Роскошь передвижения. Скачок цен на бензин может опустошить украинские дороги

Из-за высоких цен на бензин машин на украинских дорогах стало меньше. А введение эмбарго на иранскую нефть может заставить водителей экономить еще больше

Related video

Дворникам, работающим в спальных районах Киева, этой зимой сложнее следить за чистотой. И не потому, что в прошлом году было меньше снега. "Просто раньше эти автомобилисты хотя бы днем разъезжались, а сейчас поставили машины, и они стоят. Как я между ними чистить буду?" — жалуется дворничиха Светлана Григорьевна. Превратившихся в огромные сугробы железных коней на вверенной ей территории становится все больше — жители дома теперь не брезгуют ездить на работу на метро, а их машины неделями стоят на парковке.

В январе автомобилей на украинских дорогах всегда становится меньше. По словам экспертов, из-за плохой погоды снижение потребления бензина в этом месяце составляет 20–30%. Однако в этом году плохой сезон для продавцов горючего может затянуться. Автолюбители сокращают число поездок, а то и вовсе отказываются от собственного транспорта.

За 2011 год потребление бензина в Украине сократилось на 10%, а самого популярного, А-95, на 12%. Все дело в цене, ведь за год бензин подорожал практически на треть — с 7,95 гривен за литр в конце прошлого года до 10,24 в конце января. В нынешнем году владельцы машин будут заливать в баки еще на 5% меньше. "Сейчас сети АЗС стимулируют покупку бензина от 10 литров, хотя раньше получить бонусы могли только покупающие полный бак горючего", — рассказывает замдиректора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.

Каждый виток подорожания бензина влечет за собой новые потери клиентуры для АЗС. Очередной психологический барьер в 11 грн. за 1 л бензина автомобилистам предстоит пройти уже в этом году — международные финансовые организации пророчат подорожание нефти на 20–30%. Вслед за топливом возрастут в цене транспортные перевозки, услуги такси, туристические путевки и почти все продукты питания.

Украинские сети АЗС живо реагируют на повышение мировых цен. "Если нефть подорожает до $130 за баррель, то примерно через месяц бензин А-95 будет стоить 11,5 гривен за литр", — предсказывает директор "А-95" Сергей Куюн. В структуре себестоимости бензина цена нефти составляет 55–60%, поэтому подорожание нефти на 30% автоматически поднимает цены на бензин на 15%. Если нефть повысится в цене даже на пять процентов и повышение продержится хотя бы несколько недель, цена на украинских АЗС вырастет, уверен Рябцев из НТЦ "Психея",
Кроме международных факторов, ситуацию на рынке бензина в Украине осложняет налоговое давление. С 2012 года акцизы на бензин выросли примерно на 10%, до $198 за тонну. "В начале года цены на нефть немного просели, поэтому акциз не стал фактором роста. Однако если нефть начнет дорожать, это сразу отразится на ценниках АЗС", — рассказывает глава пресс-службы "Галнефтегаза" (сеть заправок "ОККО") Олесь Пограничный.

Даже угроза сокращения потребления не заставит АЗС пойти навстречу покупателям. "Повышение цены всегда негативно сказывается на продажах — в течение приблизительно месяца спрос падает на 5–15%, а потом возвращается к прежним показателям", — говорит финансовый директор сети столичных АЗС "КЛО" Игорь Чернявский. Впрочем, АЗС вполне могут пережить и некоторое снижение спроса. По оценке Рябцева, у них есть достаточный запас прочности: работают они с маржей в 7–8%, а при торговле евробензинами — и со всеми 15%.

Вперед и вверх
У автомобилистов никакого запаса прочности уже нет. Киевлянин Вячеслав Степанюк последние несколько недель ездит на работу в основном на общественном транспорте, хотя не так давно купил новую машину. "Это слишком дорого — ежедневно ездить через полгорода туда и назад. Тем более с учетом того, сколько бензина сгорает в пробках", — говорит он. Теперь Вячеслав садится за руль лишь ради еженедельной закупки продуктов в супермаркете или по каким-то срочным делам. В остальных случаях спускается в метро.

Сэкономить можно, если перевести автомобиль на газ. Сейчас его цена — 5,6 грн. за литр. Но за установку газового оборудования нужно заплатить 4500–5500 гривен. Окупятся такие расходы не сразу, тем более что цена автомобильного газа тоже не стоит на месте — прошлым летом, на пике спроса, газ подорожал до 7 грн. за литр.

Если Степанюку и другим автолюбителям удается избежать лишних расходов, сократив число поездок, такси и коммерческие перевозчики не могут экономить на бензине. Поэтому повышение цен на АЗС сразу отразится на ценниках в магазинах.

"Если посчитать полностью все, что влияет на цену хлеба, то мы видим, что в его себестоимости большая доля приходится на бензин, чем на зерно", — рассказывает аналитик МЦПД Александр Жолудь. По его словам, в себестоимости многих продуктов топливная составляющая достигает 15–20%.

"Раньше мне было гораздо проще договориться о покупке корма для моих пяти коров и дешевле было довезти молоко на место", — рассказывает Екатерина Марченко, торгующая молоком на Дарницком рынке. Недавно ей пришлось поднять цену на литр молока с 7 до 8 гривен.
По словам экспертов, кроме продуктов и транспортных услуг после подорожания бензина вырастут в цене все крупногабаритные товары с невысокой себестоимостью — бетон, песок, мел. Подорожание авиаперевозок отразится на цене туристических путевок. Станут дороже синтетические ткани и шины, в себестоимости которых 30% приходится на нефть.

Пока глобальное подорожание лишь в прогнозах. Но за прошлую неделю, когда только объявили об эмбарго, нефть марки Urals подорожала почти на 3%, до $110,4 за баррель. А значит, угрозы Ирана и предупреждения МВФ могут скоро оказаться реальностью.

Наталья Гузенко, Фокус