Презент от фирмы. Украинские компании все чаще завлекают работников соцпакетами

Украинские работодатели вспомнили о забытых во время кризиса соцпакетах. Раскошеливаться компании заставила конкурентная борьба за персонал и неготовность повышать зарплаты

Related video

Медицинская страховка, оплата фитнеса, бесплатные обеды и компенсация стоимости проезда – так выглядит средний социальный пакет многих крупных украинских компаний. Работодатели, отказавшись от таких программ лояльности в кризис, сейчас вновь вынуждены о них вспоминать. К этому их толкает бум на рынке труда: количество вакансий растет, а число квалифицированных безработных уменьшается. Только за первое полугодие текущего года на портале rabota.ua было размещено 230 тыс. предложений о работе. Это в два раза больше, чем за аналогичный период минувшего года. А по данным другого кадрового портала, rabotaplus.com.ua, сегодня на 5 вакансий в столице претендует всего два соискателя.

Возвращение к соцпакетам уже положительно повлияло на страховой рынок. Например, в компании "Оранта" в первом полугодии в 8 раз увеличился объем платежей по добровольному медицинскому страхованию, львиная доля которого в Украине приходится как раз на корпоративные полисы. В "Альфа-Страховании" премии выросли в 7 раз, а в компании НАСТА – на 40%. Есть повод благодарить корпоративных заказчиков и у обучающих центров. Директор одного из них Андрей Стеклов рассказывает, что в этом году бизнес-тренингами его компании "Перспектива 21 век" воспользовались на 20% больше организаций, чем годом ранее. А Юлия Загора, консультант Центра бизнес-обучения группы Golden Staff, сравнивая нынешнее и прошлогоднее лето, уверяет, что корпоративных заказчиков стало вдвое больше.

Не в деньгах счастье

"Когда я выходила замуж летом прошлого года, компания, в которой работаю, выплатила мне премию в $500, – рассказывает о своем соцпакете Анна программист-консультант столичной IT-компании. – Еще у меня английский два раза в неделю за счет работодателя, медицинская страховка, в которой предусмотрено 600 гривен в месяц на фитнес и бассейн, а также 1,5 тыс. в год – на дантиста". Кроме этого, все сотрудники компании имеют право раз в год отсутствовать на работе по болезни, без предоставления справки. "Это удобно, если просто себя плохо чувствуешь или нужно полечить зубы", – говорит Анна.

Впечатляет и соцпакет компании SoftServe, также работающей на рынке информационных технологий. К услугам сотрудников во Львове, Днепропетровске, Ивано-Франковске и Ровно собственные корпоративные врачи, скидки в кафе, ресторанах и на автомойках, бесплатные абонементы в спортзалы, а также помощь в профессиональной сертификации. В украинский офис Google ежедневно доставляют свежие фрукты и молоко, а в киевском представительстве Лаборатории Касперского – в соцпакете страховка для детей сотрудников и обеды.
Айтишникам в Украине сейчас живется лучше всех, уверяют рекрутеры. "Чтобы заманить и удержать классного программиста, компании готовы на многое, – говорит Наталия Бровченко, HR-директор портала rabota.ua. – Ведь на них самый большой спрос". А, по мнению Анны из IT-компании, для работодателя ее здоровье зачастую важнее, чем для нее самой, и именно поэтому компания не жалеет денег на медицинскую страховку. "Работодателю нужно, чтобы я быстрее встала на ноги", – подытоживает она и уверяет, что во многом благодаря хорошему соцпакету менять работу не собирается. А вот к себе в компанию зазывает активно, ведь за каждого приведенного и принятого на работу кандидата, сотрудникам полагается премия.

Доплата за невредность

Корпоративную моду на соцпакеты диктуют компании с иностранными инвестициями. Среди новинок нынешнего сезона – пенсионные фонды для сотрудников и премия за отказ от курения.

Наталья Лукаш, начальник отдела управления вознаграждения и результативности деятельности персонала ОТП-Банка, рассказывает, что ее работодатель, кроме стандартных обучения, страхования здоровья и дополнительных дней отпуска с начала этого года, включил в соцпакет накопление пенсии в негосударственном фонде. "Теперь каждому сотруднику, вне зависимости от должности, банк открывает пенсионный счет", – рассказывает она.

После того как сотрудник проработает в банке два года, работодатель начинает вносить деньги на счет. Если человек увольняется, то счет и сумма сохраняются. Но вот пополняет его уже или новый работодатель, или сам владелец. Благодаря такой мотивации персонала в банке почти нет текучки кадров. Другому украинскому финучреждению с иностранными учредителями благодаря соцпакету удалось удержать ценных сотрудников. "Однажды на семинаре коллеги из другого банка признались, что хотели переманить двух опытных менеджеров, но те отказались, мотивируя это тем, что у конкурентов не было соцпакета", – рассказывает на условиях анонимности директор по персоналу банка.

Еще одна новинка – премия за отказ от вредных привычек, рассказывает Наталия Бровченко. "Если посчитать, во сколько обходится компании простой за то время, пока сотрудники курят, – говорит она, – становится ясно, что дешевле будет давать премию некурящим".

А вот в Правэкс-Банке, который входит в международную группу Intesa Sanpaolo, сотрудников мотивируют детским отдыхом. Отпрыски банковских клерков, достигшие 8-летнего возраста, получают возможность провести каникулы в Италии. Поездками за границу балуют и в страховой компании НАСТА, имеющей российских учредителей. Директор по маркетингу Ольга Ильюхина рассказывает, что последний Новый год ее коллектив провел в Египте, а день рождения компании отмечали в Турции.

В складчину с боссом

Даже для очень щедрых работодателей кризис не прошел даром. Рассчетливость в наполнении портфеля соцпрограмм – отличительная черта посткризисного кадрового рынка. Андрей Стеклов из обучающего Центра "Перспектива 21 век" говорит, что если раньше компания из Мариуполя запросто могла отправить в Киев на тренинг 12 сотрудников, то сейчас предпочитает вызывать преподавателей к себе. "Дорога, проживание и оплата немалых суточных тренеру обходятся дешевле, чем потеря рабочего времени целого отдела", – объясняет он логику работодателей.

Некоторые компании вообще предпочитают перекладывать часть расходов на корпоративное обучение на плечи сотрудников. "Когда работник оплачивает обучение, оно более эффективно", – делится наблюдениями Ольга Ильюхина. А чтобы подчеркнуть ценность многолетней работы в компании, работодатели часто делают скидки сотрудникам "за стаж". "Например, человек проработал в компании два года, он платит за тренинг половину, 3 года – уже 30%, и так далее", – объясняет Наталия Бровченко.

Гораздо скромнее стали пожелания работодателей и к служебным автомобилям, рассказывает Елена Грищук, директор рекрутинговой компании "Форсаж". "Сейчас покупают авто в основном невысокого класса, в отличие от докризисных времен, когда для сотрудников приобретали более дорогие машины", – приводит пример эксперт.

На руку компаниям, стремящимся сэкономить, и упавший в кризис объем страхового рынка, из-за чего страховщики максимально лояльны к корпоративным заказчикам. "Выбирая компанию-страховщика, мы как минимум сохраняем действующие условия и, если удается, договариваемся об их улучшении", – говорит Елена Лукьяненко, руководитель департамента персонала Philips в Украине.

Если раньше само наличие соцпакета рассматривалось как расточительность, то теперь, как говорят на rabota.ua, это крайне прагматичный шаг. Ведь, несмотря на оживление рынка труда, работодатели не спешат повышать зарплаты. И единственным конкурентным преимуществом для многих компаний остается именно соцпакет, который обходится дешевле, чем повышение окладов.

Екатерина Шаповал, Фокус