Красивая странаРейтинги фокуса

Уйти к другому. Как поменять мобильного оператора, сохранив номер

Уйти к другому. Как поменять мобильного оператора, сохранив номер

После долгих лет ожидания в Украине с мая 2019 года стартует сервис смены мобильного оператора с сохранением номера. Фокус выяснил, как воспользоваться этой услугой и почему ее внедрения ждали так долго

Поделиться: 00

Услуга переноса телефонного номера при смене мобильного оператора, которую в мире принято называть MNP (Mobile number portability), наконец стала доступна для клиентов украинских операторов мобильной связи.

То есть теперь, если качество услуг оператора не устраивает или его тарифные планы выглядят невыгодными, можно перейти на обслуживание к конкуренту не опасаясь неудобств, связанных со сменой номера.

Со своим самоваром

По данным «Украинского государственного центра радиочастот» (УГЦР) услугу MNP с 1 мая будут предоставлять следующие украинские мобильные операторы: “Київстар”, Vodafone, Lifecell, “Інтертелеком” и 3Mob.

Чтобы воспользоваться сервисом нужно обратиться в центр обслуживания абонентов оператора, к которому клиент собирается перейти, с заявлением о желании использовать прежний номер вместе с кодом. В выходные или праздничные дни это можно сделать онлайн.

Для контрактных абонентов, которые ранее предоставили своему прежнему оператору паспортные данные, этого будет достаточно. Однако, большинству украинцев, предпочитающих анонимно пользоваться предоплаченными услугами, а не оформлять контракт с мобильным оператором, перед уходом все же придется формализовать отношения со своим “бывшим”. Как объяснили в компании Vodafone, у текущего оператора нужно зарегистрироваться либо онлайн при наличии электронной подписи или непосредственно в магазине, предоставив паспорт или ID-карту.

После подтверждения возможности переноса номера, можно получить SIM-карту нового оператора в любом из его магазинов. “Если абонент зарегистрировался и предоставил при этом корректную информацию, перенос номера займет не более трех рабочих дней”, - уточнили в пресс-службе компании Киевстар. По желанию клиент может установить более длительный срок переноса, указав удобный для него день и время старта обслуживания у нового оператора.

MNP - услуга бесплатная. Единственное, что нужно будет оплатить - стартовый пакет и месячную абонентскую плату в соответствии с выбранным тарифным планом у нового оператора.

“Подавать несколько заявок одновременно не стоит, так как это приведёт к отказу у всех операторов сразу”, - советует пользователям мобильных услуг Роман Химич, эксперт телекоммуникационного рынка. Собеседник Фокуса рекомендует перед переходом внимательно изучить соответствующие разделы на сайтах операторов. Ведь, как ни странно, инструкции разных игроков рынка заметно различаются между собой.

Если новый оператор не оправдал ожидания, вернуться к бывшему или уйти к третьему можно будет не ранее, чем через 30 дней. Процедура перехода будет такой же самой.

Долгие проводы

То, чего так давно ожидают клиенты украинских операторов мобильной связи, уже много лет бесперебойно действует во многих странах мира. Например, в Норвегии, Швеции и Австралии MNP внедрили в 2001 году, в Германии, Бельгии, Португалии - в 2002-ом, в США и во Франции - в 2003 году. Ближайшие соседи также успели обойти Украину - в Польше услуга MNP стартовала в 2006 году, в Беларуси - в 2012-ом, в России и Молдове - в 2013-ом.

Сроки перехода между мобильными операторами с сохранением номера в разных странах могут составлять от нескольких часов до восьми дней и более (в среднем, как и в Украине - около трех рабочих дней). В большинстве стран услуга MNP бесплатна. Однако в Германии за такую возможность придется заплатить около 25 евро, а в России - до 100 рублей.

Вряд ли стоит перекладывать вину за задержку введения MNP в Украине на местных мобильных операторов. Как и в случае с внедрением связи стандарта 3G, препятствием оказались административные барьеры.

Глеб Щеголь, эксперт сектора IT & Telecom BRDO напоминает, что введение MNP в Украине предусматривали изменения в закон «О телекоммуникациях», которые приняли еще в 2010 году. На разработку и принятие необходимых для запуска услуги нормативно-правовых актов исполнительной власти отводилось 6 месяцев. И если бы все пошло по плану Украина внедрила бы MNP в 2011 году, по крайней мере, не позже Беларуси, России и Молдовы.

Однако дальнейший сценарий развития событий напоминает некий запутанный бюрократический детектив, хитросплетения которого весьма сложно понять широким кругам непосвященных. “Нацкомиссия регулирования связи и информатизации (НКРСИ) только в 2013 приняла «Положение о предоставлении услуг по переносу номера» и избрала администратора центральной базы данных персональных и перенесенных абонентских номеров, - продолжает Глеб Щеголь. - Однако из-за непрозрачных, коррупциогенных схем это положение обжаловал в суде один из мобильных операторов”.

По мнению Романа Химича причиной проволочек стал институциональный кризис украинского государства и его неспособность решать даже тривиальные задачи. “В Украине внедрение услуги MNP должно было происходить под руководством НКРСИ, которая была обязана разработать, согласовать и предоставить участникам рынка набор документов, необходимых для реализации пусть и тривиального, но довольно сложного инженерного проекта, - объясняет Химич. - Но НКРСИ оказалась не в состоянии решить эту задачу в разумные сроки”.

В 2015 году, спустя пять лет после принятия рамочного закона, НКРСИ утвердила новый порядок предоставления услуг по переносу абонентских номеров и возложила администрирование центральной базы данных MNP на госпредприятие УГЦР, которое объявило тендер на закупку услуг по переносу номера.

Казалось бы, после этого ситуация должна была сдвинуться с мертвой точки. Однако процесс снова осложнили судебные распри. На этот раз - вокруг результатов тендера УГЦР.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ РЕКЛАМЫ

“Заинтересованных и обиженных после проведения тендера оказалось очень много, - вспоминает Наталия Дикая, юрист практики ТМТ (технологии, медиа, телекоммуникации) компании Juscutum. - Сначала участники, которых дисквалифицировали по ряду не совсем объективных причин, оспаривали результаты первого тендера. Победу компании “Диалинк” с ценовым предложением в 71,8 млн грн отменили и провели второй тендер. Не удивительно, что победу в нем компании “Эс Ай Центр” с предложением в 39,5 млн грн проигравшие также пытались обжаловать всеми возможными способами”. За счет этого процесс внедрения ТМТ оказался отложенным на май 2019 года.

Передела не будет

Несмотря на страсти вокруг внедрения ТМТ в Украине, вряд ли запуск этой услуги сколь-нибудь существенно повлияет на расстановку сил на рынке. “Как показывает опыт других стран, новая возможность существенно не влияет на рыночную ситуацию, - отметили в пресс-службе компании Vodafone. - С запуском услуги на других рынках оператора поменяло в среднем до 5% клиентов, что соответствует нашим ожиданиям”.

В свою очередь в пресс-службе компании “Київстар” отметили, что на рынках, где услуга внедрялась относительно недавно, например - в Казахстане, возможностью воспользовалось менее 1%.

По оценкам Глеба Щеголя услугой ТМТ в Украине будет пользоваться около 2 млн абонентов, что по отношению к абонентским базам операторов мобильной связи составляет небольшой процент и поэтому не повлияет на расстановку сил между игроками рынка. Кроме того, собеседник Фокуса отмечает, что около 90% клиентов мобильных операторов используют предоплаченные услуги и в основной массе уже подключены к нескольким операторам одновременно.

В итоге, пока заинтересованные стороны “ломали копья”, откладывая введение полезного сервиса в долгий ящик, граждане научились извлекать выгоду от нескольких тарифных планов разных операторов. Учитывая ограниченный круг лидеров рынка, вряд ли многочисленным владельцам нескольких сим-карт захочется каких-либо перемен.

Вместе с тем влияние новой услуги на рынок будет положительным. “Внедрение MNP должно усилить конкуренцию между операторами, а значит и их стремление стать лучше”, - заключает Наталия Дикая. В результате потребители от появления новой возможности только выиграют.

 

Загрузка...
Подписка на фокус
Погода

ФОКУС, 2008 – 2019.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов сайта необходимо указать гиперссылку на новость или статью, размещенную на этом ресурсе. Гиперссылка должна находиться внутри текста, не ниже третьего абзаца.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке", "Ситуация" публикуются на коммерческой основе.