Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса
Бизнес по совести. Зачем крупному бизнесу корпоративная социальная ответственность

Бизнес по совести. Зачем крупному бизнесу корпоративная социальная ответственность

Реализуя социальные проекты, крупные корпорации думают не столько об общественном благе, сколько об имидже в глазах партнёров и привлечении инвестиций

000

Много лет назад сотрудники компании Ernst & Young в Украине решили заняться волонтёрскими проектами. Постепенно эти проекты приобрели более структурированную форму, и в определённый момент работники EY предложили руководству создать Комитет по корпоративной социальной ответственности (КСО). Это решение поддержали в головном офисе. Подразделение EY в Украине стало пионером в сфере КСО среди бренч-офисов крупнейшей в мире аудиторской компании. "На нас равнялись коллеги, к нам приезжали за опытом", — вспоминает управляющий партнёр EY в Украине Алексей Кредисов.

В прошлом году, по его словам, в волонтёрских проектах участвовало уже 56% сотрудников компании, то есть более 200 человек.

При этом на социальные программы по содействию в развитии гражданского общества и предпринимательства, повышению доступности образования и экологической устойчивости EY тратит не много средств. Основная инвестиция в КСО — это время. За прошедшие два года сотрудники EY в Украине посвятили социальным проектам около 10 тыс. часов. Это время компания оплачивала как проведённое на работе. Стоимость рабочего времени сотрудников составила $2,4 млн.

Договорились

В 2000 году ООН выступила с инициативой о поощрении социальной ответственности бизнеса и предоставлении отчётов об осуществлении такой политики. Инициатива впоследствии получила название "Глобальный договор". По состоянию на февраль этого года к Глобальному договору присоединилось более 13 тыс. организаций из 188 стран.

Впрочем, движение за социальную ответственность бизнеса возникло ещё задолго до подписания договора, в конце 1940-х. За это время наличие стратегий социальной ответственности стало must-have для крупных корпораций. Только в США и ЕС ежегодные инвестиции в КСО достигают $2 трлн.

В Украине же люди с советских времён привыкли, что их проблемы решаются кем-то другим. Раньше эту ответственность несло государство. К тому же социальные инвестиции в инфраструктуру, например в энергоаудит и реконструкцию городской котельной или теплосети, практически неощутимы конкретными людьми и особо не сказываются на репутации компании-инвестора.

В мире капитализма до сих пор ведутся споры относительно того, насколько бизнесу необходима КСО

Соответственно, бизнес не считает нужным тратить деньги на социалку. Либо же тратит, но путается в понятиях, понимая под КСО действия, которые намного уже корпоративной и социальной ответственности. В частности, в Украине КСО далеко не всегда становится составной частью корпоративного управления. В большинстве случаев она выступает в роли составляющей части работы по связям с общественностью. Последняя же ориентирована не на системное устойчивое развитие регионов, а на благотворительные или даже единоразовые акции.

Впрочем, и в мире капитализма до сих пор ведутся споры относительно того, насколько бизнесу необходима КСО. Защитники идеи утверждают, что существует прочное экономическое обоснование социальной ответственности: корпорации получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем краткосрочная прибыль. Критики же говорят, что КСО уводит бизнес в сторону от его фундаментальной экономической роли и становится не чем иным, как приукрашиванием действительности. 

Единственное, с чем соглашаются обе противоборствующие стороны, это то, что КСО — дело добровольное, необязательный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании. Например, загрязняющее воздух автомобильное предприятие должно заниматься проектами защиты окружающей среды, а фармацевтическое производство — уделять внимание просветительским программам по профилактике опасных болезней.

В чём выгода

Возникает логичный вопрос: зачем крупному бизнесу, который всегда отличался здоровым прагматизмом, нести социальную ответственность перед обществом, в котором он работает? Есть ли в этом выгода? Как утверждают эксперты, есть. К примеру, КСО влияет на лояльность клиентов и стоимость бренда.

Так, в недавнем отчёте занимающейся исследованием потребительских трендов компании Trendwatching приводятся такие цифры: 53% потребителей отказываются покупать товары и услуги у компаний, которые негативно влияют на окружающую среду или общество, а 73% убеждены, что бизнес должен не только зарабатывать, но и больше делать для общества.

Кроме того, КСО позволяет компаниям эффективно и прозрачно лоббировать свои интересы за счёт увеличения доверия и поддержки населения. Например, западные электрокомпании-монополисты инвестируют в экономическое развитие территорий и неприбыльные "зелёные" источники энергии. Но когда возникает необходимость увеличения тарифов для населения, получают нужную поддержку общества и политиков.

В украинских реалиях КСО ещё не играет столь большой роли в репутации компании, как за рубежом

Наконец, исследования показывают, что компании, уделяющие внимание КСО, привлекают в свои ряды и воспитывают более мотивированные и менее склонные к злоупотреблениям кадры. Да и участие в развитии территорий, где работает компания, и решение проблем её жителей помогает удержать хороших специалистов.

"В сегодняшних социально-экономических условиях Украины бизнес тесно связан с территорией, на которой работает. Тем более если этот бизнес градообразующий. Чтобы быть устойчивым, нужно не только выплачивать все необходимые налоги, но и понимать проблемы территории и её жителей, выстраивать с людьми взаимоотношения, отвечать на их запросы. Бизнес может стабильно расти только тогда, когда развивает среду вокруг себя. А в процветающем городе легче найти квалифицированных сотрудников и хороших подрядчиков, потому что есть спрос на их услуги", — объясняет директор по региональной политике ДТЭК Татьяна Оверина.

А как у нас?

"Можно выделить две основные цели, которые преследуют украинские компании в сфере КСО. Это уменьшение и смягчение рисков и формирование положительного имиджа в глазах клиентов, общества и государства", — отмечает старший консультант отдела услуг в сфере устойчивого развития EY в Украине Андрей Китура. Он добавляет, что структур, способных грамотно реализовать практику КСО, в Украине мало. Это либо международные компании, которые представлены в Украине, либо крупнейший отечественный бизнес. Что касается малого и среднего бизнеса, то он вопросам КСО уделяет гораздо меньше внимания.

Столь низкий интерес к вопросам устойчивого развития можно объяснить тем, что, как уже отмечалось, в украинских реалиях КСО ещё не играет столь большой роли в репутации компании, как за рубежом. Кроме того, эффект от ведения КСО-деятельности в Украине для компании до сих пор выражается в нефинансовых показателях и не ведёт к прямым дополнительным денежным доходам.

Впрочем, такое положение вещей временное. Как отмечает директор по КСО Укрзализныци Ростислав Куринько, мировая тенденция в сфере корпоративно-социального развития такова, что в поддержку и развитие КСО-проектов и программ массово пошли деньги. "Финансирование разворачивается в строну КСО и устойчивого развития. В эту область идут долгие и дешёвые деньги. С компаниями, проводящими политику КСО, более плотно работают инвестиционные фонды", — отмечает менеджер.

Эффект от ведения КСО-деятельности в Украине не ведёт к прямым дополнительным денежным доходам

По его словам, после аварии British Petroleum с разливом нефти в Мексиканском заливе в 2010 году, причиной которой стали не видимые в классической отчётности нефинансовые причины (у компании за несколько лет до катастрофы начали случаться неприятные инциденты в области техники безопасности), инвестиционное сообщество осознало ключевую роль учёта и реагирования на нефинансовые риски. Компании, управляющие более широким перечнем рисков (а это одна из задач КСО), теперь выглядят в глазах инвесторов более стабильными, с лучшим прогнозом, а следовательно, являются более инвестиционно привлекательными.

"На КСО в деловом мире смотрят сейчас с позиции управления рисками и появления новых возможностей. Если ты инвестируешь в направление КСО, значит, как минимум ты плывёшь по течению. Таким компаниям оказывают инвестиционную и политическую поддержку, дают своего рода "зелёный свет" в развитии бизнеса. В итоге они демонстрируют хорошие финпоказатели", — говорит Куринько.

Учитывается работа в направлении КСО и в котировках акций многих зарубежных компаний, что ещё больше стимулирует их развивать направление. Правда, в Украине подобной практики пока нет, но эксперты надеются, что со временем всё изменится. Экономика страны, пусть и с опозданием, но следует за мировыми тенденциями. А значит, и быть "не как все" долго мы не сможем.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.