Хотели как лучше. Как попытки пресечь схемы возврата НДС ударили по бизнесу

Фото: dtkt.ua
Фото: dtkt.ua

Система автоматической блокировки налоговых накладных не решила проблему возмещения налогового кредита

Related video

"За четырехмесячный период работы системы автоматической блокировки налоговых накладных по Киеву заблокировано 36% накладных малого и среднего бизнеса", — говорит начальник Главного управления ГФС в Киеве Людмила Демченко. Внедренную в июле 2017 года Минфином систему автоматического подтверждения накладных, на основании которых предприятия получают налоговые кредиты на уплаченный НДС, можно назвать классическим примером подтверждения пословицы о благих намерениях, которыми устлана дорога в ад.

Схемы с возмещением НДС, так называемые "скрутки", с 2016 года лидируют в числе фискальных злоупотреблений бизнеса. Работают "скрутки" довольно просто. Импортер ввозит партию товара, оплачивает на таможне 20% НДС и получает налоговый кредит. Свой товар он продает физическим лицам — предпринимателям без кассовых аппаратов, которым налоговые документы не нужны. А затем отдельно продает документы на товар юрлицу — плательщику НДС, которое торгует совершенно другим товаром. Последний благодаря этому получает налоговый кредит на якобы купленный им товар и платит значительно меньше налогов.

Не пропустим

Для борьбы со "скрутками" в декабре прошлого года приняли закон, который внедрял механизм автоматической остановки регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки. При поддержке МВФ Минфин разработал систему автоматической блокировки налоговых накладных, содержащих признаки фиктивных операций.

Этот механизм заработал в тестовом режиме с 1 апреля 2017 года — система видит проблемные накладные, но не блокирует их, а сообщает представителям ГФС о том, что документы стоит перепроверить в ручном режиме. Действие пилотного периода закончилось 1 июля. С этого момента компьютер начал блокировать не вызывающие доверия накладные без участия человека.

По данным ГФС Украины, с июля этого года в Едином реестре плательщиков НДС было зарегистрировано 90 млн накладных. После отсечения по первичным критериям анализа, которые определены приказом Минфина №567 от 13.07.2017 года, на мониторинг в систему поступило 500 тыс. накладных, из них 200 тыс. было отказано в регистрации.

Предприниматели попросили срочно изменить систему, поскольку они теряют клиентов и вынуждены подавать кипы бумаг, чтобы в ручном режиме разблокировать запрет системы

Вроде бы немного, но большая часть из заблокированных накладных принадлежит малому и среднему бизнесу. Проблема приобрела такой масштаб, что 15 ноября Комитет налоговой и таможенной политики провел слушания на эту тему. На нем предприниматели попросили народных депутатов срочно изменить систему, поскольку из-за ее несовершенства они теряют клиентов и вынуждены собирать кипы бумаг, чтобы в ручном режиме разблокировать запрет системы. В случае блокирования накладной им приходится подавать документы отдельно по каждой операции и доказывать реальность сделки. Предпринимателям, торгующим всякой мелочевкой наподобие компьютерных комплектующих, зачастую приходится приносить в ГФС ящики документов. При этом недобросовестные компании по-прежнему проводят через автоматическую систему возмещение схемного НДС на миллиарды гривен.

Оценки риска

Представители главного управления ГФС в Киеве признают проблему: система с момента запуска пропустила накладные со "схемным" налоговым кредитом на сумму 2 млрд грн. При этом реальному бизнесу заблокировали 879 млн грн НДС.

По словам главы Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, важная роль в борьбе с налоговыми махинациями отводилась подзаконным актам, которые должен был разработать Минфин. Согласна с ней и Людмила Демченко. "Критерии оценки риска оказались неточными. Как по мне, самая большая проблема в том, что нет оперативного реагирования на изменения этих критериев", — подчеркивает она. Более того, по словам Демченко, подразделения фискальных органов на местах лишены возможности оперативно помочь бизнесу в решении проблемы, поскольку имеют право лишь фиксировать ее и отправлять данные "наверх".

В Минфине также признают проблему с некорректно выписанными критериями фиктивности накладных. Однако министр финансов Александр Данилюк утверждает, что подзаконные акты разрабатывались с учетом требований закона. "Минфин разработал систему блокирования в соответствии с требованием закона и с учетом замечаний от комитета, кроме одного — снизить норму по сумме мониторинга (минимальная сумма объема поставки, при которой накладная регистрируется автоматически. — Фокус) до 250 тыс. грн с 500 тыс. грн", — поясняет он.

Пока для решения проблемы Минфин увеличил на 150 человек штат центрального аппарата ГФС, где принимают решение о разблокировке накладных, а в самом министерстве создали спецдепартамент, в котором оперативно разрабатывают изменения критериев. Данилюк утверждает, что прогресс есть. Уже зарегистрировано 15 тыс. технологических карт предприятий — данных, которые позволяют системе мониторинга понять, что компания не фиктивная и в последующем не блокировать ее накладные. "Проблема в том, что для этого нужно определенное время", — сетует чиновник.

Радикальные меры

"Принятие этого документа означает возврат к тестовому режиму работы системы регистрации. Вызывающие сомнение накладные будут регистрироваться, но не блокироваться автоматически"

Для решения проблемы Александр Данилюк планирует внести изменения в Налоговый кодекс. Правительство уже зарегистрировало в Верховной Раде законопроект №7240 "О внесении изменений в статью 201 Налогового кодекса Украины относительно регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных".

Сейчас законодательство дает право налогоплательщику в течение года с момента блокирования документа дать пояснение относительно законности накладной, после чего комиссия, рассматривающая заявку, выносит решение — следует разблокировать накладную или нет. Предложенный Минфином законопроект изменяет именно сроки рассмотрения жалоб. Если в течение пяти дней комиссия при контролирующем органе не принимает решение по блокированной накладной, она автоматически регистрируется системой как подтвержденная.

Однако Нина Южанина вместе со своей коллегой по парламентскому комитету Татьяной Остриковой считают, что существующая система регистрации налоговых накладных однозначно не оправдала себя. Для исправления ситуации, по их словам, необходимо принять законопроект №7115 "О внесении изменений в подраздел 2 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины относительно остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных". По сути, принятие этого документа означает возврат к тестовому режиму работы системы регистрации. Вызывающие сомнение накладные будут регистрироваться, но не блокироваться автоматически.

Пока Минфин и парламентский комитет не могут найти точки соприкосновения на пути решения проблемы. Остается следить за тем, чья позиция покажется более весомой народным депутатам.