Улетные цены. Продолжит ли дорожать бензин

Всего за неделю импортный бензин подорожал на гривну. Это не предел — в ближайшее время его цена на большинстве заправок может подрасти еще на 40–80 копеек

Related video

1 марта. Полдень субботы. Заправка Shell на Новой Обуховской трассе пуста. Обычно к каждой из колонок стояла очередь из одного-двух автомобилей — в районе элитной коттеджной застройки владельцы дорогих авто предпочитают заправляться на брендированных АЗС, таких как Shell, ОККО, WOG или Socar. Последний раз очередь из машин стояла здесь 21–22& февраля, когда автовладельцы заправляли автомобили впрок в ожидании перебоев с горючим на фоне эскалации противостояния в центре Киева. С тех пор импортный бензин заметно подорожал из-за девальвации.

Сейчас очередь можно увидеть разве что на безымянной заправке через дорогу — там 92-й до сих пор стоит 10 грн, 95-й — 10,3–11 грн/литр.

Там продается отечественный бензин, цены на который только начали идти вверх. На брендированных заправках, реализующих преимущественно импортное топливо, оно стоит на 2,5–3 гривны больше. Канистра бензина здесь обойдется дороже на 50–60 грн, полный бак — на все 120. Но скоро к этому уровню цен "подтянутся" все АЗС.

Формула цены
По словам депутата Игоря Еремеева (совладельца группы "Континиум", сеть WOG), подорожание бензина в Украине вызвано повышением курса доллара и параллельным ростом котировок нефтепродуктов Platts. Последние выросли в том числе и из-за событий в Украине — это реакция на возможные перебои с поставками из РФ в случае эскалации конфликта. "Рост Platts плюс девальвация дают сейчас мощный рост цен на нефтепродукты, но я думаю, если доллар зафиксируется, то буквально за три-четыре дня зафиксируется цена на нефтепродукты и все стабилизируется", — заявил он в конце февраля.

Но стабилизация гривны не означает автоматический откат цен до уровня начала января. По словам Сергея Сапегина, директора НТЦ "Психея", у трейдеров сохраняются проблемы с покупкой валюты из-за ограничений НБУ. В начале марта национальная валюта девальвировала почти на 20%. А поскольку львиная доля нефтепродуктов в Украине — импортного производства, примерно на столько же должен подорожать бензин. Пока что этого не произошло — бензин вырос в цене на 10–15%.

Директор Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн приводит простой расчет. По его словам, цены практически на все топливо в Украине зависят от валютных затрат: примерно половина розничной стоимости — это цена нефтепродуктов за рубежом, еще 30% — налоги, которые установлены в евро. "Каждая новая гривна в курсе доллара добавляет к стоимости бензина около 80 копеек. Если при курсе 10 UAH/USD литр А-95 стоит 13 грн, то при 11 UAH/USD цена будет на уровне 13,80 грн за литр", — говорит эксперт.

Сейчас литр 95-го в Киеве в среднем стоит 12,4 грн, по Украине — около 12,2. Соответственно, при сохранении курса доллара на уровне 9,7–10 потенциал подорожания составляет 40–80 копеек. "Цены на топливо все еще отстают от курса доллара из-за реализации старых запасов нефтепродуктов", — объясняет Юрий Кучабский, вице-президент Галнафтогаза (сеть ОККО).

Впрочем, это не единственная причина. Кроме запасов, средние цены "тянут вниз" нефтепродукты, произведенные в Украине.

Тем не менее украинского топлива не станет существенно меньше. Дело в том, что на отечественном рынке растет доля полулегального и совсем нелегального топлива.

Как правило, это бензины с высоким содержанием этанола. Если в смеси используются качественные нефтепродукты, а доля спирта не превышает 8%, — такое биотопливо безопасно для обычных двигателей (с 2014-го весь продающийся в Украине бензин должен содержать 5% спирта). Но в Украине нелегальные производители льют в смесь от 30% спирта.

Объясняется это просто: стоимость топливного этанола (примерно 12–13 тыс. грн/тонна) значительно ниже цены 95-го бензина (15 тыс. грн/тонна). Кроме того, вместо бензина в таких смесях часто используются отходы коксохимического производства, продукты пиролиза б/у покрышек и неочищенный прямогонный бензин с нелегальных мини-НПЗ. Такая смесь быстрее приводит к износу деталей двигателя, из-за чего падает мощность и растет расход топлива. Кстати, по данным "Психеи", даже легальные производители подобного топлива не проводили исследований, насколько пригодна их продукция для двигателей различных конфигураций.

Официальных данных об объемах производства смесевых бензинов нет — за редким исключением, компании не афишируют своей причастности к их выпуску. Но если судить по объемам производства обезвоженного спирта в 2013 году, речь идет как минимум о 5% рынка бензина. А весь теневой рынок — и фальсификат, и контрабанда — в прошлом году составлял около 13% реализации. С учетом последнего роста курса доллара доля такого топлива будет расти. Маржа производителей, опта и розницы на нем в разы выше, чем при торговле легальным бензином.

Рынок падения
Нынешний скачок цен на АЗС одновременно с ростом теневого рынка приведет к сокращению рынка легального. На сколько, игроки рынка пока судить не берутся. Но в 2013-м,
даже при относительной стабильности цен (в начале года А-95 стоил 10,03, в конце — 10,11 грн/л), по данным "А-95" реализация бензина сократилась на 7%, ДТ — на 4,3%. Соответственно, в нынешнем году падение может оказаться более существенным.

Впрочем, на основных игроках это практически не скажется. Дело в том, что последние события привели к остановке деятельности группы ВЕТЭК Сергея Курченко, на долю которой в конце 2013-го приходилось до 70% рынка сжиженного газа и как минимум 20% оптового рынка нефтепродуктов. Скорее всего, освоение оставшейся ничейной ниши с лихвой компенсирует падение продаж в 2014 году.

Владимир Хомяков, Елена Шкарпова, Фокус