Удобства не для всех. Зачем делить поезда на классы
Укрзализныця пообещала, что введет новую систему классификации поездов. Фокус выяснял, зачем это нужно и хватит ли подвижного состава для реализации проекта
Разговоры о внедрении еще одной классификации поездов начались давно. Теперь в пресс-службе Укрзализныци подтверждают, что предприятие действительно планирует реализовать этот проект. Департамент по организации пассажирских перевозок намерен внедрить три класса сервисного обслуживания "эконом", "стандарт" и "комфорт" в поездах категорий "Ночной экспресс", "Ночной скорый" и "Ночной пассажирский".
Не опять, а снова
Некоторые эксперты к предложению монополиста отнеслись крайне скептически.
— Деление на классы было и до этого, — комментирует представитель общественной организации "Евро-Патруль" Вячеслав Коновалов. — У нас же есть фирменные поезда, есть региональные поезда, есть "Интерсити", есть общие вагоны. Все это и так работает!
Общественник уверен, что затея с новой классификацией нужна лишь для того, чтобы предприятие могло в дальнейшем самостоятельно регулировать тарифы на перевозки без согласования на государственном уровне.
— Укрзализныця просто пытается создать очередную коррупционную схему, при которой цены на билеты можно повышать без участия Кабмина, — уверен эксперт. — Все уже забыли о том, что национальную комиссию по регулированию тарифов на транспорт должны были создать еще 15 лет назад. Но она в Украине так и не появилась!
Вячеслав Коновалов считает, что внедрение классификации поездов неминуемо приведет к неконтролируемому повышению стоимости перевозок. В итоге пассажиры начнут выбирать альтернативу железной дороге, массово пересаживаться на автобусы и пользоваться услугами сервиса BlaBlaCar.
Между тем, по мнению бывшего замминистра инфраструктуры Александра Кавы, после внедрения классификации поездов оттока клиентов Укрзализныци не произойдет.
— На автобусных перевозках качество услуг гораздо ниже, — подчеркивает экс-чиновник. — А "Укрзализныця" просто пытается сделать услугу более предсказуемой для людей.
Пока тарифы остаются на прежнем уровне, средств на закупку новых вагонов у предприятия не будет
Кава убежден, что предполагаемая дифференциация тарифов на разные классы вагонов сейчас необходима предприятию-монополисту, которое не получает дотаций от государства.
— По сути, украинская железная дорога оставлена один на один с проблемой убыточных пассажирских перевозок, — отмечает эксперт. — А вообще, раз государство устанавливает тарифы на уровне ниже себестоимости, то оно должно покрывать разницу, как это происходит во всех европейских странах.
Бывший замминистра уточняет, что в Европе суммарный объем дотаций железным дорогам составляет 75 млрд евро в год.
Классы есть, вагонов нет
Несмотря на то что реализация проекта по классификации поездов заявлена на этот год, никакой конкретики от Укрзализныци пока нет. Возможно, проволочка связана с банальной причиной — отсутствием необходимого количества подвижного состава.
— Если взять статистику советских времен, то только в украинском парке железных дорог было 10,5 тыс. вагонов, — рассказывает Вячеслав Коновалов. — Сейчас Укрзализныця уверяет, что у них 4 тыс. вагонов. На самом деле 2,5 тыс., а все остальное — металлолом, который стоит под забором и его никак не могут списать.
К слову, стратегия развития предприятия на 2017–2021 годы предусматривает обновление 45% пассажирских вагонов. В этом году Крюковский вагоностроительный завод выиграл тендер на поставку 54 вагонов, которые Укрзализныця должна получить до 1 июля следующего года. Очевидно, что с такими темпами замена почти половины пассажирского парка за ближайшие четыре года вряд ли возможна.
- ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Омелян схватился за стоп-кран. К чему может привести прекращение железнодорожного сообщения с Россией
При этом Александр Кава полагает, что пока тарифы остаются на прежнем уровне, средств на закупку новых вагонов у предприятия не будет. В то же время, по его словам, нехватка вагонов не помешает реализации проекта.
— Речь не идет обо всех направлениях, — объясняет он. — Премиальные поезда будут лишь на тех направлениях, где это можно реализовать, а там, где невозможно, будет только "стандарт" или "эконом".
По сути, это грозит другой проблемой. Может выйти так, что на популярных направлениях железной дороги будут курсировать только дорогостоящие комфортные вагоны, а на остальных, менее востребованных, — потрепанные плацкартные.
— Не думаю, что это возможно, — отрицает Кава. — Но у экономпоездов, возможно, будет неудобное расписание.
В условиях секретности
"Укрзализныця просто пытается создать очередную коррупционную схему, при которой цены на билеты можно будет повышать без участия Кабмина"
Вячеслав Коновалов, представитель общественной организации "Евро-Патруль"
Больше всего вопросов по этому поводу возникает непосредственно к Укрзализныце, но никто из руководства предприятия не смог найти время для общения с Фокусом. Пресс-служба компании лаконично прокомментировала, что проект нового положения изменит подход к аттестации поездов и определению уровня их комфорта.
"В данном случае уровень сервиса в пассажирских поездах сможет соответствовать разработанным критериям, а пассажир будет четко понимать, какой сервис он получит во время пользования услугами железнодорожного транспорта", — оптимистично обещают в пресс-службе УЗ.
Впрочем, пассажир и сейчас ожидает определенный уровень сервиса, покупая, например, билет в купейный вагон фирменного поезда, но в реальности далеко не всегда полученная услуга соответствует заявленным критериям, к примеру, не работают кондиционеры. Никаких гарантий, что такое не повторится при новой классификации, Укрзализныця дать не может. По крайней мере о денежной компенсации пассажирам за некачественную услугу пока никто не говорит.