Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса
Чистые деньги. Как украинским производителям органической продукции преодолеть "сырьевое проклятие"

Чистые деньги. Как украинским производителям органической продукции преодолеть "сырьевое проклятие"

Государственный Укргазбанк в этом году запустил программу развития экологически ориентированного бизнеса "ЭКО-БУМ: бизнес украинского будущего"

13700

Экологичность — глобальный тренд. Проявляется он во всём — от стремительного распространения электромобилей и мебели из вторсырья, до выращивания продуктов питания "дедовскими методами" — без применения ядохимикатов и химических удобрений. Лишь навоз да сапка. Такая сельхозпродукция получила гордое название "органик". Хотя достоверных данных о превосходстве для здоровья органической продукции над конвенциональной нет, потребление экологичных продуктов растёт из года в год. Простой пример: по данным министерства сельского хозяйства Швейцарии, с сентября 2017-го по август 2018-го в стране продали 46,7 тыс. т органических овощей на сумму 340 млн евро. Это на 7% больше, чем годом ранее. При этом падение потребления конвенциональных овощей составило 3%. Хотя цены на органическую продукцию были в среднем на 49% выше. А в США существуют целые сети супермаркетов, продающие исключительно "органик". Одним словом, интерес фермеров к органическому земледелию понятен. Но, что самое интересное, у Украины есть все шансы стать одним из ведущих игроков на этом празднике натурпродуктовой жизни.

Непростое дело

Сегодня на украинском рынке органической продукции насчитывается около 500 компаний, из них чуть более 300 занимаются производством сельскохозяйственной продукции. Если посмотреть в масштабах страны, это примерно 1% рынка. Но речь идёт именно о сертифицированном производстве.

Чтобы продукция считалась "органической", недостаточно выращивать культуры без применения агрохимии, необходимо ещё получить документальное подтверждение, что в продукте нет ядохимикатов. "Как показывает практика, процесс органической сертификации занимает от двух до шести месяцев, что включает в себя аудит, обучение сотрудников и необходимые проверки", — рассказывает Юрий Шевченко, директор по развитию бизнеса компании "Укролия", которая начала производить органические продукты 18 лет назад. Сейчас его компания — отечественный лидер по производству органического растительного масла.

Кроме того, опытные сельхозпроизводители рекомендуют новичкам быть готовыми к тому, что урожайность органических культур зачастую ниже, чем традиционных, технология выращивания сложнее, да и продавать продукт непросто. Как поясняет Шевченко, его компания изначально получила сертификат общеевропейского образца. Однако, как вскоре выяснилось, эта бумага не даёт права продавать органическую продукцию в Швейцарию, Германию, Норвегию. Для этого необходимо получить дополнительные сертификаты, например швейцарский Bio Suisse. Отдельную сертификацию также требуют американские и канадские импортёры. "В той же Германии и Швейцарии есть понятие локального продукта, качеству которого там доверяют. Украина — это внешняя позиция", — говорит Юрий Шевченко.

Получение подобных сертификатов — удовольствие не из дешёвых. Базовая стоимость документа стартует от $2 тыс. Но если у аудиторов возникнут вопросы к организации производства и понадобятся дополнительные анализы и экспертизы, заплатить придётся дороже. К примеру, сертификат американского образца стоит около $5 тыс.

Вместе со страной

По данным Минагрополитики, в 2017 году Украина экспортировала 333 тыс. т органической продукции на сумму 99 млн евро. Основной объём украинской органики купили европейские компании из Нидерландов, Германии, Англии, Италии, Австрии, Польши, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Болгарии и Венгрии. Также украинская продукция интересна США, Канаде, Австралии и азиатским странам.

Наиболее распространённые экспортные продукты в органическом сегменте — традиционные зерновые, масличные, бобовые, ягоды, фрукты и продукты их переработки. Фермеры, занимающиеся органикой не первый год, рекомендуют обращать внимание и на нишевые культуры, к примеру, нут. За них можно выручить больше, чем, скажем, за традиционные высокомаржинальные зерновые культуры. Кроме того, опытные аграрии советуют регулярно отслеживать изменение конъюнктуры рынка. Развитие органического направления происходит не только в Украине, но и в основных странах-импортёрах. И цены на тот или иной нишевый товар меняются от сезона к сезону.

Впрочем, отечественное органическое производство подвержено тем же болезням, что и экономика страны в целом. Главный из них — сырьевой экспорт. "Более 80% производимой продукции у нас экспортируется. Это преимущественно сырьё", — рассказывает Дмитрий Титаренко, основатель сервиса AgroportEx.Bio, эксперт рынка органической продукции. Это, по его словам, не идёт на пользу украинским производителям, поскольку страну воспринимают сырьевым придатком, что автоматически снижает цены на украинский продукт. "Разница между продажей через трейдера и напрямую составляет порой до 30%", — приводит пример заместитель предправления Укргазбанка Евгений Мецгер.

Где же выход?

Нельзя сказать, что "сырьевое проклятие" — непреодолимая карма. "Наша компания экспортирует продукцию более чем в 40 стран, с 2018 года мы начали предлагать дистрибьюторам и партнёрам новую продукцию — органическое фасованное масло под ТМ Garna organica", — рассказывает Юрий Шевченко.

Органический рынок — это история про медленное, но уверенное наращивание объёмов производства и продаж

Украинские производители органики всё чаще рассматривают возможность продавать брендированную продукцию. Компания, которая производит узнаваемый продукт, может рассчитывать на более высокую маржинальность товара. В прошлом году на помощь "органикам" пришло и законодательство. В соответствии с Законом "Об основных принципах и требованиях к органическому производству" для недобросовестных производителей и продавцов, которые маркируют свою продукцию как органическую, не имея на то соответствующих полномочий, предусмотрен штраф 30 тыс. грн — для юрлиц — и 19 тыс. грн — для физлиц. "Закон в первую очередь нацелен на развитие внутреннего рынка. Но оттого, насколько мы способны упорядочить и привести к европейским стандартам своё законодательство и внутренний рынок, зависит общенациональная репутация, — добавляет Евгений Мецгер. — Партнёры Украины настаивают на том, что мы должны развивать непосредственно внутренний рынок, а не гнаться за экспортной выручкой".

Рынок маленьких шагов

Органический рынок — это история про медленное, но уверенное наращивание объёмов производства и продаж. По словам Ольги Трофимцевой, заместителя министра агрополитики по вопросам евроинтеграции, Украина занимает 11-е место среди европейских стран по общей площади сельскохозяйственных угодий, сертифицированных как органические. Сейчас их около 290 тыс. га, и свыше 90 тыс. га земель находятся в переходном периоде. 15 лет назад таких земель было 240 тыс. га, 10 лет назад — 270 тыс. га. Интересно, что количество производителей растёт стремительнее, чем органический земельный банк. 15 лет назад производителей органики было примерно в четыре раза меньше, чем сегодня, 10 лет назад — в 2,5 раза.

"По предварительным прогнозам, к 2020 году практически в два раза может увеличиться доля этого рынка. Если отталкиваться от европейской динамики, где по сертифицированной площади доля органики занимает до 10%, потенциал для роста в Украине — в 10 раз", — отмечает Дмитрий Титаренко.

Главное, во что упирается развитие органического рынка, — недостаток финансирования. Как уже говорилось, урожаи органической продукции ниже, чем при конвенциональном способе производства. Более того, если что-то пойдёт не так, процесс созревания урожая не удастся скорректировать при помощи агрохимии. К этому следует добавить упомянутые ранее высокие колебания цен на продукцию и немалую стоимость сертификации. Одним словом, в финансовом плане производство органики — достаточно рисковый бизнес. Поэтому банки с осторожностью относятся к кредитованию аграриев, занятых экологичным производством. Особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. Но и тут в последнее время наметился сдвиг. Так, специализирующийся на развитии экологически ориентированного бизнеса государственный Укргазбанк недавно запустил проект "ЭКО-БУМ: бизнес украинского будущего" для сектора МСБ. "Основная проблема, возникающая между банком и предпринимателем, который пытается выйти на экспортный рынок, — вопрос рисков. Покупатели не хотят давать предоплату, а продавцы желают получить всё сразу.

Даже если органика займёт около 10% аграрного рынка, Украина в целом не перестанет быть сырьевым государством. Но это будет маленьким шагом на пути к большой цели

И здесь возникает необходимость в применении банковских финансовых инструментов — программ международного торгового финансирования, аккредитивов, а также прибегнуть к компенсационным правительственным отраслевым программам, которыми Укргазбанк может оперировать, благодаря сотрудничеству с нашими финансовыми партнёрами — Международной финансовой корпорацией и др. Первый же успешный опыт применения таких инструментов позволяет существенно сократить риски и повысить доверие к нашему производителю нерезидентов-покупателей. Существенным подспорьем для органических производителей стало бы и понижение стоимости заёмных ресурсов для их бизнеса — через программы Немецко-украинского фонда, Европейского инвестиционного банка, оператором которых является Укргазбанк", — поясняет цели проекта Евгений Мецгер.

Одним словом, производство органики сложно назвать лёгким делом. Но именно такой вид агробизнеса может запустить в нашей стране процесс основания узнаваемых во всём мире торговых марок и создания продукта с добавленной стоимостью. Конечно, даже если органика займёт около 10% аграрного рынка, Украина в целом не перестанет быть сырьевым государством. Но это будет маленьким шагом на пути к большой цели.

Доверие онлайн

Дмитрий Титаренко,

основатель сервиса AgroportEx.Bio, о том, как технологии могут компенсировать отсутствие репутации и плохое знание английского языка

— Как только на свет появились первые автомобили, стремительно начала расти и инфраструктура для их обслуживания. Простой пример. В США за считаные годы были построены и при­обрели популярность мотели — недорогие придорожные гостиницы, предназначенные специально для автомобилистов.

Торговля в сегменте органики строится так же, как и на традиционных рынках: одни хотят купить дешевле, другие — продать дороже. Одни хотят получить предоплату, другие — платить по факту получения. Но на рынке органической продукции очень важна репутация операторов. У Украины с этим огромные проблемы, было много случаев мошенничества, когда под видом органики продавалась неорганика. Редко фигурируют названия конкретных компаний, в результате отдельные ситуации отражаются на общенациональной репутации. Поэтому формируются площадки, где собираются добросовестные операторы рынка, которые хотят показать качество своей продукции. Украинские производители не готовы формировать совместные партии и кооперироваться в продажах, но в вопросах маркетинга и имиджа они едины. Это мотивирует производителей ездить на выставки и искать прямые контакты покупателей.

Кроме того, "органики" — достаточно продвинутые пользователи интернета, все обладают современными гаджетами, поэтому многие из них готовы использовать торговые онлайн-платформы. Такие сервисы решают первичные проблемы коммуникации. Часто продавцы не могут произвести правильное впечатление на покупателя и компетентно начать этап переговоров без знания английского языка. Но уже есть приложения, позволяющие качественно коммуницировать на первом этапе, где разговор строится на языке цифр. Зарегистрированные участники подобных сервисов могут адресно найти потенциального партнёра и затем подключать компетентных переводчиков для детализации контрактов.

Правда и только правда

Евгений Мецгер,

заместитель главы правления Укргазбанка, советует фермерам, как наладить отношения с банкирами и потенциальными партнёрами

— Вопрос доверия и компетенции остро возникает при построении первых взаимоотношений с новыми партнёрами. Отношения часто бывают омрачены банальной неопытностью украинских предпринимателей. Например, небольшим производителям порою очень сложно сформировать партии продукции, которые будут "пригодны" для экспорта. Имеется в виду корректное определение объёмов для реализации логистики, с одной стороны, а с другой — знание процессов, необходимых при построении экспорта. Это вопросы связаны с подготовкой документов, организацией, логистикой.

Кроме того, для занимающихся производством "органики" аграриев очень важно доказать прозрачность своего бизнеса. Для этого важно уметь пользоваться подходящим инструментарием. Например, некоторые производители стали внедрять систему traceability, позволяющую с помощью штрих- и QR-кодов отслеживать по маркировке, где и когда произведена продукция, вплоть до доступа к видеоматериалам дронов о том, как и чем она была обработана.

Учитывая особенность аграрного рынка, где покупатель желает видеть продавца, хочет даже побывать на производстве и узнать, где производилась продукция; для "органики", повторюсь, очень важна прозрачность бизнеса. Это, к слову, важно и для нас, банкиров, при формировании мнения о клиенте. Наш банк, как ведущий эко-банк Центральной и Восточной Европы, не рассматривает органическое агропроизводство как некую "модную фишку" для избранных, наша задача в системном наращивании объёмов — как экспорта, так и внутреннего потребления качественной продукции с максимальным применением передовых "зелёных" решений.

137
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус
Погода

ФОКУС, 2008 – 2019.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке", "Ситуация" публикуются на коммерческой основе.