Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса
Деньги – всем! Как изменится начисление субсидий с марта

Деньги – всем! Как изменится начисление субсидий с марта

Правительство анонсировало новые изменения в монетизации субсидий уже в марте. Фокус разбирался, как это будет выглядеть на практике, и оценил с экспертами жизнеспособность новой модели

33410

В конце 2018 года состоялось заседание Кабмина, на котором профильный министр социальной политики Андрей Рева презентовал трехэтапную модель монетизации жилищных субсидий. Тогда же подчеркивалось, что из общей сумы в 55 миллиардов гривен, предусмотренных в Государственном бюджете 2019-го года на компенсацию субсидий, 20 миллиардов правительство впервые намерено выплатить субсидиантам "живыми деньгами".

Первоначально предусматривалось, что на практике получить часть денег в форме наличности,  вместо виртуальных счетов, компенсирующих коммуналку,  можно будет уже в мае, по окончанию отопительного сезона.

Но уже 16 января этого года, общаясь с журналистами, министр отметил, что есть замысел начать эту работу уже в марте. Скорее всего, корректировку начисления субсидий утвердят на ближайшем заседании правительства - в следующую среду.

При этом очевидно, что наряду с новациями сохранится и привычный – "виртуально-взаимозачетный" способ компенсации расходов отечественных потребителей за использованную воду, электрику, газ и тепло. Фокус решил разобраться с разночтениями.

Начнут в марте, а в мае – еще раз подумают

Итак, вчера министр Андрей Рева в общении с журналистами отметил: "Было совещание у президента Украины при участии премьер-министра, ряда министров, заинтересованных сторон, таких как "Укрпошта", "Нафтогаз", Пенсионный фонд, общественных организаций, представителей ОСМД. Было принято политическое решение о том, чтобы тех людей, которым субсидия назначена с октября, перевести на денежные расчеты уже в наличной форме с марта. Это делается для того, чтобы к маю понимать, какой механизм является более эффективным. Безналичный механизм мы запустили с 1 января, а теперь прорабатываем наличный - в экспериментальном порядке всем выдать деньги и посмотреть, как это будет работать", - рассказал Андрей Рева.

Министр пояснил, что параллельно будет запущено два механизма монетизации - наличный и безналичный. "Сегодня у нас 4 миллиона получателей субсидий, средний размер субсидии составляет 1,5 тысячи гривен (в отопительный период, - ред.). Это 6 млрд гривен в месяц будем выдавать наличными", - уточнил Рева.

Чтобы получить реальные деньги на руки субсидианты должны тратить услуг меньше установленных норм, на которые начисляются субсидии

Практически все пользователи соцсетей увязали предполагаемый перенос  сроков монетизации с хронологией президентской избирательной кампании. Чиновники и эксперты в первую очередь обращают  внимание потребителей на практические аспекты  получения денег в "живом виде".

Для этого всем субсидиантам необходимо будет предоставить документы о своих доходах и дать согласие на монетизацию субсидий, а после этого большинство процедур будут осуществляться преимущественно в автоматическом режиме. Потребитель может контролировать этот процесс, как по реестру субсидий, размещенному на портале Минсоцполитики, так и по личным сетам Ощадбанка, куда будут начисляться деньги на субсидии для дальнейшего перевода их поставщикам ресурсов.

Чтобы получить реальные деньги на руки субсидианты должны тратить услуг меньше установленных норм, на которые начисляются субсидии. Они выглядят так:

  • для горячей воды — 1,6 куб. м;
  • для холодной — 2,4 куб. м;
  • электричество в домах, оснащенных стационарными электроплитами, — 110 кВт•ч на семью из одного человека + 30 кВт•ч на другого члена семьи;
  • плита газовая при наличии горячего водоснабжения — 3,3 куб. м;
  • для отопления частного дома — 200 куб. м.

Более подробно с утвержденными нормами потребления можно ознакомиться на портале Минсоцполитики.

Координатор жилищно-коммунальных программ Общественной сети "Опора" Татьяна Бойко, комментируя для Фокуса "свежее" желание исполнительной власти внести  корректировку в практику начисления субсидий, отметила тот факт, что декабрьское постановление Кабмина не было опубликовано в официальном издании правительства - в газете "Урядовий кур’єр", поэтому его можно рассматривать лишь как рабочий документ. Вероятно, после того, как на одном из следующих заседаний Кабинета Министров в него будут внесены соответствующие новации, окончательный вариант и появится в печати и станет основанием для вертикали власти к его реализации.

Также она отметила, что в чисто техническом плане алгоритм начисления субсидии (кому именно будут начисляться средства на счета в Ощадбанке в первую очередь, будет ли при этом применена какая-то очередность или выплаты будут осуществляться всем претендентам на субсидию сразу) – вероятно - еще будет  предметом дискуссий чиновников и экспертов перед принятием Постановления. И уже по её результатам будет принят окончательный документ.

Монетизация: конкретное отношение экспертов к общей схеме

Фокус решил провести небольшой опрос по проблематике назначения субсидий, задав экспертам такие вопросы:

  1. Как лично вы оцениваете анонсированную Кабмином модель монетизации субсидий, и можно ли было обойтись без нее, применив традиционный способ их начисления?
  2. Существует ли в странах западной демократии какой-либо механизм монетизации субсидий? А если нет, то какова природа других компенсаторов, используемых за рубежом для смягчения социального неравенства?

Андрей Никончук,

эксперт по вопросам ЖКХ Украинского института анализа и менеджмента политики

1. Оцениваю позитивно. Можно было бы сохранить и старый способ компенсации вздорожавших тарифов. Но тогда не было бы усиления мотивации потребителей к более экономному расходованию энергоресурсов.

2. В странах западной демократии механизм монетизации субсидий, как правило, отсутствует. Поэтому можно считать, что это наше отечественное ноу-хау. Во-первых, у них нет такого числа субсидиантов. Хотя, конечно, в любой стране есть люди, находящиеся в непростых жизненных обстоятельствах. Если их от 2 до 5%, обществу легко найти консенсус, в том числе и по поводу способов их социальной поддержки и адаптации. За счет тех средств, которые удерживаются и в виде налогов и направляются в расходную часть бюджета.

А о каком развитии можно говорить у нас, когда к субсидии прибегают более трети домовладений и половина населения? Что касается монетизации субсидий, то мне неизвестна такая практика. Правда, в свое время в России намеревались монетизировать льготы. Но этот процесс как-то незаметно сошел на нет.

Тарас Загородний,

политический и экономический эксперт, управляющий партнер Национальной антикризисной группы

1. Шаги, направленные на монетизацию субсидий, – абсолютно разумные, ибо стимулируют людей к экономии. А полученные от подобной экономии средства будут направлены, скажем, на мероприятия по энергосбережению. При этом у людей появляется выбор и уменьшается былая патерналистская зависимость от государства, поскольку она нацелена на общее уменьшение числа потребителей, нуждающихся в субсидиях.

Иное дело, что в процессе реализации нового подхода неизбежно возникнут трудности с верификацией и с дополнительным привлечением персонала на обслуживание предложенной модели.

Также возможны определенные задержки в выделении средств, поскольку деньги на практике перечисляются от "Нефтегаза", у которого могут быть определенные трудности на каком-то временном этапе и кассовый разрыв. К тому же может возникнуть риск изменения конъюнктуры цен на нашу импортную продукцию. И для баланса бюджета правительству нужно будет осуществлять определенный финансовый маневр, что может сказаться на сроках начисления субсидий.

2. Во всех развитых странах, в первую очередь в Германии, цена киловатта электроэнергии для промышленных потребителей существенно ниже, чем для домашних домохозяйств и это делает их продукцию на мировом рынке более конкурентоспособной. Согласитесь, это ненормально, когда те же Коболев и Витренко из "Нафтогаза" продают населению полтавский газ по цене немецкого хаба. Ведь набивший всем оскомину Одесский припортовый завод при таких ценах на потребляемый газ не может выдерживать конкуренцию на мировом рынке. Большие государственные компании, на мой взгляд, должны действовать в интересах всего государства, всей экономики и всех потребителей их услуг, а не тупо стремиться к заоблачной рентабельности.

Олег Пендзин,

исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба

1. Субсидии в той или иной форме есть повсюду, где существуют малообеспеченные граждане или люди с ограниченными возможностями, которым государство должно помогать. Другое дело, что их 2-3% от общего количества домохозяйств, а не 45%, как у нас.

Монетизация нужна, потому что нет другого механизма поощрения получателей помощи в экономии ресурсов. Чтобы в перспективе выйти на практику, когда человек должен будет сам платить за использованный энергоресурс.

Монетизация субсидий, это, по сути, компенсация недополученного бедными людьми дохода за счет других налогоплательщиков и является одним из классических примеров уравниловки.

Что касается многоэтапности в ее внедрении, то, на мой взгляд, это является чисто техническим механизмом запуска процесса. Но существенней не это. В перспективе необходимо добиться того, чтобы увеличить доходы людей не c помощью перераспределения бюджета, а естественным путем.

2. Монетизация субсидий – это чисто постсоветский феномен. Весь мир помогает своим бедным, предоставляя прямую финансовую помощь или выдавая карты (купоны), которые можно использовать только по целевому предназначению получения конкретного товара (услуги). Например, карточки на бесплатные продукты, если ваш доход меньше, чем минимально установленный в конкретном штате. Сегодня такая программа в США охватывает 40 миллионов американцев. И ее бюджет составляет 70 млрд долларов в год.

Алексей Кущ,

экономист, финансовый аналитик

1. Основной мотив власти, предложивший обществу подобную модель монетизации субсидий, на мой взгляд, – преимущественно пропагандистский. Не секрет, что многие министры нынешнего правительства не прочь пролонгировать своё персональное присутствие во власти. Хотя с учетом той политики, которую они проводили, у них весьма туманные политические перспективы.

Поэтому многие из них не против создать свою партию и на минимальном рейтинге пройти в следующий состав парламента на волне какого-нибудь запоминающего новшества. Как это было, например, с "юлиной тысячей" – компенсацией за сгоревшие вклады советских сберкасс, введенной в период одного их премьерских сроков Тимошенко. С учетом инфляции, сумма выплат была незначительной, но люди вот запомнили…

Нынешняя монетизация, по моим расчетам, должна затронуть до одного миллиона человек, а средняя сумма денег, выдаваемых на руки потребителям услуг в конце года за рачительность и дисциплину платежей, может составить около пятисот гривен. Для бюджета это обойдётся всего-навсего в 500 млн грн, а для позитивного пиара власти может сыграть свою роль. Правда, при условии, если хотя бы половина этих субсидиантов придет на избирательные участки. По сути, это аналог той же гречки от мажоритарных кандидатов в депутаты. Но крупа и продовольственные пайки – вещь несколько примитивная, поскольку на это все обращают внимание, а здесь "магарыч избирателю" будет закамуфлирован, завернут в красивую упаковку под названием "монетизация субсидий".

Если же смотреть в суть проблемы, то можно констатировать, что из-за непомерного вздутия тарифов вся предыдущая работа в коммунальной сфере зашла в тупик, и нашей власти рано или поздно придется возвращаться к истокам проблем.

2. Целиком очевидно, что любая работа с компенсацией затрат потребителей на коммуналку должна основываться на справедливой цене на газ и на справедливых тарифах. Причем в определение "справедливый" я вкладываю не столько этические компоненты, сколько экономические.

"Магарыч избирателю" будет закамуфлирован, завернут в красивую упаковку под названием "монетизация субсидий"

Ведь для страны, на 60% покрывающей потребности в газе собственной газодобычей, можно применить несколько моделей нарезания этого "общественного пирога". Можно поступать как в Норвегии, где внутренние цены на газ очень высокие, при этом страна сама является экспортером энергоресурсов, а Национальный суверенный фонд аккумулирует всю прибыль, которую государство получает за счет продажи энергоресурсов по достаточно высоким ценам. Таким образом, норвежцы накопили – ни много ни мало – уже один триллион долларов.

Кстати, схожую модель финансовой страховки для страны (правда, двухступенчатую – Резервный фонд и Фонд Национального благосостояния) в России когда-то предложил бывший министр финансов Алексей Кудрин. Идея в принципе разумная: когда наблюдается подъём и благоприятная конъюнктура на рынках энергоресурсов, эти отчисления помогают накапливать подкожный жир для дальнейших периодов кризисов и спада спроса на углеводороды, когда необходимо выравнивать дефицит госбюджета или пенсионного фонда. Даже сейчас, на пятом году внедрения международных санкций за агрессивную внешнюю политику против РФ, эти фонды помогли Кремлю оставаться на плаву, хотя Резервный фонд уже исчерпал свои запасы.

Вторая модель распределения общенационального богатства – саудовско-американская. Например, в США, в зависимости от того или иного штата, цена на литр бензина в пересчете на гривню составляет от 10 до 15 гривен. Разве Америка не самая рыночная страна в мире? Отчего же тогда не привести цены на автомобильное топливо к рыночным? Тем не менее, как сказал один тамошний политолог, рейтинг президента обратно пропорционален ценам на заправках. Считается, раз страна добывает немало энергоресурсов и обладает их внушительными запасами, то она должна каким-либо образом конвертировать это всеамериканское богатство во благо всего населения.

И у них Антимонопольный комитет (которого боятся еще больше, чем налоговую службу) внимательно следит за тем, чтобы затратный механизм формировался объективно и соблюдался среднерыночный уровень рентабельности. Собственно, справедливая цена, о которой я упоминал выше, и определяется формулой "экономически обоснованные затраты плюс среднерыночный уровень рентабельности".

В той же Саудовской Аравии бензин тоже стоит копейки. При этом в рейтинге конкурентоспособности экономики (который рассчитывает Всемирный экономический форум) эта ближневосточная страна входит в тридцатку наиболее сильных, чуть ли не в два с половиной раза опережая нас.

335
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус
Погода

ФОКУС, 2008 – 2019.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.