В очередь за автомобилем

В автосалонах уже почти год буквально разметают новые машины. Некоторые иномарки приходится дожидаться до четырех месяцев. Но покупателей это не останавливает, и автобум продлится еще года два-три

Related video

Новую Маzda 3 журналисту Юрию Лукашину пришлось ждать примерно полтора месяца, плюс полмесяца ушло на оформление документов и регистрацию. "И это считается, что мне повезло. Изначально меня ориентировали на два-три месяца ожиданий. А желающие купить другого популярного "японца" — Honda Civic 4D — могут рассчитывать только на май будущего года", — говорит он. Вообще-то, походив по киевским автосалонам, Юрий убедился, что автомобиль можно приобрести и быстрее — недели за полторы-две. "Но в таком случае вы, скорее всего, купите машину "так себе", которая особым спросом не пользуется, вот и отстаивается на стоянке дилера", — отмечает Лукашин.

Почти целый год Украина переживает автомобильный бум: по темпам роста продаж (42,5% за январь-сентябрь 2006 г.) мы уже обогнали Россию с ее 20%. А Европа и вовсе в последние три месяца переживает спад автопродаж. "Погода, Кубок мира по футболу, цены на нефть и война в Ливане — все это могло негативно подействовать на приоритетность для покупателей приобретения автомобиля", — считает Питер Келли из оксфордской консалтинговой компании J.D. Power Automotive Forecasting.

Новенькие машины в Украине начали активно разбирать из автосалонов с февраля. "Максимум спроса был достигнут в апреле и держался практически до июня, — рассказал Фокусу генеральный менеджер по маркетингу ПИИ "Тойота Украина" Олесь Шкуратов. — Затем, после незначительного летнего спада, рынок с сентября снова уверенно пошел вверх". Да так пошел, что за 9 мес. украинцы купили 272 тыс. новых машин, тогда как за весь 2005 г. — только 265 тыс.

Ранее больше всего спрос подстегивали изменения ставок ввозной пошлины на автомобили — только за прошлый год они изменялись дважды. Автодилеры говорят, что после этого объемы продаж взлетали в разы, и им приходилось работать на отложенный спрос. Еще одним провоцирующим фактором были цены на автомобили в евро: из-за колебаний валютного курса росли и негативные ожидания, и спрос. Однако многие компании этот вопрос решили просто: теперь цена на машины в сопроводительных документах фиксируется в долларах (по курсу НБУ), и проблема с ценами из-за колебания курса евро исчезла.

Свою роль в высоком спросе на "стальных коней" играет и тот фактор, что большинству населения некуда вкладывать свои сбережения. Суперприбыльная недвижимость далеко не всем по карману, особенно в последнее время, когда стоимость квартир увеличивается ежемесячно. Кроме того, регулярно — дважды в год, весной и осенью — возникают слухи об очередном витке инфляции и грядущем обвале курса доллара. Вот люди и стремятся поскорее вложить кровно заработанное в какой-то стоящий товар, дабы обезопасить себя от возможных потерь. И автомобили считаются одной из самых подходящих покупок, являясь не роскошью, но средством передвижения. Причем последняя функция автомобиля для украинцев куда важнее первой. "Дорогих машин на стоянках дилеров навалом. На них очередей нет по понятным причинам", — делится Юрий Лукашин своими наблюдениями после посещения столичных автосалонов.

Еще одной весомой причиной стало автокредитование — в порт­фелях некоторых банков кредиты населению на покупку автомобилей составляют около 50%. По статистике информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, за 9 мес. в Украине 35% новых авто были куплены в кредит. В то же время сами автодилеры утверждают, что за заемные средства у них покупают от 40% до 60% машин. При этом интересно, что банки время от времени пытаются несколько умерить количество желающих одолжить деньги на покупку автомобиля: летом, по оценкам финансистов, автокредиты несколько подорожали. Но уже осенью некоторые банки начали снижать и ежемесячную комиссию, и размер самих кредитных ставок. Доступность кредитов сделала более доступными и сами автомобили. Как это повлияло на ситуацию на дорогах, можно убедиться лично, постояв в киевских пробках.

Что касается бизнеса, то как оказалось, практически никто из импортеров не был готов к такому росту рынка. Как объяснили Фокусу автодилеры, накануне нового года с зарубежными производителями оговариваются объемы поставок на следующий год, причем, как правило, помесячно. В результате активных продаж эти "квоты" заканчиваются гораздо быстрее, чем календарные месяцы. В итоге на рынке образовался дефицит автомобилей.

По словам менеджеров некоторых автосалонов, покупатели резервируют автомобили быстрее, чем их привозят. В результате от момента заказа до получения машины приходится ждать месяц-два. И если раньше бывало, что клиенты уходили в другие автосалоны, то сейчас они уже готовы ждать.

Причем ожидание это — не всегда бесплатное удовольствие. "Дилеры рекомендуют вносить в качестве брони 10% стоимости автомобиля, чтобы ваша машина не перешла к более решительному покупателю. Но эти деньги, в случае отказа, вернут до копейки", — отмечает Лукашин.

Конечно, стоять в очереди требуется не всегда, все зависит от марки авто и модели. К примеру, если выбранный Volkswagen имеется на складе, то после предпродажной подготовки его можно забрать через несколько часов, заверил Фокус начальник отдела продаж "Автоцентра Атлант-М" Олег Ильюкевич. Но если заказчик хочет приобрести авто какого-нибудь редкого — скажем, желтого — цвета, тут уж придется подождать месяца три. Имеющуюся на складе машину Toyota ожидать нужно не более 3-5 дней. А вот покупая отдельные популярные модели, придется запастись терпением месяца на четыре.

"Склад автомобилей у дилеров постоянно обновляется. Это означает, что есть достаточное количество авто, из которых можно выбрать автомобиль прямо сейчас и купить его, не дожидаясь производства и доставки", — говорит Ирина Гон, коммерческий директор представительства компании Renault. Если же покупатель заказывает машину, сроки получения колеблются от месяца до трех, и при размещении заказа в производство взимается предоплата. "Это обеспечивает бронь автомобиля за клиентом", — объясняет Ирина.

В нынешней ситуации, когда машины раскупают активно, вопрос "ждать или не ждать" каждый желающий приобрести автомобиль решает сам. "Все зависит от ситуации и собственно покупателя: если человек готов ждать выбранную им модель — лучше ждать", — считает Олесь Шкуратов. Но иногда желание сесть за руль столь велико, что люди обращаются к альтернативным, или так называемым "серым" дилерам. А это, по словам Шкуратова, чревато неприятностями, так как неизвестно, откуда автомобиль поступил, как был завезен, для какого рынка изготовлен, неизвестна его история и т.д. На такие авто не распространяются гарантия и многие полезные для покупателя программы производителей.

Каким же автомобилям отдают предпочтение украинцы? Характерно, что и в Украине, и в России на первом месте по объемам про­даж находятся недорогие авто марки Lada. И если наши соотечественники предпочитают недорогие автомобили (см. график), то у россиян среди лидеров — Hyundai, Ford и Toyota, имеющие по пять с лишним процентов рынка. Но несмотря на более низкие темпы прироста продаж автомобилей, чем в Украине, Россия, как отмечают эксперты AUTO-Consulting, остается более привлекательным рынком для автомобильных инвесторов. Летом концерны General Motors и Volkswagen подписали соглашения о строительстве предприятий под Петербургом и в Калужской области, а всего построить заводы в России намерены 15 мировых автопроизводителей. Украине подобная популярность пока не грозит: фактически у нашей страны еще есть шанс привлечь только трех мировых лидеров: PSA Group (бренды Peugeot и Citroen), Mitsubishi и Honda.

А пока, как утверждают участники украинского авторынка, он еще очень далек от насыщения. Как считает Олесь Шкуратов, так будет продолжаться еще года два-три, и только потом темпы роста авторынка замедлятся. Так что машина как покупка еще долго не утратит популярности.