Призрак изменений. Почему в Украине буксуют реформы

Фото: Getty Images, УНИАН
Фото: Getty Images, УНИАН

Несмотря на рост позиций Украины в рейтинге Всемирного банка, большая часть обещанных Коалиционным соглашением 2014 года экономических реформ до сих пор не реализована

Related video

Фискальная реформа

Реформа фискальных органов стала одним из ключевых элементов Коалиционного соглашения. Согласно этому документу еще в I квартале 2015 года нардепы обещали пересмотреть размеры Единого социального взноса, уменьшив его до 18%. Депутаты действительно снизили ЕСВ до 22%. Для бизнеса это лучше, чем 35%, которые отчисляли за каждого работника до 2015 года, однако явно недостаточно для вывода экономики из тени.

Напомним: по подсчетам Минэкономразвития, в I квартале этого года уровень теневой экономики составил 37% от ВВП. Это на 6% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2016 года, но все равно непозволительно высоко. Министр социальной политики Андрей Рева в интервью Фокусу открыто признавал, что деятельность ГФС направлена в первую очередь на затыкание бюджетных дыр за счет сбора налогов. Поэтому с точки зрения бизнеса выгоднее оставаться в "серой" зоне. Без коренного изменения подхода государства к фискальной политике эту ситуацию не изменить.

Однако пока бизнес дождался от государства лишь "косметических" изменений наподобие создания открытого реестра возмещения НДС. Хотя все в том же Коалиционном соглашении прописана необходимость разделения сервисной и правоохранительной функций фискальной службы путем образования единой службы финансовых расследований. Правительство одобрило соответствующий законопроект еще в марте этого года, однако до сих пор новая служба так и не заработала. Пока Кабмин с Минфином не могут договориться, кому именно будет подчиняться новая структура.

По факту контроль за соблюдением законодательства в экономической сфере контролируется ГФС, СБУ и Нацполицией. По словам исполнительного директора Европейской Бизнес Ассоциации Анны Деревянко, такое положение вещей позволяет заблокировать работу "неугодной" компании, а значит, открывает путь коррупции. Помимо этого, создание единой службы финансовых расследований — одно из требований МВФ. Его невыполнение ставит под угрозу сотрудничество с международными кредиторами.

Fullscreen

Новая надежда. Подписание Коалиционного соглашения 21 ноября 2014 года. Участники пяти политических партий, прошедших в Верховную Раду, обещают реформировать страну

Много вопросов вызывает и кадровая политика правительства в отношении ГФС. После отстранения в марте Романа Насирова в статусе и. о. фискальным ведомством руководит Мирослав Продан, который при Януковиче занимал руководящие посты в винницкой таможне. С тех времен за ним тянется шлейф упоминаний в коррупционных скандалах. Самый яркий из них — неоднократные сообщения в СМИ о причастности нынешнего главы ГФС к "ореховым схемам" — экспорту грецких орехов через фирмы-прокладки по заниженным ценам. В частности, Продана связывают с неким Чебурашкой, работником винницкой таможни Вячеславом Тишковским, который якобы передавал вознаграждение за орехи лично Продану. В комментарии Фокусу ГФС не подтвердила и не опровергла информацию о личных связях Продана с Тишковским, да и с "ореховыми схемами" вообще, сославшись на желание оперировать фактами, а не допущениями.

Впрочем, разбираться в деталях биографии Мирослава Продана — задача правоохранителей. Однако то, что фактический глава ГФС назначен без консультаций с бизнесом — факт. И это, как и описанные выше промедления с реформами, позволяет утверждать, что правительство Владимира Гройсмана, как и предшественники, относится к фискальным органам, как к "ручной" структуре. А значит, надеяться на реальное облегчение условий для ведения бизнеса в Украине пока не стоит.

Земельная реформа

Для проведения земельной реформы, в соответствии с Коалиционным соглашением, нужно отдать землю за пределами населенных пунктов в управление территориальным громадам, как это было до 2002-го. Передача земли в коммунальную собственность местных общин необходима для более эффективного ее использования. "В Украине органы само­управления контролируют менее 10% всех неприватизированных земель. Остальное контролируют центральные органы исполнительной власти. Крупнейший распорядитель — Госгеокадастр. И это мощнейшая коррупционная вертикаль", — считает эксперт по земельным вопросам Андрей Мартын.

9 ноября на голосование должны вынести проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно управления земельными ресурсами в границах территориальных громад и урегулирования других вопросов в сфере земельных отношений".

37% от ВВП составил уровень теневой экономики в Украине за I квартал 2017 года

В случае принятия документа распоряжаться землями будут местные власти. За Госгеокадастром закрепят лишь функции госнадзора. "Поддержка законопроекта в профильном комитете есть со стороны всех фракций. Ну а голосование в зале зависит от многих факторов, в том числе и от того, что предпочтут нардепы — работу в зале или поход в буфет", — комментирует ситуацию нардеп от БПП Сергей Хлань.

Еще одна проблема — инвентаризация земель. Коалиция пообещала провести ее до 2016 года. Но эта миссия провалена. "Процедуры регистрации земельных участков и оформления прав на них настолько забюрократизированы и коррумпированы, что многие государственные и коммунальные предприятия пытаются не ввязываться в канитель с оформлением используемой земли. Совокупные затраты на ее оформление с учетом коррупции могут достигать нескольких миллионов гривен и занять не один год", — поясняет Мартын.

Большая приватизация

В 2015 году министр финансов Наталья Яресько оценила возможные поступления в бюджет от приватизации крупных госактивов в 17 млрд грн. В реальности в 2015-м и 2016-м удавалось выручить лишь по несколько сот миллионов гривен за счет объек­тов малой приватизации. В этом году ситуация несколько улучшилась. За счет продажи остающихся в собственности государства блокпакетов облэнерго ФГИ выручил около 3,5 млрд грн. Еще 4,5 млрд намерен получить до конца года. Но до плановых цифр это по-прежнему далеко.

Масштабная приватизация вновь затягивается. К примеру, ФГИ пытается в очередной раз выставить Одесский припортовый на аукцион весной 2018 года. Однако за заводом числится долг в $250 млн перед DF Group Дмитрия Фирташа. Государство должно решить: реструктуризировать долг либо включить его в стартовую цену. Но пока с этим не определились.

Среди больших лотов приватизации в начале 2018 года ФГИ запланировал продажу Запорожского алюминиевого комбината, а также пяти облэнерго: Тернопольоблэнерго, Запорожьеоблэнерго, Харьковобл­энерго, Хмельницкоблэнерго, Николаевоблэнерго. Но вопрос, насколько успешными будут аукционы, открыт. И. о. главы Фонда госимущества Виталий Трубаров отмечает, что сейчас потенциальные инвесторы просто не могут разобраться в законодательной базе по приватизации. Приватизационную деятельность регулируют семь законов, под них прописано множество подзаконных актов. Ситуацию может исправить новый закон о приватизации, однако он пока не принят. То есть на интерес крупных инвесторов к украинскому M&A рынку в ближайшее время надеяться не стоит.

Fullscreen

Шоковые тарифы. До октября 2018 года все жилые и нежилые помещения должны быть оснащены счетчиками на воду и тепло

Трудовая реформа

Бизнес ожидает от государства и принятия нового Трудового кодекса, проголосовать за который планировалось еще в І полугодии 2015-го. Существенные изменения в этот документ последний раз вносились в 60-х годах. Новый Кодекс законов о труде призван защищать как работодателя, так и наемного работника. Например, первые получат право вести видеонаблюдение за сотрудниками и увольнять работника, "засидевшегося" на больничном. Кроме того, в новой редакции будет легитимирована распространенная в последние годы практика удаленной работы. Работники же получат гарантии соблюдения принципов гендерного равенства и запрет на увольнение сотрудников, которым осталось до пенсии менее трех лет.

Этой осенью ВР рассматривала документ. В кодекс внесли более 1,5 тыс. правок, однако окончательного вердикта депутатов пока нет.

Реформа угольной отрасли

Один из ключевых вопросов украинской энергетики — реформирование убыточных госшахт. Министр энергетики Игорь Насалик уже давно говорит о намерении оптимизировать работу 32 шахт Минэнерго. Восемь перспективных предприятий ведомство планирует оставить себе, 14 приватизировать, 11 ликвидировать. Как сообщили Фокусу в министерстве, на сегодня предприватизационную подготовку прошли пять шахт. Непосредственно к приватизации государство приступит в 2020 году, после проведения реорганизации угледобывающих госпредприятий и их подчинения одному юрлицу.

Однако эксперты в успех верят мало. "Возможно, нашлись бы добросовестные инвесторы для нескольких шахт, где есть большие запасы угля. Но чиновникам выгоднее их просто разграбить до конца", — говорит председатель Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец, отмечая, что на предприятиях продолжают действовать коррупционные схемы и "институт смотрящих". Более того, по словам Волынца, производительность госшахт упала на 30% по сравнению с прошлым годом, в то время как показатели добычи на шахтах ДТЭК Рината Ахметова выросли примерно на 10%.

О том, что украинские госшахты вряд ли заинтересуют инвесторов, говорит и директор Центра исследования энергетики Александр Харченко. "Есть проблема с отсутствием рыночных индикаторов цены угля. Когда мы имеем монополиста ДТЭК, контролирующего добычу угля на 75%, не имея открытого рыка для формирования цен на уголь, ни один инвестор на приватизацию таких объектов не пойдет", — поясняет эксперт.

Fullscreen

По реке. Баржа с херсонскими арбузами стала одним из главных мемов лета в социальных сетях

Реформа речных перевозок

Речные перевозки в Украине за последние несколько лет практически неразрывно связывают с компанией "Нибулон" Алексея Вадатурского. Этим летом он пробовал привлечь внимание к проблемам водных перевозок турне "баржи с арбузами" из Херсона в Киев. Однако дальше соцсетей вопрос не продвинулся.

В Мининфраструктуры уверены, что потенциал водных путей сообщения в Украине недооценен, тогда как наша страна — стратегический игрок в системе европейского внутреннего судоходства. "Стоит задача не столько увеличить поступления в бюджет, сколько переориентировать перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом на реку", — поясняет заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань.

В ведомстве Владимира Омеляна подчеркивают, что интерес к украинским водным путям у европейцев есть. Однако активизироваться внутренние водные перевозки смогут только после принятия закона "О внутреннем водном транспорте". Баталии вокруг этого законопроекта в ВР развернулись еще летом. По сути вопрос заключается в том, смогут ли получить доступ к украинским рекам суда под иностранными флагами и каков будет речной сбор. По словам Довганя, законопроект внесут на голосование в начале декабря. Однако станет ли он в этом году законом — большой вопрос.

Реформа учета коммунальных услуг

Шоковые повышения тарифов с 2015 года в правительстве обещали компенсировать введением системы более эффективного учета ресурсов и услуг. Принцип прост: сколько потребил, за столько и плати. Именно для соблюдения этого принципа в июне и был принят Закон "О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения". В соответствии с ним до октября 2018-го все жилые и нежилые помещения должны быть оснащены придомовыми счетчиками учета потребления воды и тепла.

Однако в Офисе эффективного регулирования BRDO отмечают, что в этом отопительном сезоне закон не заработает. По информации, размещенной на официальном сайте Минрегионстроя, по состоянию на июль этого года уровень оснащенности жилых домов придомовыми счетчиками тепла составляет около 70%. Квартирных счетчиков тепла установлено еще меньше.

В 17 млрд грн оценила Наталья Яресько возможные поступления в бюджет от приватизации крупных госактивов

Наряду с установкой счетчиков существуют и регуляторные проблемы. По словам координатора жилищно-коммунальных программ гражданской сети "Опора" Татьяны Бойко, чтобы закон заработал, Минрегионстрою еще предстоит разработать около 20 подзаконных актов. "Будет тяжело доказать, какую часть должен оплачивать потребитель, кроме того, что показал его индивидуальный счетчик. Если говорить о тепле, то тут немного проще: оно обсчитывается по квартирам. Что касается воды, я пока не представляю, какие должны быть основания, чтобы тут делались доначисления", — подытоживает Татьяна Бойко.

Реформа социального страхования

Отдельный раздел в Коалиционном соглашении посвящен развитию системы негосударственного социального страхования и прекращению финансирования из Фонда социального страхования расходов, непосредственно не связанных со страхованием работников, — таких как санаторно-курортное лечение, декретные отпуска или мероприятия по переобу­чению в случае безработицы. Также предстоит создать систему общеобязательного государственного медицинского страхования, в которую будет включено также страхование от несчастных случаев на производстве, профзаболеваний и временной неработоспособности.

"Система социального страхования в Украине устарела. Украина все еще не перешла на европейские стандарты соцстрахования. У нас никак не уйдут от советских устоев в этом вопросе", — говорит руководитель Института гражданских свобод Галина Третьякова.

По ее словам, принципы обновленной системы соцстрахования нужно выписывать практически с нуля, меняя структуру управления фондами, подходы к расчету и распределению единого социального взноса. Чтобы ситуация менялась, необходимо проводить структурные реформы и готовить системные документы. Этого пока нет. "Минсоцполитики очень неохотно идет на контакт с депутатами. Взять хотя бы законопроект о пенсионной реформе. Он разрабатывался без обсуждения с депутатами, был зарегистрирован буквально за два дня до голосования. Взаимодействия с парламентом не было, оказывалось давление со стороны Кабмина, чтобы проталкивать решения", — объясняет ситуацию нардеп от "Самопомочи" Наталья Веселова.

Одним словом, примеров неудавшихся реформ можно привести массу. Создается впечатление, что правительство Владимира Гройсмана большую часть усилий сосредоточило на "косметическом ремонте" украинской экономики — изменениях, которые можно в выгодном свете представить перед международными кредиторами и использовать для повышения позиций Украины в авторитетных рейтингах, что будет позитивно воспринято на предстоящих выборах активной частью электората.

Однако, чтобы превратить построенную еще во времена развитого социализма развалюху в комфортное жилье, побелки стен явно недостаточно. Нужен капитальный ремонт, а с ним у строителей страны возникают проблемы.