Аграрные короли. Кому принадлежит агропром Украины

Крупные бизнесмены спасаются от экономического кризиса, уходя в сельское хозяйство. В будущем агропром может стать самой привлекательной отраслью Украины

Related video

Пока мир с замиранием ждет новостей о банкротстве очередного крупного банка или инвесткомпании, украинские аграрии заканчивают сбор рекордного урожая. Именно агропром может стать неплохим убежищем от мирового финансового кризиса, считает президент агрокомпании "Райз" Виталий Цехмистренко. Свое состояние в $265 млн. (рейтинг Фокуса 130 самых богатых украинцев) он сколотил именно на сельском хозяйстве, и теперь его примеру следуют бизнесмены, для которых работа на селе нехарактерна.

Например, в поля решил отправиться Сергей Тигипко, уже заключивший договор об аренде 30 тыс. га сельхозземель. В развитие нового бизнеса Сергей Тигипко совместно с зарубежными партнерами собирается вложить $80 млн. В дальнейших его планах – расширение земель до 200 тыс. га и, вероятно, покупка птицефабрик. О значимости отрасли заявлял на ежегодном саммите YES и Виктор Пинчук, назвав сельское хозяйство "украинской нефтью".

Нельзя сказать, что агропром совсем не подвержен влиянию кризиса. Сельхозпроизводители тоже нуждаются в кредитах, которые нынче дороги, затруднен и поиск портфельного инвестора. Тем не менее агробизнес чувствует себя относительно комфортно. "Тут не наблюдается, например, катастрофического падения стоимости акций на биржах", – говорит Мария Колесник, руководитель аналитического отдела "Консалтингового Агентства ААА".

В перспективе у аграриев дела пойдут еще лучше. На руку им будет играть стремительный рост численности населения: по данным международных организаций, к середине XXI века население земного шара увеличится до 9 млрд. человек. А значит, спрос на продукцию аграриев будет только расти. Тем более что повышение уровня жизни автоматически повышает требования людей к своему рациону.

Рост цен на продовольствие вообще является тенденцией последних лет: только с июля 2007 года, по данным Продовольственной организации ООН, цены на продукты питания подскочили в среднем на 47%. Росту привлекательности агробизнеса способствует еще один кризис – энергетический. Ведь постоянно растущие цены на энергоресурсы повышают интерес к биотопливу.

Купи-продай
Аналитики отмечают, что хотя агробизнес и требует значительных капиталовложений, отдача от него будет немалой. А глава комитета Верховной Рады по аграрным вопросам Николай Присяжнюк и вовсе уверен, что по прибыльности сельское хозяйство, если за него взяться с умом, не уступит флагманским отраслям экономики Украины вроде металлургии или строительства.

Действительно, средняя рентабельность предприятий горно-металлургического комплекса в 2008 году снизилась в 2,5 раза и достигла 6%, а некоторые строительные компании вообще терпят убытки из-за финансового кризиса. Тем временем рентабельность агрохолдингов, по словам бизнесменов, составляет около 30%. "Правда, финансовые показатели агрокомпаний индивидуальны и зависят от хозяина и методов работы", – объясняет руководитель аналитической службы проекта "Агро Перспектива" Богдан Тымкив. Например, Юлия Тимошенко говорила о 100-процентной рентабельности бизнеса по производству мяса птицы.

Поэтому объем инвестиций в сельское хозяйство будет расти. "Удлинение цикла и снижение доходности на капитал в других сегментах будут способствовать все более активному перетоку денежных ресурсов в агробизнес", – считает Андрей Фоменко, директор по стратегическим исследованиям компании DCH IM. Эта компания управляет активами Александра Ярославского (состояние, по оценке Фокуса, – $905 млн.), который имеет отношение к сельскому хозяйству опосредованно через черкасский "Азот". "Через 15–20 лет агропром может стать одной из главных движущих отраслей, какими в настоящее время являются металлургия и химия", – отмечает Андрей Фоменко.

О перспективности агрорынка говорит хотя бы тот факт, что на него стали обращать внимание спекулянты. Они арендуют участки в надежде после отмены моратория на торговлю сельхозземлями их продать. Более крупные компании согласны строить на арендованных землях бизнес, но опять-таки с целью его дальнейшей перепродажи.

По мнению Марии Колесник, отличить спекулянта от бизнесмена, который хочет сделать сельское хозяйство одним из основных направлений своего бизнеса, очень просто. "Если у вас 30 тыс. га – это мало. Это спекулятивная операция. Начиная со 100 тыс. га, можно уже о чем-то говорить", – уверена она. Кроме того, крупные агрохолдинги готовы платить за аренду земли по $1 тыс. за гектар. "Если речь идет не более чем о $400 за га, то мы имеем дело со спекулятивной операцией", – объясняет эксперт.

Урожай в тени
Спекулятивный интерес к рынку не случаен. Отечественный агропром еще далеко не использовал свои скрытые резервы. Например, часто можно услышать, что по сбору урожая Украина никак не может переплюнуть 1991 год. Тогда было собрано около 39 тыс. т зерновых и зернобобовых. В 2007 г. – почти на 10 тыс. т меньше. И лишь в этом году, как ожидается, урожай превысит уровень 91-го.

Но дело не столько в неэффективности современного агропрома, сколько в неучтенных посевах. Особенно характерна ситуация для рынка рапса. Ведь еще пару лет назад была популярна комбинация, когда к украинским фермерам приезжали представители западной сельхозкомпании и давали определенную сумму либо посевной материал с уговором, что в последующем полностью выкупят собранный урожай. Отечественные фермеры таким образом убивали двух зайцев: оставались при деле и не ломали голову над тем, какую культуру посадить и как ее потом реализовать. Но подобные урожаи зачастую не попадали в официальную статистику.

Не стоит исключать и человеческий фактор. Всегда есть возможность подправить статистику в сторону сокращения, а полученную разницу в дальнейшем продать. Такая же ситуация бывает и на элеваторах. Правда, в последнее время доля серого рынка сокращается. Еще три года назад она, по мнению Марии Колесник, достигала 20%. Но с тех пор фермерские хозяйства укрупнялись, появлялись агрохолдинги и, соответственно, усиливался контроль. Поэтому Богдан Тымкив считает, что сейчас "неучтенка" занимает не более 5% рынка.

Подтанцовка
Не один год над агробизнесом тяготеет нерешенная проблема моратория на продажу сельхозземель. Ожидалось, что запрет на операции с землями будет снят в этом году. Но этого не произошло, от чего агробизнес, по подсчетам Украинской аграрной конфедерации, потерял уже около $10 млрд.

За отмену запрета ратовал даже президент, уверяя, что мораторий является источником коррупции. Но у противников снятия моратория есть свои, не менее веские аргументы. Ведь результатом снятия моратория может стать продажа земли за бесценок ($300–600 за 1 га). В то время как цена выкупа земли, по мнению специалистов, должна соответствовать 10-кратному арендному платежу, то есть составлять около $4 тыс.

Но проблемы лежат не только в законодательной плоскости. На урожайность и состояние сельского хозяйства в целом влияет и уровень технического оснащения. По мнению генерального директора компании "АМАКо" Виталия Скоцика, в стране остро ощущается нехватка элеваторов и терминалов в черноморских портах. Это приводит к порче зерна, а значит, к невозможности реализовывать его по выгодным ценам.

Но самое печальное, что в Украине, несмотря на ее славу "житницы Европы", катастрофически не хватает сельскохозяйственных специалистов – технарей, агрономов, наладчиков техники. Ключевых сотрудников в большинстве случаев приходится приглашать из-за рубежа. Парадокс в том, что отечественный выпускник аграрного вуза вряд ли может рассчитывать на головокружительную карьеру: аграрная наука в Украине сейчас очень слабая. Единственный выход для крупных агробизнесменов – самим инвестировать средства в повышение квалификации сельскохозяйственных специалистов.

Причем чем быстрее будут решены эти проблемы, тем больше у Украины шансов застолбить для себя перспективную нишу. Пока возможности для этого есть, но так будет не всегда. Николай Присяжнюк отмечает, что мировой продовольственный кризис цикличен и рано или поздно мир с ним справится. "И за это время мы должны стать конкурентными, развить новые технологии, – предупреждает депутат. – Надо занять нишу и стать постоянным игроком, а не подтанцовывать, когда есть дефицит".

Аграрные короли

На агропроме зарабатывают многие крупные бизнесмены. Даже те, для которых этот бизнес не главный

Сергей Тарута, ИСД
В структуру ИСД входит корпорация «Бахмутский союз». Компания обрабатывает 13 тыс. га земель, владеет комбикормовым заводом мощностью 50 тыс. тонн в год и свинокомплексом на 55 тыс. свиней. В 2007 г. выручка от реализации составила около 500 млн. грн.
Владимир Бойко, ММК им. Ильича
Предприятие в качестве отдельного подразделения имеет собственный агрокомплекс. Он включает в себя 40 агроцехов и более 130 тыс. га земель. Среди основных направлений агрокомплекса – производство зерновых и подсолнечника, а также животноводство.
Пётр Порошенко, группа «Укрпроминвест»
В состав «Укрпроминвеста» входит компания «Агропродинвест», управляющая всеми сельхозактивами группы. Основная деятельность – производство сахара-песка и сахарной свёклы, под которую отведено 23 тыс. га. Оборот компании в 2007 г. составил почти 732 млн. грн.
Юрий Косюк, ЗАО «Мироновский хлебопродукт»
Компания, владеющая торговой маркой «Наша Ряба», занимает 36% на рынке мяса птицы. В её состав входит 19 предприятий, а акции котируются на Лондонской бирже. За январь-июнь 2008 г. «Мироновский хлебопродукт» увеличил чистую прибыль впятеро – до $111 млн.
Андрей Веревский, «Кернел групп»
Группа компаний занимается закупкой и экспортом зерновых, производством и переработкой подсолнечника и экспортом подсолнечного масла. Чистая прибыль «Кернел групп» в прошлом маркетинговом году (июль 2007 – июнь 2008) выросла вчетверо – до $80,8 млн.
Евгений Сигал, ООО «Комплекс Агромарс»
«Агромарс» с торговой маркой «Гаврилівські курчата» обеспечивает 35% рынка мяса птицы Украины. В распоряжении этой компании находится более 25 птицеферм. В 2008 «Агромарс» запустил новые цеха и планирует увеличить производство мяса птицы на 8%.
Фёдор Шпиг, ЗАО «Молочный альянс»
Четвёртый в Украине по объёму производства твёрдых сыров «Молочный альянс» объединяет Пирятинский и Городенковский сырзаводы, Яготинский маслозавод и торговый дом «Эталон», а также намерен приобрести 50% акций Баштанского сырзавода (ТМ «Славия»).
Виталий Цехмистренко, ЗАО «Райз»
Компания выращивает зерновые и подсолнечник на 135 тыс. га земли и планирует увеличить эти площади до 200 тыс. га. «Райз» занимается также животноводством и производством сахара. В I полугодии 2008 г. чистая прибыль выросла почти вчетверо – до 159 млн. грн.
Данила Корилкевич, группа «Дакор», компания «Ленд Вест»
«Дакор» входит в пятёрку крупнейших украинских производителей сахара, сырьё для заводов выращивает своими силами. В 2007 г. чистая прибыль компании составила $10,9 млн. В распоряжении компании «Ленд Вест» находятся почти 200 тыс. га сельхозугодий.