Илон + Саша = гиперлуп. Сможет ли Украина стать тестовой площадкой для инновационного проекта

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Фокус разобрался, кто придумал украинский гиперлуп и каковы шансы, что эта идея воплотится в жизнь

Related video

"Гиперлуп в Украине" — этими словами полтора месяца назад взорвались украинские медиа и соцсети. Хайп получился знатный, с сотнями фотожаб, тысячами саркастичных шуток и уймой новостей на эту тему. Мининфраструктуры подписало меморандум о создании площадки для тестирования придуманного Илоном Маском инновационного транспорта с Национальной академией наук Украины, гигантом космических технологий "Южмашем", лидером рынка трубопроката "Интерпайпом", флагманом оборонной индустрии Укроборонпромом и рядом других, не менее уважаемых организаций. Руководителем проекта HypeUA стал Александр Озеран, генеральный директор Директората государственной политики в сфере цифровой инфраструктуры на транспорте. По сути, проект строительства Hyperloop стал первым, получившим публичную огласку детищем новосозданной Кабмином структуры.

В течение недели после презентации шумиха поутихла, а украинский гиперлуп понемногу стал превращаться в мем наряду с "уставшим мостом" на Шулявке и "метро на Троещину". В качестве первоапрельской шутки Укрзализныця даже "начала" продажу билетов на гиперлуп, а некоторые пользователи Facebook "перенесли" тестовую площадку из Днепра на малую родину премьера — в Винницу.

Однако Озеран сохраняет оптимизм. "Плохой пиар — это тоже пиар. Мы сейчас пользуемся своим энтузиазмом, чужим энтузиазмом, стремлением в будущем зарабатывать на таких проектах", — поясняет чиновник. Озеран обещает до конца года изучить возможность строительства, проанализировать пассажиропотоки и грузовые потоки, которые может перевозить украинский Hyperloop. "Грузовые гиперлупы тоже существуют в идее. В Дубае рассматривают возможность строительства грузового гиперлупа. Это компания Dubai Port World, она, кстати, хочет заходить в Украину", — говорит он.

Fullscreen

В Украине теоретически есть необходимые для создания Hyperloop технологии: умение конструировать космические аппараты, аэродинамические узлы, отливать бесшовные трубы и сваривать их. Другой вопрос, насколько в отечественных реалиях теория способна сочетаться с практикой.

Пожалуйста, подождите

"Психологическим стимулом стало то, что к нам обратилась Академия наук. Они проводят конкурсы научных проектов и предложили сделать что-то такое, что будет полезно министерству. Мы подумали: почему бы им не изучить вопрос целесообразности строительства гиперлупа в Украине. Сейчас в мире на этот вид транспорта бум, и не хочется отставать в этом вопросе. Они загорелись этой идеей, и все началось", — поясняет Александр Озеран.

Однако участники проекта, подписавшие в феврале меморандум с Мининфраструктуры, высказываются о перспективах проекта крайне сдержанно. "Южмаш" заинтересован в реализации идеи "Гиперлуп в Украине". Это высокотехнологичный проект, а у предприятия достаточно мощностей и есть научный потенциал, чтобы принимать участие в разработках. Тем более сейчас в Украине некоторый спад интереса к космическим технологиям", — пояснил Фокусу помощник гендиректора "Южмаша" Владимир Ткаченко. Однако он отмечает, что предприятие готово принимать участие в проекте, лишь при условии четкой координации со стороны министерства.

Похожей позиции придерживается и бизнес. Так, в "Интерпайпе" Виктора Пинчука корреспонденту Фокуса сказали, что для привлечения производственной компании необходимо технико-экономическое обоснование проекта, которое еще не разработано.

Fullscreen

Его разработкой займется Академия наук. Там уже создали соответствующую рабочую группу. "Мы должны предоставить вывод о том, насколько это реалистично. Рассмотреть все предпосылки — технические, технологические, экономические. Но в лучшем случае эта работа начнется во второй половине года", — говорит Валерий Геец, директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины, который и возглавил рабочую группу.

Тем не менее Мининфраструктуры планирует начать строительство уже через год. "2019 год — это реалистично. У нас был звонок одной из трех передовых компаний в мире, которые строят гиперлуп. Подключаем партнеров, подключаем консалтинг, чтобы они работали. Им это интересно: если они в проекте, осуществляют исследования, владеют информацией, то им потом легче будет свои услуги продавать, привлекать частных инвесторов, на комиссии зарабатывать", — говорит Озеран.

Кто за вакуум заплатит?

Деньги на финансирование фантастического проекта станут одним из главных камней преткновения. Как заверил Фокус министр инфраструктуры Владимир Омелян, бюджетных средств для финансирования Hyperloop не предусмотрено. Вся надежда на частные инвестиции.

Но, как уже говорилось, без технико-экономического обоснования начинать поиск инвестиций бессмысленно. "Когда не видно технического обоснования, финансовой модели, говорить о постройке преждевременно", — поясняет Ярослав Пилипчук, эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре Института будущего.

Fullscreen

Александр Озеран утверждает, что речь идет об относительно небольших суммах. "На европейском континенте один километр пути стоит $40 млн. Если мы говорим о Hyperloop, то это от $11 до $17 млн. Тестовая площадка — это полкилометра, то есть не такие значительные деньги", — поясняет он. Поэтому поиск инвесторов не должен составить проблем.

Однако, по словам Ярослава Пилипчука, тестовая площадка хоть и будет стоить в разы дешевле, чем полноценный маршрут, но у нее нет перспектив для окупаемости. Испытания имеет смысл проводить лишь тогда, когда понятны финансовые обоснования проекта в целом. В прошлом году Институт будущего проделал расчеты приблизительной стоимости строительства гиперлупа из Киева до Одессы. Она составила около $3,6 млрд. В то, что кто-то рискнет вложить в Украину такие средства, верится с трудом.

Тем более сегодня технологии вакуумного поезда не применяются ни в одной стране мира. Пока все на уровне бумажных проектов. Одним словом, HypeUA в лучшем случае окажется возможностью "прощупать" потенциал украинских предприятий для создания новых технологий и участия в мировых проектах. В худшем — возможностью немножко хайпануть: нелепо, но красиво.

Fullscreen