Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса
<span class="label red">Спецпроект</span> Окно в Азию. Как украинская компания "Регионы-ойл" наладила торговлю с Китаем
Компания героев. Спецпроект при поддержке Укргазбанк

Спецпроект Окно в Азию. Как украинская компания "Регионы-ойл" наладила торговлю с Китаем

Как благодаря Укргазбанку украинской компании, которая работает с деревом, удалось расширить производство и наладить торговлю с Китаем

000

Объём торговли между Украиной и Китаем за первые 7 месяцев 2018 года вырос на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и достиг $5,8 млрд. Не понаслышке о динамике торговли между нашими странами знает предпринимательница из Винницы Наталья Парахина. С 2004 года она руководит деревообрабатывающей компанией "Регионы-ойл", и именно рынок Поднебесной стал для неё спасением во времена кризиса. Сегодня, по её словам, Китай формирует почти 80% оборота её производства. 

Игра на опережение

Наталья Парахина — опытный предприниматель. Ещё в 90-х она занималась автомобильным и нефтегазовым бизнесом. "Но мне всегда хотелось работать в сфере, связанной с деревом, для души", — рассказывает она. В 2004 году за небольшие деньги Наталья Парахина купила деревообрабатывающий завод, который производил окна. Точной стоимости сделки она не помнит, но говорит, что за сходную сумму можно было купить трёхкомнатную квартиру в Виннице, откуда родом предприниматель. Тогда это было приблизительно $50 тыс.

Купленное Парахиной предприятие было полностью совковым, начиная от бизнес-плана и заканчивая оборудованием. Первые инвестиции в производство и его модернизацию составили около $1 млн. Эти средства предпринимательница извлекла из прибыли своего автомобильного бизнеса. За год "Регионы-ойл" обзавелись новым помещением площадью 3 тыс. кв. м и современной техникой. На базе производства предприниматель решила начать производить деревянные энергоэффективные окна, хотя в середине 2000-х мало кто думал об экономии, — благо газ был дешёвым. "Но я верила в это направление и решила играть на опережение", — поясняет Парахина.

Чтобы освоить производство энергоеффективных окон, она обратилась в немецкую компанию Goodman, которая производила теплоизолирующее покрытие для деревянных рам. Там украинских коллег научили делать рамы, покрытые снаружи специальным алюминиевым порошком. Такая технология позволяет сохранять на 30–40% больше тепла, чем обычная деревянная конструкция.

Квадратный метр дерево-алюминиевого окна стоил около $200, что в два-три раза дороже, чем популярные стеклопакеты в пластиковых рамах. Также на цену влияла и специальная фурнитура, которую "Регионы-ойл" закупали в Австрии. Рядовой украинец не мог позволить себе приобретение столь дорогих изделий, поэтому главными клиентами "Регионы-ойл" стали строительные компании, которые занимались элитной застройкой в пригородах Киева. Жители коттеджных посёлков по достоинству оценили качество окон Парахиной. "Скупой платит дважды, — говорит предприниматель. — Да, наши окна дороже, но мы даём гарантию на 50 лет".

Экспорт в Китай сегодня генерирует около 80% оборота предприятия. На Поднебесную приходится до 95% экспорта "Регионы-ойл"

Растущий спрос на окна заставил расширить производство. С 2010 года винницкая компания также занялась производством элитных дверей, сделанных из цельного дерева. Чтобы наладить производство, требовалось закупить станки итальянского производства. Цена вопроса — около 500 тыс. евро. Таких денег у Парахиной не было. Помощь неожиданно пришла из Японии, которая проводила грантовую программу для украинских предприятий. При помощи этой программы Парахина получила нужную сумму.

На то время в цехах "Регионы-ойл" трудилось около 15 человек, большинство из которых просто следили за работой машин. "С людьми сложно работать, их сложно найти, а вот станки — это идеальные подчинённые, у них не бывает плохого настроения", — шутит предприниматель.

Сложные времена

Начатое "для души" деревообрабатывающее направление бизнеса Парахиной процветало. А вот нефтегазовый и автомобильный бизнес переживали не лучшие времена, и их пришлось закрыть. В итоге финансовые ставки Парахина сделала на новый бизнес. И чуть не проиграла.

2014 год, в стране революция, аннексия и начало войны. "Платёжеспособность украинцев упала до минимума, заказов на двери и окна почти не было", — вспоминает предприниматель. Чтобы остаться на плаву, Парахина решила заняться продажей обработанной древесины. Но для этого требовалось выйти на внешние рынки. Поначалу с экспортом не ладилось. Предприниматель поясняет: как только потенциальные контрагенты слышали слово "Украина", сразу же отказывались работать, ссылаясь на войну, или просто бросали трубку.

Изготовление окон и дверей пришлось поставить на паузу, прибыль компании таяла на глазах. 2015 год "Регионы-ойл" закончили с убытком в $10 тыс. "Денег хватало только на уплату налогов. Зарплату не выдавали и договаривались с нашими работниками об отсрочке", — сетует предприниматель.

Ещё одна проблема — нечестная конкуренция. В стране после Революции достоинства открылось множество подпольных пилорам, которые не платили налогов и могли продавать продукцию по более низким ценам, чем "белые" производители.

Однако прозрачный подход к ведению бизнеса в итоге сыграл на руку Парахиной. Её компания покупала древесину на легальных аукционах и имела необходимые документы. Что в итоге позволило подписать экспортные контракты с крупными компаниями, для которых важна репутация контрагента.

Переломным стал конец 2016 года. Тогда винницкая компания подписала первые контракты на поставки в Китай. "Этот рынок — бездонная бочка, они покупают у нас практически всё дерево", — рассказывает Парахина. Стоимость древесины, которую продаёт предприниматель, — $100–120 за кубометр. Ещё один позитив — китайцы всегда вовремя платят.

"Бизнес — игра вдолгую. Те, кто играет по правилам, в итоге оказываются в выигрыше"

Экспорт в Китай сегодня генерирует около 80% оборота предприятия. На Поднебесную приходится до 95% экспорта "Регионы-ойл". При этом объёмы экспорта постоянно растут. В 2017 году оборот компании составил 5 млн грн, а уже за первое полугодие 2018-го достиг практически 6 млн. В планах Парахиной закончить год с оборотом более 10 млн грн.

Росту оборота способствовало и оживление украинского рынка. В 2018 году компания начала работать с UBC Group, которая изготавливает холодильное оборудование. Парахина производит для них палеты для упаковки продукции.

Улучшение делового климата в стране и рост экспорта заставили Парахину задуматься о покупке новой пилорамы. Деньги на приобретение оборудования взяли в кредит у Укргазбанка. "Мы обращались ко многим банкам, но именно в Укргазбанке нам предложили лучшие условия", — рассказывает предприниматель. Она получила кредит в 2,7 млн грн сроком на 5 лет. За эти деньги удалось приобрести словенскую автоматическую линию резки древесины компании Wravor.

Парахина уверена: рассчитаться с кредитом она сможет без проблем. Ведь после приобретения пилорамы у её предприятия появилась новая статья доходов. С расширением производства стало появляться всё больше отходов. Опилки гранулируют и продают пеллеты как на внешнем, так и на украинском рынке. "Я даже не ждала, что на них будет такой спрос", — говорит предприниматель. По её подсчётам, в следующем году поступления от продажи пеллет составят около половины оборота пилорамы.

Практически решилась и проблема с подпольными пилорамами — большая их часть закрылась из-­за невозможности экспортировать продукцию. "Бизнес — игра вдолгую. Те, кто играет по правилам, в итоге оказываются в выигрыше", — заключает Наталья Парахина.

В нужное время

Вячеслав Лысенко,

собственник компании "Укр-Китай Комуникейшин", о том, почему для украинских предпринимателей сейчас лучший период для сотрудничества Китаем

— У большинства украинских предпринимателей, особенно начинающих, есть мнение, что Китай — один из наименее привлекательных регионов для ведения бизнеса из-за непонятного и чужого европейцам менталитета. Это не более чем миф.

Украинским предпринимателям стоит всерьёз рассмотреть перспективу выхода на китайский рынок. Этому есть две причины — торговая война Китая с США и ослабление бизнес-влияния России на Украину. Поднебесная, теряющая из-за санкций Дональда Трампа рынок США, одного из крупнейших партнёров, отчаянно ищет новых союзников на международной арене. Китайские компании рассматривают сегодня Украину как одно из наиболее благоприятных направлений для сотрудничества.

"Последние несколько лет китайские власти реализуют политику открытости к иностранному бизнесу"

Во-первых, Украина точно так же потеряла крупного бизнес-партнёра в лице России и готова к сотрудничеству с новыми странами. Во-вторых, подписанное соглашение о Зоне свободной торговли со странами ЕС существенно облегчает для китайского предпринимателя проблемы выхода на европейский рынок. Да и несмотря на то, что объёмы потребления сельскохозяйственных продуктов с каждым годом в Китае увеличиваются из-за перманентного демографического роста, площадь пахотных земель за последние 10 лет в Поднебесной уменьшилась практически втрое.

Поэтому, с одной стороны, китайцы рассматривают возможность прихода в Украину и создания здесь баз для хранения своей продукции с перспективой дальнейшей транспортировки её в страны ЕС. А с другой — всё больше интересуются украинской агропродукцией.

Более того, сегодняшний Китай — одна из наиболее интересных стран для открытия филиалов и представительств. Последние несколько лет китайские власти реализуют политику открытости к иностранному бизнесу. Они снижают таможенные пошлины, упрощают процедуры таможенной очистки и постепенно смягчают существующие ограничения на долю иностранного участия в местных компаниях. Последнее для довольно закрытой внутренней бизнес-среды Поднебесной — сложный и показательный шаг.

По прогнозам экспертов, открытая политика по отношению к иностранному бизнесу в ближайшие 15 лет увеличит объём импортированных Китаем товаров и услуг до рекордных $30 трлн. И в столь грандиозном объёме импорта найдётся место и для нас.

Недооценённые рынки

Сергей Костюков,

председатель комитета содействия экспорту и инвестициям Киевской торгово-промышленной палаты, о том, как искать наиболее интересные рынки сбыта

— Экспортировать товары или услуги хочет любой бизнес. Это и расширение бизнеса, и валютная выручка, и даже возврат НДС (конечно, если получится). Государство определило экспортную стратегию до 2021 года, приоритетные страны и вроде как пытается стимулировать экспорт.

Как мы помним, после 2014 года украинский экспорт сильно сократился из-за потери российского рынка. Ориентация преимущественно на восточного соседа была одной из очевидных стратегических ошибок, которая и аукнулась. Сейчас надо навёрстывать. И в этом порыве можно впасть в очередную ошибку, не всегда правильно оценивая приоритетные направления для работы страны.

"Скрытые возможности есть в регионах, на которые украинский бизнес может не обращать достаточного внимания"

Все предприниматели хотят работать с развитыми и богатыми рынками: США, Китай, Канада, Евросоюз, Арабские Эмираты. Вне всякого сомнения, данные регионы интересны, но там и сильнее конкуренция — как с местными производителями, так и с другими экспортёрами, жёсткие законодательные регулировки и барьеры. 

В то же время скрытые возможности есть в регионах, на которые украинский бизнес может не обращать достаточного внимания. Характерный пример тому — Ливан, который с населением около 4,5 млн для многих бизнесменов не выглядит достаточно привлекательным рынком.

Но это вполне перспективная страна благодаря нескольким факторам. Первый из них — традиционные торговые связи со многими странами Ближнего Востока и Северной Африки. А вместе это уже более 100 млн человек. Стоит добавить и сильную диаспору за пределами Ливана (по разным оценкам, ливанцев мире в три-четыре раза больше, чем в самом Ливане). Ещё один плюс — развитая банковско-финансовая система, которая выжила даже в период продолжительной гражданской войны.

Перечисленное выше создаёт неплохие перспективы для сотрудничества. Достаточно сказать, что за четыре последних года экспорт из Украины в Ливан вырос почти в два раза и близится к $500 млн. Приобретаемые товары идут транзитом в страны региона, но для нашего бизнеса это ничего не меняет. Какая разница, кто конечный потребитель товаров и услуг?

Важную роль в проникновении на потенциальные рынки должно играть их глубокое изучение. К примеру, при помощи таких инструментов, как выставки и торговые миссии, которые дают живые контакты и помогают понять регион. Естественно, предварительный анализ потенциальных рынков сбыта требует усилий и затрат, но это инвестиции, которые могут вернуться с лихвой.

Ничего не пропадает

Михаил Медко,

директор департамента малого и среднего бизнеса Укргазбанка, о выгодах эко-кредитования

— Мы всегда готовы поддержать и помочь бизнесу, который занимается не только производством, но и переработкой отходов с их дальнейшей реализацией. Укргазбанк как ЭКО-банк №1 в Украине финансирует проекты по собственным внутренним правилам. Одно из ключевых условий получения эко-финансирования — снижение расходов на энергоресурсы и уменьшение уровня вредных выбросов в атмосферу. Также мы работаем не только с финансовой составляющей, но и предоставляем техническую помощь. У нас есть специальный отдел, в котором эксперты анализируют проекты с технической точки зрения, выясняют, соответствует ли требованиям клиента оборудование, для приобретения которого хотят взять кредит, за какое количество времени оно окупится и сколько удастся сэкономить за счёт модернизации производства.

У "Регионы-ойл" полностью замкнутый цикл производства: кругляк перерабатывается в доску и брус, а отходы превращаются в пеллеты. Кроме того, благодаря производству пеллет предприятие обеспечивает население региона альтернативным видом топлива, к чему стремятся государства, поддерживающие защиту окружающей среды и заботу о будущем. Также их пилорама использует мало электроэнергии, не загрязняет атмосферу и работает значительно тише "коллег по цеху".

"Мы всегда готовы поддержать и помочь бизнесу, который занимается не только производ­ством, но и переработкой отходов с их дальнейшей реализацией"

В 2017 году компания обратилась к нам за кредитом на покупку специального оборудования — автоматической пилорамы последнего поколения для переработки кругляка большого диаметра. Отказать предприятию мы не могли. Более того, для таких компаний мы предлагаем лояльные условия эко-кредитования. И, безусловно, нам приятно, что социально ответственный бизнес выбирает Укргазбанк.

Кредит оформили на пять лет по программе "Развитие бизнеса предпринимателей сельской местности НУФ", под плавающую процентную ставку. Подобную программу не мог предложить ни один банк, тем более со столь низкой ставкой. Кстати, плавающая ставка дополнительно снизится в 2019 году, что довольно приятно.

На новой пилораме работает лишь один человек, при этом производство перерабатывает за смену достаточно большой объём сырья. Для примера: такой же объём предприятие перерабатывает на других станках за 2/3 рабочей смены, но там работает четыре сотрудника. Это огромная экономия человеческого ресурса. Также благодаря новому оборудованию предприятию удалось увеличить количество произведённой продукции в два раза и значительно уменьшить потребление электроэнергии.

Сэкономленные средства компания направляет в том числе и на погашение кредита. "Регионы-ойл" уже выразили намерение выплатить кредит за три года, а не за пять лет, как изначально договаривались. Этим и отличается традиционное кредитование от эко-кредитования. При классическом кредитовании клиент берёт деньги у банка и вкладывает их в бизнес, который приносит прибыль. После чего выплачивает кредит за счёт прибыли. При эко-кредитовании клиент также берёт у нас деньги, но при этом оплачивает кредит не из дохода, а за счёт экономии ресурсов. В модернизации — выгода, это неизменное правило от Укргазбанка, которому мы обучаем всех наших клиентов.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.