Миллионеры-лавочники Ахметов и Шифрин

Крупные бизнесмены, сколотившие капитал в металлургии, собираются покрыть Украину сетями маленьких магазинов. Олигархов привлекает высокая рентабельность и незанятость рыночной ниши

Related video

Украинские олигархи активно осваивают все новые и новые сферы экономики. Теперь без их участия даже не сходишь за хлебом: воротилы металлургического бизнеса Ринат Ахметов и Эдуард Шифрин решили развивать собственные сети "магазинов у дома", на что в ближайшие пять лет Ахметов собирается потратить $200  млн., а Шифрин — почти $1 млрд.

Лучше меньше
Самый богатый человек страны Ринат Ахметов уже открыл в Донецкой области несколько магазинов "Брусниця". За пять лет сеть под управлением специально созданной компании "Украинский ритейл" должна разрастись до 400 торговых точек в восточном регионе.

Совладелец "Запорожстали" Эдуард Шифрин, в отличие от Ахметова, уже имеет опыт работы в рознице — ему и его партнерам принадлежит сеть супермаркетов "Амстор". Но теперь он решил заняться и мелким форматом, создав компанию "МД Ритейл". Планы Шифрина еще амбициознее, чем у Ахметова: 1,5 тыс. магазинов за пять лет.

Металлургические заводы Эдуарда Шифрина и Рината Ахметова уже работают стабильно, поэтому бизнесмены положили глаз на розничную торговлю

Реализовывать наполеоновские планы металлургов будут специалисты высшего класса. На должность главного исполнительного директора компании "МД Ритейл" Шифрин пригласил Рика Хубертуса, работавшего в легендарной американской сети Wal-Mart.

А Ринат Ахметов продолжил свою традицию перекупать топ-менеджеров в России. Генеральный директор "Украинского ритейла" Алексей Гессен ранее работал в консалтинговой компании McKinsey & Company, где специализировался на развитии новых брендов и создании компаний с нуля. Его заместители пришли из сети "Пятерочка".

Не отстают от металлургов и действующие игроки ритейлового рынка. Так свой формат магазинов у дома решил расширить владелец корпорации Fozzy Group Владимир Костельман, купивший сеть "Буми-маркет". Таким образом, к уже имеющимся у него 70 магазинам "Фора", Костельман прибавит еще 40 торговых точек.

Сумму сделки официально не называют, но эксперты оценивают ее в $50  млн. Эта цифра наглядно иллюстрирует перспективность направления, ведь реальная цена сети "Буми-маркет" не превышает $30-35 млн.

О наступлении эры крупных сетей красноречиво свидетельствует и официальная статистика. По данным Госкомстата, в первом полугодии 2007 г. мелкие несетевые торговые точки увеличили свой товарооборот всего на 4,7%, что в пять раз ниже темпов роста розничной торговли в целом.

Ритейлом по регионам
Алексей Гессен из "Украинского ритейла" говорит, что розница в Украине привлекательна с точки зрения роста рынка, его стабильности и уровня конкуренции. Вместе с тем топ-менеджер называет рынок низкорентабельным. "Мы ориентируемся на прибыльность от 4 до 8% в долгосрочной перспективе", — сказал он Фокусу.

Но независимые эксперты убеждены, что олигархи заработают на рознице гораздо больше. Рентабельность формата "у дома" они оценивают в 30-40%, срок окупаемости магазинов, по их мнению, составляет 2,5-4 года, а заполненность рынка — 25%.

"Формат "магазина у дома" сейчас более выгоден, чем формат супермаркета", — утверждает эксперт компании GfK Ukraine по исследованию рынка услуг Анастасия Будаш. Ведь маленький магазин до 500 кв. м проще и дешевле построить или арендовать, да и затраты на оплату персонала гораздо ниже. При этом прибыль на единицу площади такого магазина в два-три раза выше, чем в супермаркете.

Эксперты считают, что "магазины у дома" особенно актуальны для столичного региона, где найти подходящую площадку или земельный участок для запуска крупного объекта становится все сложнее, тогда как спрос во многих районах города остается неудовлетворенным.

"Рынок цивилизованной торговли Киева насыщен не более чем на 50%, а сегмент дискаунтеров и магазинов "у дома" — лишь на 25%", — говорит Анастасия Будаш. В то же время, если в открытие магазина площадью 600 кв. м нужно инвестировать $200-250 тыс., то в супермаркет, располагающий собственными производственными цехами, необходимо вложить как минимум $1 млн.

Несмотря на это, переквалифицировавшиеся в мелких лавочников металлурги при открытии своих торговых точек делают упор на развитии не в столице, а в регионах. Наибольший ритейловый бум ожидается в промышленных областях — Харьковской, Донецкой, Днепропетровской и Луганской, а также в районных центрах центрального региона.

"Наша стратегия направлена на равномерное покрытие всех населенных пунктов, в которых проживает не менее 15 тыс. жителей", — говорит Алексей Гессен.

Эксперты объясняют такой интерес к регионам не только свободным полем деятельности, но и пониманием того, что столичные игроки не захотят так просто уступать завоеванные территории.

Впрочем, ставка на небольшие города может оказаться верной. Подтверждением тому могут служить американская сеть Wal-Mart и российская "Магнит", стартовавшие именно из небольших городов.

В украинских реалиях старт из регионов, а не из столицы выгоден в первую очередь из-за разницы в арендных ставках. Если в Харькове можно арендовать помещение по $12-15 за 1 кв. м, то в столице придется выложить в десять раз больше.

Кроме дешевой аренды, в регионах меньше проблем с поиском помещений. К тому же в центре и на востоке покупательная способность населения за последнее время существенно выросла.

Особенно это касается промышленных областей. "Если в регион инвестируются средства в производство, то, как следствие, у населения повысятся доходы, а значит, туда придут сети", — объясняет Фокусу начальник аналитического отдела Консалтингового агентства "ААА" Мария Колесник. По прогнозам аналитиков, продуктовый ритейл в областных и районных центрах Украины будет расти на 25-30% ежегодно.

Отличие в деталях
Рядовой покупатель может не увидеть особой разницы между дискаунтером, супермаркетом и "магазином у дома". Тем не менее, отличия тут довольно существенные.

"В дискаунтере обычно представлены товары низкого и среднего ценового сегмента самых ходовых товарных групп. В "магазинах у дома" товарные категории те же, но в них продаются товары разных ценовых сегментов, а цены зачастую одного уровня с супермаркетом или даже выше", — говорит Анастасия Будаш.

Впрочем, сами ритейлеры не видят проблемы в ограничении товарных групп и в высоких ценах. "Формат "магазин у дома" ориентирован на удовлетворение каждодневных потребностей покупателей. При этом мы стараемся делать акцент на удобство и более разнообразный ассортимент продукции, а не на самую низкую цену", — сказал Фокусу руководитель бизнеса "Фора" холдинга Fozzy Group Дмитрий Фильченков.

Разница между ценой в дискаунтере и супермаркете часто достигается, помимо прочего, и за счет быстрого движения товара и экономии на складских помещениях. К тому же в дискаунтеры зачастую попадают товары с истекающим сроком годности, что также позволяет снизить на них цену.

"Магазины у дома" выигрывают на реализации наиболее ходовых товаров скоропортящейся группы — как правило, тех, которые невозможно закупить впрок при поездке раз в неделю в большой супермаркет, или продуктов "сиюминутной потребности", таких как спиртное или деликатесы.

В отличие от "домашних" магазинов, в крупных супермаркетах организовано собственное производство и торговля через прилавок. Внедрить эти услуги дискаунтерам и "магазинам у дома" не позволяют маленькие площади и ограниченное количество персонала.

Между тем в "магазинах у дома" существуют и свои подводные камни, главный из которых — возможность завышать цены. "Если сеть охватывает весь район или небольшой город, то владельцы часто ставят завышенную цену на товары", — говорит Мария Колесник.

Поэтому новоиспеченным ритейлерам приходится изыскивать неценовые методы привлечения покупателей. Например, менеджеры "Брусниці" своей фирменной особенностью хотят сделать наличие в каждом магазине брусники и продуктов из этой ягоды. Но наладить регулярные поставки сибирской ягоды оказалось непростым и затратным делом, поэтому пока донетчанам приходится довольствоваться привычным продуктовым набором.