Деньги завелись. Автокредитование возвращается

В Украине оживает автокредитование. Правда, эксперты предупреждают: это может быстро закончиться

Related video

"Я сам в шоке от того, как быстро растет кредитный портфель", – с притворным ужасом говорит Фокусу зампред одного из столичных банков в ответ на вопрос о том, активизировалось ли автокредитование. Удивление банкира вполне объяснимо: за полгода количество проданных в кредит машин увеличилось почти в 100 раз. Сотрудница телекоммуникационной компании МТС Лариса Клименко – одна из тех, кто обеспечил рекордные показатели. Месяц назад киевлянка купила новенький Hyundai Getz, одолжив половину суммы в банке. "Я решила взять кредит после того, как увидела, что банки стали предлагать более выгодные, чем раньше программы по займам, – рассказывает Лариса. – например, довольно невысокие ставки".

Благодаря таким покупателям украинский дистрибьютор корейского производителя продал в этом году с помощью кредитов 12% своих машин. "Полгода назад цифра была гораздо меньше – всего 3% общего количества продаж", – отмечает коммерческий директор Hyundai Motors Ukraine Геннадий Четверухин. По стране режим скорости почти такой же: как подсчитали в Простобанк Консалтинг, сейчас в Украине кредитуется 7–9% проданных авто, тогда как год назад объем едва достигал 2%.

Правда, до докризисных показателей еще далеко: в 2008 году с помощью банковских займов находили своих хозяев 75% машин. В количественном выражении разница выглядит более впечатляющей – за 2 года ежемесячные "кредитные" продажи упали с 25 тыс. в месяц до 100 единиц.

Разрешающие знаки

По словам, бывшего члена правления банка "Форум" Игоря Солнцева, снижать стоимость кредитов украинские банки начали весной. "В это время в среднем по рынку процентные ставки уменьшились на 3–4%", – уточняет Антон Шаперенков, директор департамента управления продуктами розничного бизнеса VAB банка. Его финучреждение пока не кредитует, но уже в ближайшее время готовится предложить клиентам автозаймы под 25–26% годовых. VAB станет 25-м украинским финучреждением, кредитующим покупку личного транспорта. "В начале года таких было всего четыре", – отмечает руководитель компании Forex Club Николай Ивченко.

Начать кредитование украинских банкиров заставила необходимость зарабатывать – до кризиса доход от процентов достигал 70–90% всего заработка отечественных банков. Автокредитование – один из самых безопасных способов получить прибыль. "Главная причина в том, что продать бэушную машину – залог по такому кредиту – достаточно просто, – утверждает зампредседателя банка "Контрактъ" Павел Крапивин. – В этом мы убедились, когда за два-три месяца смогли распродать весь парк конфискованных авто. Причем не по бросовым ценам, а по рыночным. Кроме того, займы на машины сравнительно небольшие, что уменьшает риск неплатежей".

К тому же банкиры, перестраховываясь, отказались одалживать на семь или пять лет, оставив лишь двенадцатимесячные или трехлетние программы. Ужесточили и требования к заемщикам. "Теперь в расчет берется только официальный доход клиента, – объясняет Антон Шаперенков из VAB банка, – при этом размер зарплаты должен втрое покрывать ежемесячный платеж по кредиту". Кстати, в этом году банкиры предпочитают иметь дело с новыми машинами, преимущественно иномарками, запрашивая высокий первоначальный взнос.

"Если в докризисный период у банков были продукты, позволявшие финансировать стоимость автомобиля полностью или почти полностью, то сейчас ситуация изменилась, – рассказывает член правления Universal Bank Виталий Шастун. – И хотя некоторые банки предлагают займы с первоначальным взносом в 20–25% стоимости авто, в действительности наиболее распространенными являются 30–40%".

Двигатель автоторговли

"Автодилеры кредитной активностью очень довольны, ведь она помогает нам продавать", – не скрывает радости Эля Федорей, руководитель PR-департмента группы компаний "АИС". По информации генерального директора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко, продажи и вправду выросли. "За шесть месяцев нынешнего года в Украине купили на 24% машин больше, чем за тот же период 2009-го", – подчеркивает он. "Правда, прирост за счет кредитов пока не такой ощутимый, как хотелось бы", – признает Геннадий Четверухин из Hyundai Motors Ukraine, вспоминая о том, что до кризиса в кредит продавалась большая часть машин.

Между тем эксперты прогнозируют: такого кредитного рая раньше чем в 2014 году ожидать не стоит. Глава инвестиционного отдела КУА "Бонум Групп" Александр Спасиченко считает, что в ближайшее время вообще может произойти резкое сокращение прироста кредитных портфелей банков. Причина – требование к потенциальному заемщику иметь "белые" доходы, а таких клиентов в Украине становиться все меньше. "Правительство сильнее "закручивает гайки", – поясняет г-н Спасиченко, – бизнес массово уходит в тень, а значит, растет количество людей, которые получают зарплату в конвертах". Правда, этот пессимистический сценарий возможен, если ситуация в экономике останется такой же тяжелой, как сейчас. При улучшении показателей возможен другой, более оптимистический вариант развития событий. "Когда банки почувствуют стабильность, они смягчат требования к клиентам, – прогнозирует эксперт. – Если не будет массовых неплатежей, снова появятся льготы и программы лояльности". Что касается падения ставок по автокредитам, то, по мнению Александра Спасиченко, они до конца года обязательно уменьшаться. "И это будет не 2–3%, а гораздо больше", – считает он.

Екатерина Шаповал, Фокус