Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса
<span class="label red">Спецпроект</span> Дело в стакане. Из чего делают стаканы в Черновцах
Компания героев. Спецпроект при поддержке Укргазбанк

Спецпроект Дело в стакане. Из чего делают стаканы в Черновцах

Как благодаря Укргазбанку в Черновцах появилось предприятие с полным циклом производства бумажных стаканчиков

000

Каждые 10 минут станки компании "Лорипласт", которая делает бумажные стаканчики, останавливаются. Это не связано с поломкой техники или ошибкой работника. Так на предприятии проверяют качество продукции. Из готовой партии выбирают несколько стаканчиков, наливают горячий кофе и смотрят, не протекают ли они. Часто в этом процессе участвует собственник бизнеса — Михаил Прозоровский. "Всё нужно уметь делать самому, ведь наёмные работники приходят и уходят, а я остаюсь", — шутит предприниматель, который уже более 20 лет развивает своё дело в Черновцах.

Три проблемы

История компании "Лорипласт" началась в 1994 году. Основать своё дело в 90-е было непросто, но Михаил Прозоровский не хотел просто перепродавать, а мечтал наладить своё производство. Предприниматель выбрал самый простой, но необходимый товар — целлофановые пакеты и одноразовую посуду. Его компания существовала более 10 лет. О заработках предприниматель не рассказывает, лишь отмечает, что это было очень давно. "Мне всегда хотелось большего, не просто перепродавать, а самому производить", — говорит собственник "Лорипласта". Предпосылки для нового витка бизнеса были очевидны — за годы работы оптовым торговцем Прозоровский наладил развитую клиентскую базу по всей стране и хорошую логистическую сеть.

"Сначала я планировал делать пластиковую посуду, ведь на неё всегда большой спрос", — рассказывает бизнесмен. Однако пластик из-за неэкологичности с каждым годом терял популярность. В 2008 году бумажная посуда как раз вошла в мировые тренды. В этом Прозоровский убедился на европейских профильных выставках. Так сформировался новый вектор бизнеса — производство бумажных стаканчиков. Но реализовать замысел в 2008 году не получилось — финансовый кризис. Идею пришлось отложить на два года.

Прозоровский продолжал посещать профильные мероприятия в Европе, чтобы узнать, как похожий бизнес работает в других странах. Он понимал: для запуска производства нужно современное оборудование, которого не было в Украине. Решить эту проблему помог случай. На одной из конференций бизнесмен познакомился с представителями южнокорейской компании Dae Sung Hi Tech Co по производству техники и станков для работы с картоном.

На старт

$450 тыс. стартовый капитал компании "Лорипласт"

Аренда заводского помещения, техника, первые закупки сырья, персонал — главные расходы при запуске производства. По подсчётам Прозоровского, стартовый капитал составлял около $450 тыс. Такой суммы у него не было. Чтобы найти деньги, он обратился в Укргазбанк. "Я выступил перед кредитным комитетом, рассказал о своей бизнес-идее", — вспоминает предприниматель. Поход увенчался успехом — половину нужной суммы он получил в кредит. Другая половина стартового капитала — прибыль от работы "Лорипласта" в предыдущие годы.

По словам Прозоровского, первое, чем он занялся, получив необходимую сумму для открытия бизнеса, — нашёл подходящее помещение для аренды. Компания заняла цех размером 1 тыс. кв. м на территории одного из оставшихся с советских времён черновицких заводов. Затем предприниматель поехал в Южную Корею за оборудованием. Семь станков обошлись ему в $360 тыс. Дороговизна оборудования, по словам бизнесмена, оправданна, ведь один из решающих факторов в изготовлении бумажной посуды — производительность механизмов. Корейская техника может делать от 60 до 90 штук стаканчиков в минуту. Также важным аспектом была возможность термической и ультразвуковой сварки швов на картонной продукции. 

"Но купить и доставить технику в Украину — только полдела, — говорит Прозоровский. — Главная проблема — научиться работать на оборудовании". Чтобы наладить производство, из Кореи приехали трое специалистов, которые проводили мастер-классы для работников. Обучение персонала и модернизация здания длились более года. "Первый год — это учёба. Легко найти квалифицированных работников, если начинаешь бизнес, который существовал в Украине десятилетиями. Намного сложнее запустить собственное направление", — отмечает Прозоровский.

Картонная дегустация

Производство запустили в 2012 году. Станки работали, персонал знал, как обращаться с ними. Но "обкатка" нового бизнеса продолжалась. "Это было время экспериментов с закупкой сырья, из которого делают картонные стаканчики", — вспоминает Прозоровский. По его словам, найти в Украине хорошую бумагу достаточно сложно. То, что есть на рынке, может пригодиться только для производства туалетной бумаги или картонных коробок плохого качества. Работа с китайскими поставщиками также не оправдала себя из-за некачественного материала. Поэтому предприниматель начал работать с европейскими поставщиками.

Полный контроль. Собственник компании "Лорипласт" считает, что всё нужно уметь делать самому

Сначала он покупал сырьё у украинских трейдеров. Но из-за завышенной цены бизнесмен стал искать прямые выходы на производителей. "Лучшую бумагу для нашего производства можно найти в скандинавских странах. Там все продукты — чистая и экологичная целлюлоза", — говорит Прозоровский. Пробные партии он заказал у мирового лидера по производству специальной бумаги, шведской компании Mondi Örebro AB. Предприниматель рассказывает, что подписывать контракт с поставщиками-гигантами можно только при полной загрузке производства, с годовым планом. Выполнения заказа необходимо ожидать от 4 до 8 недель. И снова предпринимателя выручил Укр­газбанк, предоставляя ему займы для закупок сырья. Тут, кроме позитивной репутации бизнесмена, важным нюансом стала эко–направленность банка, отдающего предпочтение финансированию проектов, направленных на экологически ориентированное производство и энергоэффективность.

Но из-за дороговизны поставок "Лорипласт" всё же прекратил сотрудничество с компанией. "Если заказывать сырьё из Швеции, то нужно оплачивать баржу, которая перевозит продукт, — рассказывает предприниматель. — Это взвинчивало цену на дополнительных 600 евро для каждой партии".

С доставкой картона в итоге помогла шведская компания Metsä Board. Она изготовляет бумагу схожего качества, но её склады находятся в Финляндии, что позволяет экономить на доставке. "Кроме того, доставкой они занимаются сами, мы встречаем сырьё в Черновцах возле ворот завода", — говорит Прозоровский.

Стакан за стаканом

Когда наладили все процессы, "Лорипласт" смог выпускать бумажные одноразовые стаканы ёмкостью от 110 до 430 мл. Сильная сторона завода — полный производственный цикл: от нанесения полиграфии, резки картона, формирования бумажного стакана до создания второго слоя из гофрокартона. Для этого с 2013-го по 2016 год Прозоровский постепенно увеличивал мощность предприятия, инвестировав порядка $150 тыс. Часть из этих средств компания снова получила в кредит в Укргазбанке. Сегодня в "Лорипласте" работает 21 станок, которые обслуживают 25-30 сотрудников. Такая мощность позволяет выпускать более 20 млн стаканчиков в месяц.  

По словам Прозоровского, самые большие партии продукции предприятие изготавливало до начала войны и аннексии Крыма. Тогда производство работало в три смены, выпуская по 18–20 млн картонных стаканчиков в месяц. Сегодня результаты намного скромнее. В этом году "Лорипласт" выпускает 6 млн стаканчиков в месяц. В финансовом плане самым успешным стал 2016-й. Оборот компании достиг 36 млн грн. В другие годы эта сумма составляла около 20 млн грн.

Главные заказчики продукции "Лорипласта" — торговые сети и кофейни. Также среди клиентов производитель и поставщик кофе ТМ Strauss, Ambassador и MacCoffee.

Но работать в Украине Прозоровскому всё тяжелее. Одна из главных причин — нестабильный курс валют. "Мы закупаем сырьё в Европе. Даже незначительное колебание курса евро приводит к финансовым потерям", — отмечает бизнесмен. "Лорипласт" уже работает на экспорт. Поставляет продукцию в Молдову, Беларусь, страны Прибалтики. Но экспорт занимает лишь 15% в структуре прибыли компании. Ещё одна проблема — подпольные производства, которые штампуют продукцию из китайского картона.

Главные заказчики продукции "Лорипласта" — торговые сети и кофейни

Тем не менее предприниматель не сдаётся. В 2019 году он отдаст кредит, на который приобретал технику. "После этого ещё больше сконцентрируюсь на экспорте в Евросоюз. Например, мы ведём активные переговоры, чтобы кофе из украинских картонных стаканчиков пили в Австрии", — делится планами Прозоровский. Пока же он полностью вовлечён в производство и умеет работать за станком. "По образованию я инженер, поэтому с техникой на "ты", — весело говорит Прозоровский, напоминая, что всё нужно уметь делать самому.

Кооперация вместо добрых советов

Кирилл Шевченко

председатель правления Укргазбанка, о том, как настроить банк на максимальное сотрудничество с малым и средним бизнесом

— Во II квартале 2017 года в рамках программы USAID "Лідерство в економічному врядуванні" мы провели опрос среди участников своих публичных мероприятий на тему основных проблем, с которыми сталкивается малый и средний бизнес (далее — МСБ) в нашей стране. В нём приняли участие члены бизнес-ассоциаций, учёные и профильные эксперты, представители местной власти и органов самоуправления. В результате опроса выяснилось, что проблемы с нехваткой финансирования для развития бизнеса актуальны для 44% представителей МСБ. Также предприниматели отметили трудности выхода на зарубежные рынки.

Результаты аналогичного опроса Национального банка Украины ещё более пессимистичны. Более 65% малых и средних предприятий отказываются от банковского кредитования из-за высоких процентных ставок. Ещё одна проблема — чрезмерные требования к залогу, на это указали около 40% представителей МСБ.

Один из вариантов решения проблемы со стоимостью ресурсов — получение финансирования в рамках международных донорских программ. И это наш конёк! Укргазбанк начал развивать кредитование МСБ с 2015 года. За это время мы разработали специальные программы с Немецко-украинским фондом, USАID, уникальные программы с Республикой Беларусь. С International Finance Corporation (IFC) осуществляем "зелёное" кредитование со сниженными процентными ставками. Также IFC присоединила Укргазбанк к Глобальной программе торгового финансирования МСБ, участниками которой являются лучшие банки из более 100 стран. Уже в I квартале 2018 года мы осуществили операций на 60% от суммы лимита торгового финансирования. В ІІІ квартале планируем получить удвоение суммы лимита для украинских предпринимателей — до $40 млн.

"Более 65% малых и средних предприятий отказываются от банковского кредитования из-за высоких процентных ставок"

Кроме того, в конце 2017-го мы с нашими партнёрами из IFC значительно упростили доступ МСБ к финансированию. К примеру, наш проект с IFC "Стать лидером в сфере банковских услуг для МСБ" направлен на три вектора, реализация которых окажет положительное влияние на развитие инновационного бизнеса и уровень конкурентоспособности украинского МСБ.

Первый из этих векторов — удешевление кредитов. По некоторым нашим программам стоимость финансирования составляет 8–9% годовых. Это ниже уровня инфляции, и здесь нет никаких скрытых комиссий. Второй — продление срока кредитования. Сроки финансирования по некоторым линиям с нашими партнёрами, такими как Европейский инвестиционный банк и IFC, продлены до 7 лет. Третий вектор — работа с возможными каналами дистанционного обслуживания. Она у нас только начата.

Также мы ввели максимально лояльные программы лизинга для МСБ, гибкие графики уплаты лизинговых платежей, надёжное страхование передаваемого в лизинг имущества. Поэтому нагрузка с бюджета предприятия будет снята.

В Укргазбанке мы не раздаём "добрые советы", а максимально кооперируемся с бизнесом для развития экономики страны, создания новых рабочих мест, роста ВВП и, конечно, для дальнейших инвестиций в экономику Украины. Результаты проекта с IFC положительно влияют не только на предпринимателей, но и на государственный банк. Мы вполне серьёзно настроены на достижение своей стратегической цели — стать банком №1 в сегменте МСБ!

Страшнее войны

Дмитрий Горюнов

ведущий аналитик офиса эффективного регулирования (BRDO), о том, как экспорт может спасти украинских бизнесменов

— Учитывая слабое восстановление спроса внутри страны, неплохим способом сбыта продукции для украинского МСБ мог бы стать экспорт. Но, как свидетельствуют первые опубликованные данные о внешнеэкономической деятельности в разрезе размеров предприятий, на МСБ приходится лишь 29% экспорта, что вдвое меньше доли этого сектора в украинском ВВП. Почти все крупные компании экспортируют свою продукцию, тогда как среди средних предприятий на экспорт работает каждая пятая компания, среди малых — каждая девятая, среди представителей микробизнеса — каждая 44-я. На самом деле картина может быть несколько лучше. Во-первых, не все отрасли в принципе могут экспортировать — это касается прежде всего услуг, а также некоторых товаров (например, хлебобулочной продукции). Во-вторых, некоторые представители МСБ могут экспортировать не самостоятельно, а через посредников. В-третьих, часть поставок пересылается по почте физическими лицами.

Но в любом случае экспортировать из Украины непросто. По данным рейтинга Doing Business, рассчитываемого Всемирным банком, Украина занимает 119-е место в мире по сложности ведения внешнеэкономической деятельности. Также можно вспомнить затраты на поиск покупателей и сертификацию продукции. Всё это фиксированные расходы, которые вряд ли смогут окупиться на небольших партиях.

С оглядкой на это, со стороны государства целесообразно было бы по крайней мере снизить регуляторные барьеры. Например, можно упростить процедуры проверок товаров на границе. Или позволить заключать договоры купли-продажи товаров в электронном виде. Таких примеров можно привести много. Это означает, что если навести порядок в этой сфере, можно ожидать упрощения доступа МСБ к внешним рынкам.

Мир хижинам, война дворцам

Владимир Дубровский

старший экономист "CASE-Украина", о том, почему малому бизнесу нужно объединяться

— Дерегуляция и налоговая реформа продвигаются вперёд не то чтобы семимильными шагами, но всё же ощутимо. Объективным показателем прогресса является стоимость ведения бизнеса — с 2015-го по 2016 год она снизилась на 8% в текущих ценах. Но дела у малого бизнеса идут всё хуже — и субъективные жалобы предпринимателей подтверждаются объективными данными о сокращении регистрации новых бизнесов, особенно физлиц-предпринимателей.

Чем меньше предприятие, тем оно хуже оценивает регуляторный климат и происходящие в нём изменения. И тем хуже его финансово-экономическое состояние. Например, все налоговые улучшения коснулись только общей системы налогообложения. А микробизнес, использующий упрощённую, может радоваться разве что тому, что её не отменили и не урезали. Стараниями Минсоцполитики даже неработающие предприниматели обязаны платить ЕСВ, что привело к массовому закрытию и уходу в тень тех, кто работает от случая к случаю, а торговцы "сложной бытовой техникой" были обязаны использовать РРО. Во многих городах развернулась целая война против временных сооружений.

Фундаментальная причина этого — относительная слабость и разрозненность микробизнеса. Малый бизнес стал терять завоёванные позиции и рискует потерять всё, если не начнёт эффективно бороться за свои интересы. Предпринимателям нужно переломить ситуацию — объединиться, выдвинуть хорошо продуманные и реалистичные требования и донести их до политиков. В конце концов, несколько миллионов голосов — это весомая карта в политической борьбе.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.