Переводите ваши денежки. Почему наши заробитчане нужны Европе и выгодны для Украины

Фото: 24tv.ua
Фото: 24tv.ua

В 2018 году наши соотечественники стали рекордсменами по получению первых видов на жительство в Европе: из общего числа 3,2 млн мы получили 527 тыс. Выслушав реальные истории отечественных трудовых мигрантов и пообщавшись с экспертами, Фокус попытался разобраться, куда и зачем едут наши сограждане и почему многие из них говорят, что "здесь" жить не хотят, а "там" не могут

Related video

В чем разница с китайцами

С открытием границ и возможностью найти работу, учебу и новую жизнь буквально по всему миру, уверенность украинцев, что "хорошо именно там, где нас нет", немного поколебалась. Истории о том, как люди, отправившиеся в другую страну в поисках лучшей жизни, возвращаются разочарованными и обескураженными пренебрежением к ним, – далеко не редкость. Но, тем не менее, радостный порыв еще не иссяк, и украинцы продолжают активно штурмовать Европу.

По данным Евростата, в прошлом году наши соотечественники стали рекордсменами по получению первых видов на жительство в Европе: из общего числа 3,2 млн мы получили 527 тыс. На втором месте оказался Китай (206 тыс. видов), и это тот редкий случай, когда китайцы за украинцами так и не угнались.

Впрочем, между нами и ними есть существенная разница, да еще и не одна. Во-первых, в то время как украинцам вид на жительство в Европе нужен для трудоустройства, жителям Поднебесной – для получения образования. Во-вторых, китайцы предпочитают Великобританию, тогда как украинцы массово направляются в Польшу.

Исследование, проведенное международным кадровым порталом hh.ua, подтверждает: самым популярным направлением украинской трудовой миграции действительно является Польша. Также украинцы не против осчастливить своим приездом Словакию, Венгрию, Молдову, Чехию, Беларусь, Казахстан, Германию, но все же именно Польша удерживает среди украинских предпочтений надежное первенство.

Результаты исследования обозначили и пять основных причин, по которым украинцы покидают насиженные места в поисках лучшей жизни:

  • возможность больше зарабатывать – 54%;
  • отсутствие достойной работы дома – 37%;
  • интересное предложение от нового работодателя – 16%;
  • семейные обстоятельства – 13%;
  • профессиональное развитие – 7%.

Как мы спасаем польскую экономику

Надо сказать, что для стороннего наблюдателя картинка по Польше в целом складывается неплохая: фирмы по трудоустройству зазывают новых работников, эксперты с умным видом рассуждают о "ментальной близости и отсутствии языковых барьеров", а польская пресса радостно рапортует, что украинцы буквально спасают их экономику. На этом вполне позитивном фоне наши заробитчане по наивности думают, что, имея хорошие руки и желание работать по 10–12 часов в день, они и будут восприняты как те самые "спасители экономики". На самом деле реальность часто оказывается другой.

Елена приехала на заработки в Польшу уже в пятый раз – на этот раз на завод по производству зубных щеток. Обещанное бесплатное жилье оказалось обычной трехкомнатной квартирой, в которой живут 8 человек: в одной комнате – 4 женщины, в двух других – по одной семейной паре. Поселили их, как она считает, вполне сносно: в прошлый раз вообще пришлось жить в общем бараке, да при этом еще и переезжать с места на место каждые четыре-пять недель.

"Работа посменная: неделю работаю днем, неделю – ночью, – рассказывает Елена. – Организм с каждой поездкой перестраивается все тяжелее и тяжелее: если раньше после перемены дневной смены на ночную я засыпала на третий день, то теперь – на пятый. Плюс сказывается постоянный стресс: дома бы на это и внимания не обратила, а здесь проблемы могут возникнуть на ровном месте. Например, "коллеги" с конвейера вполне могут настучать начальству, что недостаточно быстро работаешь. Дело в том, что разные операции на конвейере занимают разное время: условно говоря, какая-то – 9 секунд, а какая-то – 10. И тот, кому повезло стоять на более "быстрой" операции, находится в лучших условиях, пытается диктовать свои правила и даже плетет интриги. А польские хозяева это только приветствуют".

Елена признается, что последние годы постоянно ощущает себя в подвешенном состоянии: в Украине она жить не хочет, а в Польше – не может. Даже несмотря на культурную и ментальную близость с поляками, на поверку мы оказываемся очень разными.

Другие отзывы тоже не оставляют сомнений: выдержать все стрессы и перипетии трудовой миграции может действительно только здоровый и очень стабильный человек.

"Личный опыт показывает, что европейские реалии очень далеки от того, что нам обещают в Украине, – рассказывает 45-летний Виктор. – В прошлом году я поехал на заработки на польский завод, по дороге выяснилось, что вся наша группа едет на уборку урожая, а в итоге мы три месяца строили загородный дом, хотя в группе строителей вообще не было! На этой стройке мы всему учились попутно и только и слышали: "Не нравится – отправляйтесь домой". Платили нам минимум, да еще под самыми разными предлогами старались недоплатить. Что касается подписанного изначально контракта, то в который раз убедился: он вообще ничего не значит".

При этом заробитчане в один голос говорят: если в Украине так же напрягаться, как в Польше, можно заработать примерно те же деньги – нагрузка на европейских фабриках, по крайней мере, на той работе, что предлагают нашим соотечественникам, более чем серьезная. Но об этом фирмы по трудоустройству предпочитают не говорить, скромно умалчивая, что на зарплату в полторы тысячи евро нужно отпахать 70–80-часовую рабочую неделю.

Еще раз о плюсах и минусах

На государственном уровне в Украине отношение к трудовой миграции двоякое. С одной стороны, приходят в упадок целые отрасли. В стране не хватает строителей, медперсонала, водителей, механизаторов, квалифицированных и неквалифицированных рабочих.

С другой стороны, правительство временами пытается делать "хорошую мину при плохой игре", рассуждая о денежных переводах заробитчан, поддерживающих экономику вообще и гривню в частности. Согласно прогнозам НБУ, в 2019-м трудовые мигранты переведут в Украину более $12 млрд, и отказываться от них совсем не хочется.

Однако эксперты предупреждают: бесконечно такая "поддержка" продолжаться просто не может.

"Переводам гастарбайтеров удалось стать тем спасательным кругом, который до сих пор удерживает украинскую экономику на плаву, – отметил в комментарии Фокусу экономист Владислав Банков. – Производительность труда и уровень жизни в странах миграции выше, чем в Украине, поэтому у наших гастарбайтеров есть возможность значительную часть заработанного отправлять домой. Но со временем мигранты начинают забирать свои семьи, что в перспективе ведет не только к потере человеческого капитала, но и потере этого источника валютных поступлений в украинскую экономику".

По мнению экономиста, в 2020-м нас ожидает новая мощная волна трудовой миграции, в немалой степени обусловленная законодательными изменениями в деятельности физлиц-предпринимателей. Негативный момент именно этой волны будет заключаться в потере высококвалифицированной самозанятой части трудового ресурса: страну станут покидать наиболее инициативные и динамичные профи, которые сами создавали для себя рабочие места. К сожалению, украинское правительство пока игнорирует эти очевидные моменты.

При сохранении уровня роста экономики 3–4% в год мы сможем догнать современную Польшу лишь за 50 лет

Президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник приводит цифры: в 2013–2018 годах украинцам было выдано 2,8 миллиона разрешений на длительное пребывание в странах ЕС. По мнению эксперта, это говорит о том, что маятниковая трудовая миграция перерастает в эмиграцию, и, если тенденция не изменится, это приведет к сильнейшему удару по экономике нашей страны.

"Бестолковая государственная социально-экономическая политика привела к тому, что много активных украинцев работают за границей, – констатировал эксперт. – Зарплаты, которые они получают в Украине, не дают им возможности нормально жить. И на сегодня нет оснований говорить, что тенденции, связанные с трудовой миграцией, поменяются".

Эксперты подсчитали: при сохранении уровня роста экономики 3–4% в год мы сможем догнать современную Польшу лишь за 50 лет, но ведь она при этом тоже не будет стоять на месте! Если же учесть, что со следующего года свой рынок рабочей силы для граждан стран, которые не входят в состав ЕС, откроет Германия, это приведет к новой волне миграции, ведь минимальная немецкая зарплата почти в 10 раз больше украинской.

"Нужно понимать, что люди не будут всю жизнь ездить работать за границу и переводить деньги домой, – резюмировал Воскобойник. – При этом одним лишь ростом зарплат ситуацию не спасти. Для людей важно понимание своих перспектив, своего будущего и будущего страны. Если они увидят, что Украина не меняется в лучшую сторону, большинство будут искать другую страну для жизни".