Все статьиВсе новостиВсе мнения
Экономика
Украина
Красивая странаРейтинги фокуса

$ 100 тысяч - и вы VIP-клиент

$ 100 тысяч - и вы VIP-клиент
Ради богатых украинцев банки создают конфиденциальные отделения, покупают Пикассо и изыскивают способы вывести капиталы за границу. Рынок приватного банкинга растет, несмотря на кризис
000

Сложно догадаться, что за тонированной витриной и вывеской «А-Клуб» в одном из самых дорогих торгово-офисных центров Киева «Арена-Сити» скрывается новое отделение российского Альфа-Банка. Правда, не совсем простое: здесь не бывает очередей, посетителей до позднего вечера ждёт неизменно вежливый персонал, а обслуживание происходит в отдельных кабинетах. 

 – Состоятельные клиенты почти ежедневно нуждаются в банковских услугах. Однако их потребности нестандартны, как нестандартны их возможности, – объясняет Максим Шахалов, начальник Дирекции персональных решений Альфа-Банка, курирующий «А-Клубы».

Если кризис кого-то и отвадил от банковских услуг, то явно не прослойку самого богатого населения. Это подметили украинские банки и активно взялись за private banking, то есть персонализированное обслуживание людей с крупным частным капиталом. Потенциальных клиентов немало: по данным налоговой администрации, гривневые миллионы задекларировали более 13 тыс. украинцев.


Западная щепетильность. Карен Асланян из швейцарского банка Lombard Odier сам ездит к украинским клиентам, чтобы не открывать здесь представительство

Охота на VIPов
По итогам прошлого года количество клиентов «персональных банкиров» выросло на треть, а компания «Бостон-Консалтинг Групп» тогда даже назвала украинский рынок private banking самым быстрорастущим в Центральной и Восточной Европе, оценив его объём в 78,3 млрд. евро, отмечает начальник Департамента персональных услуг private banking УкрСиббанка Алексей Александров.

При этом, чтобы заслужить индивидуальный подход, не обязательно быть миллионером – в большинстве случаев достаточно капитала от $100 тыс. или дружбы с акционерами банка, или статуса известного человека. «Как правило, это публичные люди», – говорит заместитель председателя правления ВТБ-банка Николай Сугоняка.

Но находить такого рода клиентов непросто. «Парадоксальная ситуация: за услуги персонального врача в элитной клинике пациенты без колебаний выкладывают значительные суммы, а расценки за услуги персонального банкира и соответствующий уровень сервиса и льгот вызывают у клиентов удивление», – рассуждает г-н Сугоняка.

В первую очередь банки ищут VIPов среди имеющихся клиентов, оперирующих круглыми суммами. Часто рассматривают как кандидатов и топ-менеджеров компаний из числа корпоративных клиентов банка. Но навязывать свои услуги не следует – они сами должны сделать первый шаг, утверждают банкиры. Например, УкрСиббанк, по словам Алексея Александрова, при привлечении новых клиентов рассчитывает на рекомендации других клиентов и бренд французского BNP Paribas Group.

Однако, как признают банкиры на условиях анонимности, на богатых украинцев всё же идёт охота.

– Чтобы найти новых клиентов, мы ходим на всевозможные социальные мероприятия, например Американской торговой палаты, Европейской бизнес-ассоциации, на приёмы в посольствах. И обязательно играем в гольф. Это хорошая возможность на других посмотреть и себя показать, – рассказывает сотрудница одного из украинских банков.

Чего душа пожелает
Продукты для каждого VIPа индивидуальны и сильно отличаются от того, что предлагает массовая розница этого же банка. Если депозиты, то мультивалютные: то есть гривна меняется на доллар или евро по желанию клиента исходя из колебаний курса. Если счёт, то обязательно с овердрафтом – возможностью залезать в минус. При этом в банке решат любой вопрос, связанный с финансами, например, организуют личный пенсионный план, страховку или дадут совет по налоговой оптимизации.
В рамках private banking границы банковских услуг заметно расширяются. По просьбе клиента могут сформировать коллекцию эксклюзивных вин или редкостных монет – это банкиры называют «лайф-стайл менеджмент». Для VIPов предусмотрен работающий круглосуточно и без выходных консьерж-сервис, куда можно позвонить не только для решения финансовых вопросов, но и для того, чтобы заказать билеты в кино или доставку цветов. И всем этим занимаются самые квалифицированные и вежливые сотрудники, уверяют банкиры.

Так описывают свои «персонализированные» услуги украинские банки. Однако понятие private banking для них всё ещё в новинку.


– вывеска «VIP-отделение»;
– отделение на проходной улице;
– невежливые охранники;
– искусственные материалы в оформлении, позолота, колонны;
– реклама на фасаде;
– отсутствие места для парковки;
– прозрачные перегородки в кабинетах
и зонах ожидания;
– схожесть с массовым брендом этого же банка;
– много раздаточных материалов;
– режим работы до 18:00.

Источник: материалы Identity Group

Оспоримые преимущества
В отделении для индивидуальных клиентов ПриватБанка Фокусу объяснили, что для получения  почётного звания  VIP-клиента этого банка достаточно заплатить $200 за открытие одной из элитных карточек Visa Infinite или MasterCard World Signia и быть готовым выкладывать за их обслуживание минимум $2000 в год. Банк даёт возможность (правда, ограниченную) заходить по ним в минус, но только при наличии соответствующей суммы на депозитном счету. Зато такая карточка позволяет посещать VIP-лаунжи международных аэропортов, а также получать скидки на оплату гостиниц, ресторанов и прокат авто в 160 странах мира.

В банке VAB объяснили, что для вступления в сообщество богатых под названием «Клуб депонентов» нужно положить 100 тыс. грн. на депозитный вклад VIP. Озвученное преимущество «Клуба депонентов» – это карточка Visa Gold, дающая право на оплату коммунальных платежей без комиссионных и аренду сейфов. На вопрос о персональном менеджере – обязательном атрибуте правильного private banking заместитель начальника отделения задумалась, но нашлась: «Персональный банкир… а что это такое? Ой, а хотите, я буду вашим персональным банкиром?»

«А-Клуб» тоже не прошёл тест на готовность к «индивидуальным» решениям: на просьбу оказать помощь в инвестировании денег в украинские акции – под личную ответственность, ведь сейчас это дело рисковое – менеджер пообещал организовать встречу с «более знающими людьми».

Зато подтвердились слова Максима Шахалова о том, что этот клуб открыт для всех клиентов, которым необходим подобный сервис. Оказалось, что для членства в «А-Клубе» можно ограничиться небольшой по меркам рынка суммой в $5 тыс. на депозите. Но за желание быть VIP-клиентом придётся платить комиссионное вознаграждение банку – около 2 тыс. грн. ежемесячно. Впрочем, если размещать больше 700 тыс. грн., комиссионных уже не будет.

А вот прийти «с улицы» в УкрСиббанк не выйдет. Месторасположение отделения private banking тщательно скрывают из соображений конфиденциальности. «Мы ведём консервативную политику, которая подтверждена достаточно жёсткими принципами контроля за качеством клиентской базы и высокими требованиями к так называемым репутационным рискам», – объясняет такую секретность Алексей Александров.

Как говорят участники рынка, УкрСиббанк действительно строже остальных подходит к отбору своих клиентов и на режим private banking переводит только тех, чьё состояние оценивается не менее чем в $300 тыс. Но и предложения здесь серьёзнее. Например, с нынешнего года банк предлагает депозиты в швейцарских франках. «Это одна из самых стабильных валют, что позволяет дополнительно диверсифицировать риски клиента», – говорит г-н Александров.

Заграница поможет
Основная проблема украинского private banking заключается в невозможности в легальных рамках исполнить заветное желание многих украинских миллионеров – вывести их капиталы за границу, где гарантируется банковская тайна, выгодное налогообложение и защищённость от финансовой и политической нестабильности.

– Для этого необходима лицензия (на каждую отдельную операцию) Нацио­нального банка. А инвестирование в акции, облигации других стран вообще невозможно, – объясняет Юлия Гетьман из юридической компании HBW & Orlov.

Поэтому на выручку нередко приходят западные «приватные банкиры», не так стеснённые украинским законодательством. Кто именно работает с украинцами, достоверно неизвестно. Но среди этих иностранцев точно есть немецкий Berenberg Bank, швейцарские UBS и Lombard Odier. Более десяти лет назад в Украине даже засветилось представительство швейцарского банка Credit Swiss First Boston. И их услуги, завуалировано названные «консультационными», по сути, были не чем иным, как private banking.

Карен Асланян, старший вице-президент швейцарского банка Lombard Odier, признался Фокусу, что в Украине бывал не раз, но представительства его банка в нашей стране нет и не будет: «Это идёт вразрез с нашей политикой. Самое главное для нас – конфиденциальность. Даже если мы разместим своё представительство в отдельно стоящем особняке в каком-нибудь укромном уголке Киева, мы всё равно подвергнем наших клиентов риску», – утверждает банкир.

Анна Мигашко

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.