Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса
<span class="label red">Спецпроект</span> Мистический сыр. Как буковинец стал лучшим сыроваром Европы
Компания героев. Спецпроект при поддержке Укргазбанк

Спецпроект Мистический сыр. Как буковинец стал лучшим сыроваром Европы

Как буковинец Юрий Вознюк стал лучшим сыроваром Европы и благодаря кредитам от Укргазбанка развивает собственную сыроварню

500

"Украинец стал лучшим сыроваром Европы" — с такими заголовками вышли австрийские газеты в 2001 году. Во время кезиады — европейского сырного состязания, проходящего в Австрии, — жюри признало продукт Юрия Вознюка самым вкусным и сбалансированным. В том же году он открыл собственную компанию "Буковина-Форальберг" в Украине. "Если любить своё дело и относиться к происходящему с оптимизмом, всё получится", — уверен предприниматель.

Австрийский мастер

Начало 90-х. На то время Юрий Вознюк, студент биологического факультета Черновицкого университета, не только ничего не знал о сыроварении, но и не мечтал о собственном бизнесе. Его жизненные планы были предельно просты: окончить вуз и работать в местном колхозе, выращивать овощи. Но во время учёбы будущему предпринимателю предложили пару месяцев поработать на ферме в Австрии. Работа оказалась очень тяжёлой. "Если бы мог, просто сбежал бы", – вспоминает Вознюк. Он спал по несколько часов в сутки и за месяц похудел на 21 кг. Но страдания оказались не напрасными.

Однажды хозяин фермы познакомил студента с одним из самых загадочных сыроваров Австрии — Игнасом Бером, который жил в Альпах и варил сыр по старинным семейным рецептам. Эта встреча изменила жизнь Вознюка. Сыровар предложил молодому человеку поработать на него. В итоге парень провёл на сыроварне Бера 10 лет.

Раскрывать тайны мастерства австриец не спешил. Первые пять лет Вознюк пас коров. Лишь после того как украинец стал своим, его допустили к варке сыра. О секретах рецептуры предприниматель молчит до сих пор, рассказывая только, что Берг всё делал по старинному лунному календарю.

Спустя какое-то время Вознюк стал варить сыр самостоятельно. В 2001 году, как уже говорилось, его продукция завоевала Гран-при на престижном австрийском конкурсе. Успех подтолкнул буковинца к мысли о том, чтобы вернуться на родину и открыть собственное дело.

В активном поиске

Юрий Вознюк

Прежде всего встал вопрос о стартовом капитале. По совету австрийских друзей Вознюк взял кредит в одном из европейских банков — почти 100 тыс. евро. "Мне предлагали больше — полмиллиона, но я не захотел брать такие деньги, ведь не знал, как пойдёт дело в Украине", — рассказывает предприниматель.

На заёмные деньги Вознюк купил на окраине родного городка Шишковцы заброшенный консервный завод, где и начал обустраивать сыроварню "Буковина-Форальберг". Он назвал компанию в честь двух регионов, сыгравших в его жизни важную роль. Буковина — место, где предприниматель вырос и ведёт бизнес, а Форальберг — австрийский регион, где Вознюк научился ремеслу.

По его словам, лучшего места для сыродельного комплекса, чем родные места, не найти. Также на кредитные деньги предприниматель купил австрийское оборудование для дойки коров. По совету наставника Вознюк свёл к минимуму расстояние между коровником и чаном с молоком. "Благодаря этому сыр всегда будет хорошего качества", — делится бизнесмен.

Первые годы работы оказались непростыми. "Сложно было всё. Нужно было учиться налаживать бизнес-процессы с нуля", — вспоминает предприниматель. Например, остро встал вопрос поиска персонала. "Всё, что происходило тогда и происходит сейчас на рынке труда, меня пугает", — говорит бизнесмен. По его словам, наиболее активные люди региона, особенно молодёжь, уезжают из Украины. Местные работодатели не могут предложить им условий, сопоставимых с европейскими. В итоге сыроварня Вознюка стала практически семейным бизнесом, где большую часть работы выполняют предприниматель с супругой.

Сарафанное радио

Первыми клиентами были родственники. Дальше, по словам Вознюка, помогло сарафанное радио. "Уверен, хороший продукт всегда найдёт покупателя. Рост популярности нашего сыра напоминал снежный ком, с каждым годом о нас узнавало всё больше людей", — с гордостью говорит Вознюк. О сыре от лучшего мастера Европы начали спрашивать на местных рынках. Они и стали главными точками сбыта продукции. У предпринимателя много постоянных клиентов, покупающих только его сыр. Впоследствии к розничным точкам на рынках добавился HoReCa-сегмент — буковинские отели и рестораны.

А вот сотрудничать с крупными торговыми сетям у бизнесмена пока не получается. "У фермеров нет внушительного маркетингового бюджета, тягаться с крупными производителями нереально, поэтому люди просто не будут замечать наш продукт среди широкого ассортимента", — сетует Вознюк. По его словам, ещё одна причина, по которой не удаётся наладить контакт с крупными сетями, — высокая наценка на сыр и неумение хранить натуральный продукт. "Сыр нужно протирать и держать при определённой температуре, в крупных сетях об этих правилах часто забывают", — поясняет Вознюк.

Хочется надеяться, что благодаря активизации кредитования малого и среднего бизнеса число семейных компаний в Украине будет расти

Самыми успешными годами для своего бизнеса предприниматель считает период с 2004-го по 2010 год. "Успешный бизнес — это когда на складе ничего не задерживается, всегда нужно быть в тонусе и делать новый сыр", — говорит Вознюк. За этот период компании удалось нарастить мощности и производить по 250 кг сыра в неделю. Средняя цена продукта — 150 грн за кг. Чтобы при таких объёмах производства отдать кредит, понадобилось немало времени. "По сути, монетизационный период у компании длился почти 10 лет", — вспоминает предприниматель.

Однако с 2010 года работать стало сложнее. Причина — эмиграция украинцев. Люди из сёл и небольших городков массово покидали страну. Из-за этого стало сложнее покупать молоко хорошего качества. Встал вопрос о создании собственной молочной фермы. Для этого предприниматель обратился за кредитом в Укргазбанк. Банк выдал ему 950 тыс. грн на 60 месяцев. За эти деньги Вознюку удалось обновить технику и завести стадо из 25 коров. С банком предприниматель рассчитывается без проблем. По словам бизнесмена, сегодня стоимость активов составляет примерно 1 млн грн при рентабельности бизнеса около 25%.

Вознюк планирует расширить ассортимент — производить не только сыр, но и другие молочные продукты. Но когда эту идею удастся воплотить в жизнь, сказать сложно. Покупательная способность украинцев пока не позволяет производить большое количество продукции высокого качества. Тем более что предпринимателю предлагают вернуться в Австрию. "Мне уже не раз предлагали прекрасную работу на крупных европейских предприятиях, — говорит он. — Пока я отказываюсь". Хочется надеяться, что благодаря активизации кредитования малого и среднего бизнеса число семейных компаний в Украине будет расти. А значит, у Вознюка с каждым годом будет всё больше клиентов и он продолжит работать в нашей стране.

В сетях

Николай Чумак,

основатель и СЕО консалтинговой компании IDNT, о том, как крафтовым производителям научиться работать с торговыми сетями

Небольшому производителю жизненно важно присутствовать в розничных сетях. Хоть это и очень сложно. Сети супермаркетов требуют от поставщиков не только постоянного качества, но и стабильного объёма поставок, особых финансовых условий и т. п. Кроме того, не каждая сеть готова адаптировать стандартные магазины и товарные матрицы под локальных партнёров. Поэтому небольшие производители не могут на равных отстаивать свои интересы перед сетями. Владельцы супермаркетов хорошо понимают, что их главный актив — связь с потребителями и трафик, который приходит в магазины. Небольшие производители сами по себе не способны сгенерировать широкий поток клиентов.

"В Украине крафтовые производители должны думать, какую ценность они могут дать сетям, чтобы выбить для себя место на полках"

В то же время крафтовые производители могут дать настолько уникальный продукт и сетям, и покупателям, что ретейлеры сами будут стараться договариваться. Опыт некоторых европейских рынков, и особенно США, говорит о том, что крупные розничные сети активно ищут точки дифференциации. И уникальный ассортимент помогает им в этом. В США, например, стратегии некоторых ретейлеров основаны именно на работе с небольшими локальными производителями. В каждом штате или городе своего присутствия эти магазины имеют локализированный ассортимент. Например, Whole Foods Market, сеть из более чем 450 супермаркетов, продаёт около 80% локальных товаров. Продукты доставляются с небольших расстояний, что экономит время и топливо, а местные фермеры лояльны и готовы дольше ждать оплату за товар, подстраивать свою продукцию под запросы покупателей. Да, это требует особых подходов в работе с поставщиками, которых становится в несколько раз больше, другой логистики, маркетинга, финансовой модели. Но такие стратегии оправдывают себя. Не зря Amazon выбрал именно Whole Foods Market для поглощения и заплатил за актив более $14 млрд.

В Украине крафтовые производители должны думать, какую ценность они могут дать сетям, чтобы выбить для себя место на полках. Это может быть организация тематических зон, например, дегустаций, быстрое обновление продуктового ряда, тестирование новых продуктов и другие приёмы, способные добавить динамики и интерактива для покупателя в относительно стандартных и скучных торговых залах. Другой путь для небольших компаний — открытие собственной розницы. В своих магазинах можно более эффективно работать над созданием клиентского опыта, уникальных сервисов. Поэтому мы видим такое количество специализированных сырных, мясных, чайных, колбасных, молочных, винных и других магазинов. Однако этот подход точно не дешевле, чем присутствие на полках супермаркетов, так как требует создания собственного потока клиентов.

Молодая кровь

Лариса Оныпко,

HR-эксперт HeadHunter Украина, о том, почему бизнесу нужны молодые специалисты

Бизнес учится мыслить стратегически, и сегодня многие компании активно работают над привлечением талантливой молодёжи. Если ещё пять лет назад программы стажировки были преимуществом международных компаний, то сейчас и украинские компании, независимо от отрасли и инвестиций, активно взаимодействуют с молодыми представителями рынка труда. Дальновидными компании стали по нескольким причинам. С одной стороны, это кадровый голод, ведь отраслям нужны молодые квалифицированные специалисты, способные мыслить современно и инновационно, а с другой — потребность компаний найти лучших из лучших, с высоким потенциалом. Компании активно работают с брендом работодателя среди студенческой молодёжи, используя новые креативные подходы и форматы для привлечения молодых талантов.

"Программы стажировки для молодых специалистов и студентов – это умение бизнеса работать на перспективу"

Программы стажировки для молодых специалистов и студентов — это умение бизнеса работать на перспективу. Компании пытаются преодолеть разрыв между реальными потребностями бизнеса в знаниях и компетенциях молодых специалистов и образовательными программами вузов Украины. Молодые специалисты, как правило, готовы учиться, а кроме того, они предлагают новый взгляд на решение бизнес-задач. В среднем, по словам работодателей, из тех, кто проходит стажировку и получает первое место работы, примерно 30% со временем уходят из компании, но проводят там от двух до двух с половиной лет.

Кроме того, следует понимать, что молодёжь мобильна и активна, нередко руководствуется в выборе работодателя кроме финансового фактора вопросами ценностей и культуры, масштабом и интересом решаемых задач, признанием своего вклада в развитие компании и бизнеса. На первый план выходят такие понятия, как гибкость, креативность, свобода, интересные кейсы, возможность получить опыт.

В 2018 году всё больше компаний начали активно привлекать парт-тайм-сотрудников, фрилансеров, хоум-офис-сотрудников и т. п., адаптируя с учётом этого методы работы с персоналом. Также речь идёт о формировании бренда работодателя на всех этапах взаимодействия: привлечение персонала (нестандартные инструменты подбора c применением элементов геймификации), содержание, мотивация, повышение лояльности и даже корректное увольнение.

Возвращение домой

Михаил Медко,

директор департамента малого и среднего бизнеса Укргазбанка, о том, почему важно развивать предпринимательство в сёлах

Описанный выше проект имеет важное социальное значение — он способствует возрождению бизнеса, открытию малых молочных ферм, использующих современные технологии, и, конечно же, увеличению числа рабочих мест в регионе. Мы уверены, что именно такие истории успеха становятся залогом развития малого и среднего бизнеса в Украине, а главное — обеспечивают работой и возвращают веру в будущее на родине у тех, кто вынужден ехать за границу в поисках лучшей жизни.

"Мы не только способствуем развитию наших предпринимателей, но и сами учимся предоставлять им лучшие финансовые сервисы на европейском уровне"

Укргазбанк уделяет большое внимание использованию лучшего опыта передовых экономик и его воплощению в украинских условиях. Причём мы не только максимально способствуем развитию наших предпринимателей и их стремлению насаждать успешные кейсы западных коллег у себя дома, но и сами учимся предоставлять им лучшие финансовые сервисы на европейском уровне.

Создание мини-фермы было новым направлением деятельности для буковинского предпринимателя, который всю жизнь держит домашних животных и ухаживает за ними. Получив опыт сыроварения за границей, он всё же решил вернуться домой и развивает дело именно на родине. Мы же помогли выбрать лучший вариант финансирования — это была программа развития бизнеса предпринимателей сельской местности Немецко-Украинского фонда. Теперь клиент погашает кредит без лишней нагрузки и занимается своим любимым делом, более того — это у него получается очень хорошо. Сыры высоко ценятся на международных конкурсах — украинская экологически чистая продукция уже имеет немало европейских отличий. Возможно, именно эта история поможет и другим украинским фермерам не бояться изменений и рассмотреть горизонты развития своего дела. А мы всегда готовы предоставить надёжное государственное "финансовое плечо".

5
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.