Переобуться с евробляхи. Что будет с авто на еврономерах дальше и продлят ли льготный период для растаможки

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

22 февраля истекает трехмесячный льготный период действия пониженного акциза на импортируемые автомобили. Фокус разбирался, какая судьба ждет "непереобувшихся"

Related video

Деньги пошли на пенсии

13 февраля, Киев, таможенный пост "Столичный". Уже с 9 утра на таможне выстраивается очередь из нескольких десятков владельцев автомобилей на европейской регистрации. Очередь продвигается медленно, а к ней прибывают все новые и новые люди. Все спешат растаможить автомобиль, ведь 22 февраля истекает трехмесячный льготный период действия пониженного акциза на импортируемые автомобили.

За несколько часов очередь приближается и ко мне. Сама процедура растаможивания при наличии предварительной декларации с таможенного пункта на границе и оплаченного счета занимает около 20 минут. Еще около пяти часов ожидания – и ближе к вечеру получаю пакет документов. После оплаты услуг таможни – 1020 грн –оставляю таможенный пункт.

В общем растаможка 5-летнего легкового автомобиля на литовской регистрации с 1,5 литровым дизельным двигателем обошлась почти в 70 тыс. грн с учетом услуг брокера.

По данным Государственной фискальной службы Украины, средняя стоимость растаможки одного автомобиля составляет 65,8 тыс. гривен. А с 25 ноября прошлого года по 19 февраля 2019-го было растаможено почти 195,2 тыс. транспортных средств. За них владельцы заплатили более 12 млрд грн платежей.

Из общего количества оформленных автомобилей 124 тыс. – это авто с иностранной регистрацией, которые были ввезены в Украину до принятия нового закона и находятся в режиме временного ввоза или транзита. За их оформление владельцы заплатили более 7,6 млрд грн. Более 100 тыс. из этих автомобилей находились в Украине с нарушением таможенных правил. Следовательно, при растаможивании владельцам пришлось заплатить дополнительно 8,5 тыс. грн штрафа.

Ближе к окончанию льготного периода владельцы автомобилей на еврономерах активизировались. Если в первые полтора месяца в среднем оформляли 487 автомобилей в сутки по всей стране, то в последние недели число желающих успеть растаможить автомобиль увеличилось в десятки раз.

Средняя стоимость растаможки одного автомобиля составляет 65,8 тыс. гривен

"По оперативной информации, 13 февраля было оформлено почти 8 тыс. авто", – сообщили 14 февраля в пресс-службе ДФС. Динамика свидетельствует о том, что число желающих растаможить автомобиль постоянно растет. 19 февраля было растаможено 9028 автомобилей, то есть всего за один день прошли растаможку почти столько автомобилей, сколько за первый месяц после принятия закона.

В ДФС уверяют, что оформят все декларации, которые успеют подать до окончания льготного периода – до 24:00 22 февраля. Эти машины оформят по льготной ставке акциза со скидкой 50%.

В связи с ажиотажем существенно выросла стоимость услуг таможенных брокеров, без которых невозможно обойтись, ведь они имеют доступ к специальному программному обеспечению и электронной подписи. Если раньше брокеры брали за свои услуги 50-100 долларов, то сейчас – 200-350.

Деньги от растаможивания автомобилей на еврономерах потратят на латание дыр в Пенсионном фонде. С даты принятия новых правил льготного растаможивания в Пенсионный фонд уже поступило 7,67 млрд грн.

"Это дает возможность нам решить вопрос индексации тех пенсий, которые не проиндексированы в 2015-2016 годах в силу обстоятельств – военных, бюджетных", – заявлял президент Петр Порошенко.

Продолжат льготный период?

Подсчитать, сколько в Украине автомобилей на европейской регистрации, сложно. По скромным подсчетам, их около 2 млн. Сейчас растаможили свои автомобили только десятая часть.

Ряд депутатов в Верховной Раде зарегистрировали законопроект, которым предлагают продлить льготный период растаможки еще на три месяца, аргументируя это тем, что не все владельцы авто успеют растаможить по льготному тарифу.

Однако законопроект носит скорее популистский характер, ведь зарегистрировали его 1 февраля, а регламент Верховной Рады предусматривает процедуру рассмотрения законопроектов продолжительностью не менее трех месяцев, включая рассмотрение в комитетах, внесение правок. Поэтому шансы на его принятие, даже при наличии политической воли, ничтожно малые.

Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина уже высказалась по этому поводу с четкой позицией против продления льготного периода.

Для тех, кто не успеет растаможить автомобиль до мая этого года, обещают жесткие финансовые санкции вплоть до конфискации транспортного средства

"Процесс идет. Люди, которые пытались его тормозить, должны отойти в сторону. Те, кто желает растаможить авто в установленные законом сроки, успеет это сделать. Никаких разговоров о продлении, переносе или изменении этих сроков идти не может", – заявила Южанина.

Владельцы автомобилей на еврономерах имеют возможность растаможить свои автомобили еще в течение трех месяцев, заплатив полную ставку акциза. Для более новых автомобилей с небольшим двигателем эта ставка будет незначительной. Например, для 3-летнего автомобиля с 1,6-литровым бензиновым двигателем акцизный платеж составит 240 евро без скидки и 120 – со скидкой.

Гораздо больше придется заплатить владельцам более старых автомобилей. Ставка акциза для автомобиля с таким же двигателем, возрастом 13 лет составит 1040 евро без скидки и вдвое меньше со скидкой.

Для тех, кто не успеет растаможить автомобиль до мая этого года, обещают жесткие финансовые санкции вплоть до конфискации транспортного средства.

Максимальный штраф, который может взыскать с нарушителя таможня – 170 тыс. грн, полиция – от 8,5 тыс, до 17 тыс грн.

"До 23 мая можно растаможить автомобиль без вывоза этого транспортного средства за пределы таможенной территории Украины. После этого срока полиция имеет право штрафовать за передвижение по дорогам. Но даже после 23 мая любую "бляху" можно погрузить на эвакуатор, вывезти за пределы Украины и потом завезти как свежий автомобиль. Этот период был предоставлен людям, чтобы иметь возможность не вывозить автомобиль, не создавать очереди на границе", – отметил в комментарии для Фокуса Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров.

Учитывая то, что средний возраст ввозимых автомобилей 10-15 лет, при растаможивании владельцам дополнительно придется заплатить более 500 евро. В таком случае стоимость растаможивания с учетом штрафов и услуг брокеров будет в 2-3 раза выше цены автомобиля в Европе.

В таком случае Украина рискует превратиться в кладбище старых автомобилей, ведь дешевле будет просто оставить автомобиль или продать его на запчасти, чем растаможить его.