Взлетный период. Куда полетят украинцы в этом году: 30 новых направлений

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

На фоне ежегодного роста в 20% Украина становится все более привлекательной для европейских авиаперевозчиков, где устоявшийся рынок демонстрирует скромный рост 2–5% и существует большая конкуренция между перевозчиками. 

Related video

26-летняя Яна Метелкина — заядлая путешественница. Девушка постоянно планирует маршруты поездок, много фотографирует, внимательно присматривается к окружению, чтобы потом написать заметки для туристического блога. Метелкина побывала в 40 странах. Признается: больше всего понравилось в США, Мексике и Италии. Посетить такое количество стран ей во многом удалось благодаря лоукостам. Это авиаперевозчики, которые экономят везде, где только можно, чтобы предложить пассажиру самые низкие цены на перелет.

Впервые Яна села на борт лоукост-самолета летом 2014 года. Это был рейс компании Wizzair из Киева на Кипр. Дешевые перелеты изменили понимание Яны о границах в мире. "До появления лоукостов поездка за рубеж казалась чем-то грандиозным и невозможным по деньгам. А теперь просто нет оправданий, чтобы сидеть дома", — шутит девушка.

И правда, иногда перелет через половину Европы стоит дешевле, чем дорога в поезде из столицы в регионы. Например, в начале января билет из Киева в Копенгаген и обратно можно было купить за 23 евро, или 733 грн. Для сравнения: билет на поезд Intercity из Киева во Львов и назад стоит 780 грн.

Если бюджетный путешественник к тому же найдет дешевый хостел или воспользуется сервисом вроде Сouchsurfing, который помогает бесплатно переночевать у других людей, то бюджет уик-энда в Европе может составить $100–200. "Быть гражданином мира сейчас проще, чем когда-либо", — соглашается Метелкина.

Интерес украинцев к заграничным поездкам подтверждает статистика. В 2018 году пассажиропоток аэропортов Киева, Львова, Одессы и Харькова вырос на 16–35%. А через главные воздушные ворота страны — Борисполь — в прошлом году прошло 12,6 млн пассажиров, что на 22% выше, чем по итогам 2017-го.

Если же брать более долгосрочную ретроспективу, то за последние десять лет число украинских туристов, которые выезжали за пределы страны, выросло больше чем в два раза. По данным Госстата, в 2009 году таких было 913 тыс. В 2017-м — почти 2,3 млн человек.

Fullscreen

Инфографика: Оксана Грозная

Кто разогнал тучи

Лидер украинского рынка лоукост-перелетов — венгерская компания Wizz Air. Перевозчик работает на нашем рынке с 2008 года, сегодня его самолеты базируются в трех аэропортах: Львов, Харьков и киевские Жуляны. Всего из Украины компания обслуживает более 43 направлений в 12 стран.

Прошлый год на украинском рынке для компании был более чем успешным. Wizz Air увеличила пассажиропоток на 107% и обслужила полтора миллиона пассажиров. Росту способствовали и 18 новых рейсов: в Таллинн, Берлин, Катовице, Братиславу и другие города Европы. А самыми популярными рейсами компании из Украины в 2018 году стали направления в Будапешт, Варшаву, Мемминген, Дортмунд, Копенгаген.

Однако прошлой осенью у венгерского перевозчика на украинском рынке появился более чем сильный конкурент. В Борисполе приземлился первый самолет Ryanair. Дебют ирландского лоукостера в Украине ждали, как национальный праздник. И чаяния оправдались. Первый рейс Берлин — Киев — Берлин был заполнен на 96%.

С сентября до конца прошлого года ирландский перевозчик обслужил в Украине 150 тыс. пассажиров, или охватил 3% общего пассажиропотока в Борисполе. Всего компания предлагает полеты в 16 направлений в семь стран Европы.

Начало работы в Украине Ryanair подкрепил акциями. Например, билет в Барселону можно было купить за 70 евро, тогда как обычная его стоимость достигает 200 евро.

Привычным делом для украинского туриста стали и перелеты с самостоятельной пересадкой в другой стране. Например, если нет прямого рейса из Киева в Порту, можно из Львова полететь в Катовице, а там пересесть на самолет в Порту.

В результате Киев вошел в пятерку самых популярных направлений из Варшавы. В украинскую столицу из главного варшавского аэропорта имени Шопена в прошлом году отправилось 495 тыс. человек.

Кроме крупных лоукостов за украинского путешественника соревнуются компании меньшего масштаба. Например, итальяно-албанский перевозчик Ernest Airlines, который летает в направлении Апеннинского полуострова. В 2018 году Ernest Airlines обслужил лишь через львовский аэропорт 100 тыс. пассажиров.

В 2018 году пассажиропоток аэропортов Киева, Львова, Одессы и Харькова вырос на 16–35%

Украинский бизнес тоже пытается откусить свою часть пирога. Молодая авиакомпания SkyUp весной прошлого года начала тренироваться на чартерных рейсах для материнской туристической компании Join UP!. А сегодня уже продает билеты в Баку, Фару и Тбилиси.

Но лидером в украинском небе по-прежнему остается МАУ. Пассажиропоток лоукостеров пока не сопоставим с показателями "Украинских авиалиний". Если Wizz Air и Ryanair на двоих в прошлом году перевезли 1,65 млн пассажиров, то в МАУ общий пассажиропоток достиг 8 млн человек.

При этом вряд ли ультрабюджетным авиакомпаниям удастся вытеснить с отечественного рынка детище Арона Майберга и Игоря Коломойского, как это произошло с национальными перевозчиками Венгрии и Грузии. МАУ удается чутко реагировать на изменившиеся правила игры на рынке и сочетать довольно дешевые, при условии раннего бронирования, билеты на ближне- и среднемагистральные рейсы с моделью сетевого перевозчика, выполняющего межконтинентальные рейсы.

"Деление на лоукост и классические авиакомпании — условность. Преимущественно лоукост-билеты ограничены акционным предложением на определенные места в самолете в отдельные периоды времени. При этом стоимость остальных перелетов по регулярному расписанию лоукостера почти не отличается от общерыночной", — объяснили Фокусу в пресс-службе аэропорта Борисполь.

Битва за клиента

Помимо дешевых перелетов, мощным катализатором для самостоятельных путешественников стал безвизовый режим с ЕС и легкость получения биометрического паспорта. Тенденция к упрощению пересечения границ сохранилась. В 2018 году Украина получила безвизовый режим с 14 странами. Кроме экзотических Антигуа и Барбуда, Ниуэ, Теркс и Кайкос, в этом списке появились и ОАЭ — транспортный и экономический центр Ближнего Востока.

Закономерно, что количество поездок украинцев за рубеж увеличилось. По данным сервиса поиска авиабилетов TripMyDream, за 2018 год украинцы пересекали государственную границу 67 млн раз, что на 6% больше по сравнению с 2017-м.

При этом общий объем организованного туризма в 2018 году, по данным TripMyDream, составил 3 млн человек. Возникает вопрос: отнимают ли лоукостеры клиентов у традиционных турфирм?

Директор центра развития туризма в Украине Владимир Царук не считает, что авиаперевозчики конкурируют с компаниями его отрасли. Причина в том, что у самостоятельного путешественника и клиента турагентства разные цели отдыха и путешествий.

"Авиакомпании постоянно испытывают новые маршруты. Некоторые остаются, некоторые могут быть закрыты из-за отсутствия спроса"

Андрей Буренок, основатель сервиса TripMyDream

"Туроператор составляет пакетный тур: перелет, трансфер, проживание", — объясняет Царук. Иногда для перелетов оператор может использовать и лоукосты. В таких случаях турфирмы и бюджетные авиакомпании — союзники.

Царук считает, что скорее главным конкурентом турфирм можно считать безвиз. "Раньше люди для отдыха в Греции или Италии обращались к туроператору, чтобы решить проблемы с документами". До безвизового режима для поездки в Европу украинцу нужно было представить справку с места работы, данные о доходах и движении денег на банковском счету за последний год, бронь отеля. Турагентства консультировали человека в этом вопросе, помогали не потонуть в бюрократии. Теперь же путешественнику достаточно предъявить пограничнику биометрический паспорт.

Президент Украинской ассоциации туристических агентств (УАТА) Антон Рудич уверяет, что в общем рынок туристических услуг за последние два года вырос на 50%. При этом средняя стоимость туристического тура, по оценкам ассоциации, второй год держится на уровне 30–32 тыс. грн. Получается, что украинских путешественников достаточно и для турфирм, и для бюджетных авиакомпаний.

Как полетим в 2019 году

На фоне ежегодного роста в 20% Украина становится все более привлекательной для европейских авиаперевозчиков, где устоявшийся рынок демонстрирует скромный рост 2–5% и существует большая конкуренция между перевозчиками. Так считает авиационный эксперт Богдан Долинце.

Однако Андрей Буренок, основатель сервиса TripMyDream, отмечает, что на некоторых направлениях уже заметна перенасыщенность предложения. Например, маршрут Киев — Вена обслуживает четыре перевозчика.

"Покупательная способность украинцев растет довольно медленно, поэтому со временем рынок естественным путем найдет свой баланс спроса с предложением", — резюмирует эксперт.

Однако можно отыскать и направления, на которых спрос превышает предложение. По оценкам Буренка, украинцы были бы рады летать прямыми рейсами из Киева в Малагу, Порту, Рейкьявик и Флоренцию. Из Львова — в Париж, Лиссабон и Прагу. Из Одессы — в Париж, Милан и Барселону. "Еще есть популярные направления, на которые из-за отсутствия конкуренции держатся высокие цены: из Киева в Париж, Мадрид, Ниццу, Амстердам, Прагу", — считает Буренок. Этот спрос тоже может покрыть бюджетный перевозчик.

Спрос и предложение. Париж остается одним из любимых городов среди украинских туристов

Всего же в 2019 году, по данным ресурса lowcost.ua, в Украине анонсировали 31 новый рейс. Большинство из них — в Европу. Однако, по мнению перевозчиков, это довольно скромный показатель. Стремительному росту маршрутной сетки мешают ограничения по возможной частоте рейсов между странами, прописанные в межгосударственных соглашениях. Необходимо подписание договора об Открытом небе. Этот документ предусматривает право авиакомпаний Украины и ЕС летать между нашими странами без ограничений. Соглашение парафировали еще на Вильнюсском саммите Украина — ЕС в 2013 году (том самом, на котором Виктор Янукович отказался подписывать соглашения об ассоциации Украины и ЕС, пос­ле чего началась Революция достоинства). "Как только Украина либерализует доступ на авиационный рынок, мы увидим быстрое развитие инфраструктуры аэропортов, повышение конкуренции на рынке", — считают в Wizz Air.

Заблаговременно усиливает позиции и Ryanair, который завел в Украину дочернюю компанию Laudamotion. Помимо Вены в их планах Марракеш, Штутгарт и ряд греческих курортов.

Но громкие анонсы еще не значат, что все новые рейсы закрепятся надолго. "Авиакомпании постоянно испытывают новые маршруты. Некоторые остаются, некоторые могут быть закрыты из-за отсутствия спроса", — объясняет Буренок.

Туристические операторы тоже экспериментируют. "До безвиза 90% людей летом летели в Турцию и Египет. Они не хотели возиться с лишними бумагами", — рассказывает Максим Дереза, вице-президент Украинской ассоциации туристических агентств. Теперь турфирмы отправляют чартеры в сторону Испании и Италии. "Люди готовы пробовать новые продукты", — уверяет он.

В итоге от экспериментов авиакомпаний и туроператоров выигрывает путешественник, которому есть из чего выбрать. Пережив кризисные годы, люди готовы тратить деньги на отдых, путешествия и эмоции. Сейчас Яна Метелкина готовится улететь на месяц в Таиланд. В теплых краях она хочет переждать морозный киевский февраль. "Затем мечтаю махнуть на лоукосте в Берлин, Лондон и Барселону", — делится планами девушка. Возможно, к ее возвращению из Юго-Восточной Азии лоукостеры анонсируют еще парочку направлений. Тогда идея новых путешествий родится сама собою.