили в 2013 году, когда на рынке авиации наблюдался бурный рост. Но тогда компания не смогла договориться с руководством аэропорта Киева (Жуляны) о скидках на обслуживание. Ryanair традиционно требует от аэропортов больших скидок — компания предлагала платить за каждого обслуженного в аэропорту пассажира $5, тогда как администрация аэропорта настаивала на $15.

Связанный с падением гривны кризис платежеспособности украинцев, казалось бы, поставил на планах компании о полетах в Украину крест. Однако около года назад представители Жулян и Львовского аэропорта стали вновь говорить о переговорах с этим авиаперевозчиком. В начале 2017-го представители Ryanair начали переговоры с компаниями, занимающимися наземным обслуживанием воздушных суден. Впрочем, как рассказал Фокусу источник в одной из хендлинговых компаний, контрагентов в украинских аэропортах Ryanair пока не выбрал.

Но все же можно предположить, что переговоры с Ryanair вышли на уровень более конкретный, чем "договоренности о намерениях". Для этого в стране есть все экономические предпосылки. Например, по данным Госавиаслужбы, в 2016 году авиакомпании Украины перевезли 8,3 млн пассажиров, что на 31,2% больше, чем в 2015-м. Причем число международных пассажиров у авиакомпаний выросло в прошлом году на 31,6%, до 7,5 млн. Этот тренд не могли не заметить в Ryanair.

Кроме того, Ryanair сейчас борется с венгерским лоукост-перевозчиком Wizz Air за рынок Восточной Европы, и в этом плане заход в Украину более чем логичен.

Куда лететь будем

Инсайдеры авиарынка утверждают, что с наибольшей долей вероятности первым направлением ирландского перевозчика станет голландский Эйндховен либо польские и немецкие аэропорты. "Я предполагаю, что из Украины Ryanair полетит, скорее всего, в Польшу и Германию (Дортмунд, Бонн, Дюссельдорф, Кельн). В последней у Ryanair 13 баз", — говорит экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава.

Украинцы ждут от Ryanair появления супердешевых билетов по 10 евро, которые часто встречаются в оферте у перевозчика

Wizz Air уже приготовился к появлению конкурента. 13 марта компания заявила о полетах с 18 июня из львовского аэропорта в Берлин, а также запуске с августа рейсов из Киева в Познань, Люблин и Франкфурт.

Но как можно предположить, для авиакомпании наиболее интересными окажутся полеты из Украины в Испанию и Италию. На этих направлениях всегда высок спрос на недорогие билеты — там работает большая часть украинских заробитчан. Кроме того, это одни из самых популярных направлений для самостоятельного туризма.

Между тем по Средиземноморью Wizz Аir не сможет конкурировать с Ryanair. До кризиса полеты в Италию и Испанию были одними из ключевых направлений Wizz Air. Однако, решив ликвидировать свою дочернюю компанию в Украине в марте 2015 года, Wizz Air лишилась возможности летать туда в качестве украинской компании. Выполнять же полеты из Испании и Италии в Украину в качестве европейской компании Wizz Air, по слухам, не разрешают авиационные власти этих стран. Якобы они выдвигают условие создать местные базы и нанять наземный персонал и экипажи из своих граждан, а не летать транзитом из Венгрии самолетами с венгерскими экипажами. По всей видимости, Wizz Air это не особо интересно.

У Ryanair же в Италии расположено 27 баз, а в Испании 24 базы. То есть в бюджетном секторе ирландский перевозчик станет практически монополистом.

Все по 10?

Украинцы ждут от Ryanair появления супердешевых билетов по 10 евро, которые часто встречаются в оферте у перевозчика. Однако, как убежден директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк, на резкое снижение цен на авиабилеты украинцам надеяться пока не стоит. "Возможность массово снижать цены на авиабилеты есть только в том случае, когда объем рынка очень высокий. В Украине он пока не такой. Поэтому купить билеты по 10–30 евро можно будет лишь на небольшое количество рейсов и за значительный период времени до вылета", — говорит Вовк.

В то же время он не исключает, что приход Ryanair снизит цены на обслуживание авиакомпаний в украинских аэропортах, а значит, цены на билеты в любом случае снизят все, в том числе и конкуренты. "Низкие тарифы на рейсы Ryanair можно ожидать разве что сразу после выхода компании на рынок. Потом дисперсия (разница между минимальной и максимальной ценой. — Фокус) будет сокращаться", — отмечает Кава.

При помощи Ryanair можно будет относительно бюджетно долететь из Киева в любую точку Европы

Он объясняет, что если стоимость кресла на условном направлении составляет 150 евро, то для того чтобы продать 10 авиабилетов по 10 евро, нужно продать и 10 билетов по 290 евро. Поскольку дешевые билеты в Украине продать легко, а дорогие сложно, авиакомпании вынуждены сужать дисперсию. По этой причине и у Wizz Air самые низкие цены на рейсы из Украины гораздо дороже, чем на маршруты аналогичной протяженности внутри ЕС.

Не стоит забывать и о том, что сервис лоукост-компаний имеет свои нюансы. Покупая билет на рейс, пассажир оплачивает лишь сам перелет. Все остальные услуги лоукоста — платные. Это и распечатка посадочного талона в аэропорту, и провоз багажа, и питание на борту. Кроме того, пассажиры лоукостов часто прилетают во второстепенные аэропорты, удаленные от города, в который совершается рейс. Чтобы добраться до места назначения, приходится потратить еще несколько десятков евро.

"Цена билетов в данном случае — комплексный вопрос, поэтому ожидать резкого падения стоимости билетов на рейсы других авиакомпаний в целом точно не стоит. Возможна некоторая коррекция цен из-за конкуренции, но я не думаю, что она будет существенной", — говорит Вовк.

Тем не менее приход в нашу страну ирландского перевозчика для украинских туристов однозначный плюс. Хотя бы потому, что при помощи Ryanair можно будет относительно бюджетно долететь из Киева в любую точку Европы. Хоть лоукостеры выполняют полеты лишь point to point (из точки в точку) и забронировать перелет с пересадкой на их сайте невозможно, но выход есть. Агентства по продаже билетов давно научились зарабатывать на лоукостах, беря на себя связанные со стыковкой риски. Если пассажир опаздывает на следующий рейс, агентство за свой счет покупает ему другой билет с более поздним временем отправления. То есть в случае приобретения билетов через посредника, а не напрямую у авиакомпании, на самолетах Ryanair можно относительно дешево попасть в любой уголок Европы.

Кроме того, появление перевозчика свидетельствует о том, что безвиз для Украины не за горами. Как утверждают инсайдеры отрасли, в Ryanair неоднократно заявляли о том, что зайдут в Украину лишь после отмены виз в ЕС.