Хватай и беги. Какие товары являются дефицитом в Украине

От авто и кондиционеров до мебели IKEA и кофе Starbucks. Фокус разбирался в особенностях дефицита по-украински

Related video

Киевлянке Катерине Золотухиной регулярно приходится выслушивать шутливые замечания знакомых о том, что обувь для нее продается исключительно в детских магазинах. У Кати – 35-й размер, купить модельные туфли в обычных обувных – из области фантастики. Ищет на рынках, заказывает через интернет, пробовала даже шить на заказ.

"Я не могу приобретать обувь в детских магазинах – если вы увидите 32-летнюю женщину в розовых туфлях с бантиками, на липучках, то наверняка покрутите пальцем у виска. Поэтому когда кто-нибудь из моих друзей видит в продаже приличные туфли маленького размера на каблуках, то тут же сообщает мне, – рассказывает Катя, страдающая от дефицита вещей, без которых невозможно обойтись. Дефицит, кстати, "с бородой" – во времена плановой советской экономики проблема с обувью небольших размеров была так же актуальна, как и сегодня.

Потребители, экономисты и маркетологи в один голос уверяют: тема дефицита по-прежнему на повестке дня. Не думает о материальном лишь Google: если забить в поисковик слово "дефицит", может сложиться впечатление, что украинцам не хватает лишь времени и любви.

Перед ним все равны

Специалист по ритейлу и создатель первого в Украине портала о трендвотчинге Роман Геращенко считает себя человеком небедным, но понимает, что даже наличие денег не помогает избежать проблемы дефицита. С одинаковой вероятностью и в любой момент исчезнуть может все что угодно – от спичек до автомобилей. Для Романа одним из неприятных моментов в последние годы стало отсутствие в продаже журналов формата cityguide. "На украинском рынке наблюдается затянутый и нерасторопный заказ товаров, отсутствие налаженной дистрибуции, плохая работа с остатками и нежелание заниматься товарами, имеющими низкий спрос", – говорит о причинах отечественного дефицита Роман.

Одесситка Юлия Охримова решила, что имеет смысл запасаться товарами, после того как из магазинов города исчезла краска для волос "яркий блондин". Не трагедия, конечно, но где искать, непонятно.

Также неожиданно с прилавков в момент могут исчезнуть продукты питания, причем те, которые для большей части неизбалованного населения являются предметами первой необходимости. Например, гречка. В августе 2010 г. Антимонопольный комитет Украины заявил, что, судя по урожаю, гречневая крупа окажется в дефиците. Так и случилось. Даже те, кто ел кашу из гречки раз в полгода, купили пакет-другой – "на всякий случай". В результате полки стали зиять пустотами, а цены на крупу резко возросли.

Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер объясняет несоответствие между спросом и предложением и тенденцию к исчезновению с прилавков определенных товаров двумя причинами. Первая – развивать свое дело в нашей стране сложно и дорого: давление бюрократии на бизнес сильнейшее. А раз нет достаточного количества производителей, то бесполезно ожидать изобилия качественного товара по конкурентным ценам. Вторая причина – украинский рынок не понаслышке знает, что такое монополия. В таких условиях повышать цены или создавать дефициты можно как по взмаху волшебной палочки.

Вдруг на всех не хватит

Как и миллионы украинцев, прошлым летом киевлянка Елена Корниевич мечтала о кондиционере. Однако в июле-августе их в продаже не было, а если и удавалось найти, то по неадекватным ценам. В этом году девушка решила готовить сани летом, точнее – кондиционер зимой, и на днях отправилась за ним. Но не тут-то было. "Продавцы объяснили отсутствие кондиционеров вполне логичной, по их мнению, причиной: не сезон. Сказали приходить ближе к лету", – возмущается Елена, предвидя повторение ажиотажа прошлого года.

С тем же азартом, с которым летом 2010-го скупали кондиционеры, осенью 2009-го из аптек выгребали антигриппозные маски, марлю, оксолиновую мазь и амиксин. Хотя Советский Союз принято ругать за тотальный дефицит и сопутствующий ему ажиотаж, по словам психолога Владимира Селиванова, специализирующегося на лечении фобий, гораздо больше вреда нанес постсоветский период. Тоталитарный советский гигант не давал реализовывать потребительские нужды, но создавал иллюзию плеча поддержки.

В 90-х не было ни товаров, ни плеча – именно тогда поколение украинцев, которым сейчас под 40 и больше, приучилось паниковать из-за дефицита.

"Человек – существо социальное, все, что происходит в социуме, отражается на нем. Кризис, наводнения, террористы, дефицит являются теми факторами, которые могут привести к стрессу, особенно если человек склонен к неврозам", – говорит Владимир, который старается не принимать близко к сердцу дефицит, но многонедельную историю о поиске запчастей для своего автомобиля помнит хорошо.

Ажиотажные настроения нередко провоцируют и маркетологи. "Стоит различать дефицит, вызванный объективными причинами, и дефицит, созданный искусственно. Искусственный – это маркетинговый прием, – объясняет представитель Международной ассоциации маркетинговых инициатив Дарья Мельник. – Его всегда использовали бренды класса люкс, поддерживая имидж эксклюзивности. Сегодня к нему прибегают и марки, выпускающие товары повседневного спроса".

Например, торговая сеть предлагает всего 500 телевизоров по 1500 гривен или сеть супермаркетов "выбрасывает" лишь 5000 бутылок пива, в дополнение к которым идет свисток. "Спешите, количество товаров ограничено" – ключевая фраза подобных акций. Такие ходы применяются не только в Украине, но в нашей стране, где еще свежо воспоминание о тотальном дефиците, эти рекламные приемы особо действенны.

Ноги их здесь не будет

"Хочу Starbucks в Украине! Если мне не все равно, то, наверное, найдутся и другие, кто думает так же. Миллион украинцев должен захотеть Starbucks, и он у нас появится", – говорит киевлянин Виктор, получивший образование в США. К вопросу появления сети кофеен в Украине он подошел кардинально: оставил аналогичные послание на многих украинских форумах, создал группы поддержки "Вконтакте" и на других ресурсах, сообщил о своем непреодолимом желании на сайте Starbucks. Однако представители сети не прониклись проблемой. "В настоящее время мы не планируем открывать кофейню в вашей стране", – ответили они.

Как и Starbucks, выходить на украинский рынок не желают и другие гиганты. Компания Apple, так и не довезшая до Украины iPhone и iPad, оставляет этот вопрос без комментариев. В результате появилась еще одна особенность отечественного дефицита – у нас в официальной продаже до сих пор нет многих товаров, ставших для потребителей во всем мире символами оптимального сочетания цены и качества.

Причина в том, что отечественный рынок слишком специфический. Что подразумевается под специфичностью, можно понять, вспомнив скандал лета 2010 года в России, когда представители IKEA заявили: они мол, устали раздавать взятки направо и налево и решили покинуть загадочный российский рынок. В Украине шведской мебельной компании, обеспечивающей интерьерами даже избалованных выбором китайских потребителей, пришлось еще труднее. Пять лет длилось выбивание земли под строительство торгового центра, но даже тот участок, который был приобретен с таким трудом, использовать не удалось.

Киевлянка Ольга Падерина лелеяла мечту о появлении IKEA в Украине не один год. Но то, что "дела не будет", поняла еще до официального заявления об этом IKEA. Заказывает мебель и декор через интернет-каталоги. "Жду товар всего пару недель. Или месяц. Тоже немного", – не расстраивается Ольга. Она даже довольна такой ситуацией: из-за отсутствия на рынке эти вещи остаются для нас эксклюзивом, заполучить который – настоящая потребительская радость для счастливчиков и предмет зависти для остальных.

Анна Устенко, Фокус