Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса
Свободный номер. Украинцам предоставят услугу сохранения мобильного номера при смене оператора

Свободный номер. Украинцам предоставят услугу сохранения мобильного номера при смене оператора

Процесс запустят в мае 2019 года, с опозданием почти на 10 лет. Стоит ли ждать ажиотажа, и как операторы будут бороться за клиентов, узнавал Фокус

300

"Услуга получила статус нормативной в 2009 году благодаря соответствующим поправками к "Закону о телекоммуникациях". Тогда на ее реализацию отводили шесть месяцев. Причина таких чудовищных задержек – тяжелейший институциональный кризис украинского государства", – рассказывает историю внедрения услуги Роман Химич, эксперт рынка телекоммуникаций.

По его словам, если бы государство согласилось поручить все работы операторам, как, к примеру, в Армении, Украина получила бы услугу MNP (смена оператора с сохранением номера), еще во времена президентства Виктора Януковича. "Однако хватательные инстинкты державных мужей взяли верх, поэтому, в конце концов, была утверждена нынешняя модель", – продолжает Химич. Речь идет о том, что в систему включается новый административный орган, которому операторы должны платить за перенесённый номер – Украинский центр радиочастот.

"Операторы будут платить администратору за каждый перенос абонентского номера и за доступ к базе данных администратора, но сейчас тарифы еще не утверждены", – поясняет Глеб Щеголь, юрист сектора IT и Телеком Офиса эффективного регулирования (BRDO).

Помимо регуляторных и тарифных вопросов участникам процесса нужно решить ряд технологических вопросов. Как минимум, операторам необходимо подготовить локальные базы абонентов, которые они должны перенести в единую центральную базу.

Майские ожидания

По идее, к 1 мая каждый желающий сможет прийти и поменять оператора, сохранив номер. Но многие ли воспользуются возможностью сменить оператора? "В Украине социология показывает, что этой услугой будет пользоваться около 2 млн абонентов. В масштабах абонентских баз – это небольшой процент", – поясняет Фокусу Щеголь. Кроме того, около 90% абонентов пользуются предоплаченными услугами мобильной связи и, в основной массе, уже имеют несколько сим-карт одновременно.

Согласен с ним и Роман Химич, он говорит, что пример соседних Беларуси, России и Молдовы показывает – на зрелом, устоявшемся рынке каждый год меняют оператора не более 2-3% абонентов. "Показателен случай наших братьев по званию беднейшего государства Европы, молдаван. Несмотря на предельную чувствительность к цене, характерную для людей с минимальным достатком, они очень редко пользуются услугой (MNP – Фокус)", – добавляет эксперт.

Неясным остается вопрос, станет ли дороже для абонентов пользоваться мобильной связью, исходя из запланированной либерализации. Пока понятно одно – заплатить за смену оператора придется абоненту

Что же касается операторов рынка, то их ожидания можно описать как сдержанные. В Vodafone рассматривают изменение правил как возможность привлечь новых клиентов. В Lifecell говорят, что изменение количества абонентов зависит от стратегий поведения всех операторов после внедрения MNP. Оператор считает, что вероятно уменьшение общей абонентской базы на рынке. "Абонентам в меньшей степени понадобится пользоваться связью нескольких операторов одновременно, – поясняют в Lifecell. – Что, в свою очередь, повлияет и на динамику абонентских баз операторов, т.к. появится более цивилизованный способ перехода к другому оператору".

В "Киевстар" согласны с экспертами и не ждут ажиотажного спроса на эту услугу. "Но любой абонент должен иметь право выбора лучшей для себя сети мобильной связи, что к тому же будет стимулировать конкуренцию", – поделились с Фокусом в пресс-службе оператора.

Бизнес есть бизнес

"Абоненты проблемы со связью и выбором оператора закрыли. А вот что будет дальше, после введения услуги, это уже интересно", – не исключает неожиданных поворотов сюжета в этой истории Александр Федиенко, глава Интернет Ассоциации Украины. Эксперт считает, что службы маркетинга тем или иным образом отреагируют на возможность побороться за клиента. "Чаще всего эти шаги будут приводить к необходимости операторов "подтягивать" техническую составляющую и качество услуг", – подчеркивает Федиенко.

Хуже не станет точно, в этом уверяют все украинские операторы. "Техническая сторона вопроса довольно сложная, но поскольку попытки внедрить MNP в Украине длятся уже не один год, у нас было достаточно времени для решения этих вопросов", – комментируют ситуацию в Lifecell.

Не ясным остается вопрос, станет ли дороже для абонентов пользоваться мобильной связью, исходя из запланированной либерализации. Пока что понятно одно – заплатить за смену оператора придется абоненту. Про изменения тарифов мобильные операторы не говорят, отмечая только, что все будет зависеть от рыночной ситуации.

Сменить оператора можно будет быстро: абонент должен обратиться с письменным заявлением в офис обслуживания оператора-получателя,или дистанционно, заполнив регистрационную форму на сайте оператора (либо подать заявку другим, установленным оператором способом). Оператор-получатель направляет запрос к базовому оператору о возможности предоставления услуги MNP по определенному номеру. Базовый оператор в течение 8 рабочих часов с момента получения запроса должен подтвердить такую возможность или сообщить об основаниях для отказа. Оператор-получатель обязан уведомить абонента о результатах рассмотрения заявки, и в удобное для абонента время подписать с ним договор на предоставление услуг.

Будущее уже здесь

Возможность менять оператора без потери номера – хорошая инициатива, но с ее реализацией опоздали на 10 лет

Для того чтобы удержать абонента, операторам нужно будет учитывать изменения рынка. А сегодня невозможно игнорировать более активное использование Интернета и сервисов, которые работают в нем. СМС используют все реже, ММС – мертвый формат. Борьба разворачивается за каналы предоставления Интернет-соединения.

"Мобильные операторы уже не продают одну услугу – это всегда пакетный сервис, где зашиты звонки, смс и интернет-трафик. Операторы теряются в поиске решений, как не быть просто поставщиком услуг доступа к Интернету", – рассказывает Глеб Щеголь.

Параллельно с этим мобильные операторы работают над увеличением покрытия, выбирая для этого разные варианты. "Провайдеры не сидят на месте и все дальше и дальше тянут свои наземные оптические каналы. Сейчас "оптика" начинает проникать уже даже в дальние села", – рассказывает Александр Федиенко.

В итоге можно сказать, что возможность менять оператора без потери номера – хорошая инициатива. Правда, с ее реализацией опоздали на 10 лет.

3
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.