Сколько денег нужно для спасения украинской экономики

Международные финансовые организации готовы выделить Украине $20 млрд. Но для поддержки экономики нужно еще минимум $15 млрд

Related video

В январе-феврале все три международных рейтинговых агентства — Fitch Ratings, Standard & Poors и Moody"s снизили суверенный рейтинг Украины до отметки "ССС". Это буквально означает "возможен дефолт". Аналогичный уровень кредитного рейтинга только у проблемных Ямайки и Кипра. А ниже — у Аргентины, оказавшейся на пороге очередного витка финансового кризиса.

Причин для снижения украинского кредитного рейтинга хоть отбавляй. Аналитики Fitch перечисляют следующие: высокие политические риски, низкий уровень доверия к национальной валюте, отток капитала, слабый уровень деловой конъюнктуры, неустойчивость финансовой системы, непредсказуемость инфляции. Впрочем, с тех пор как в конце февраля Fitch опубликовал свой отчет, прибавились еще две — аннексия Крыма и возможная экспансия России на восток Украины.

"Украина увязла во внутренних и внешних долгах", — констатировал Арсений Яценюк в своем обращении к парламенту после назначения на должность премьер-министра. В 2014-м Украине предстоит выплатить почти $10 млрд — столько же, сколько годом ранее. В 2015-м — еще более $12 млрд (если считать по курсу 10,3 UAH/USD). В условиях падающей экономики, отделения части страны и колоссального дефицита бюджета вероятность дефолта в Украине не так уж мала. А без поддержки внешних кредиторов, прямо скажем, огромна.

Дорогая страна

Правительство Николая Азарова можно смело назвать одним из наиболее активных заемщиков за всю историю независимой Украины. С 2010-го по 2013 год Минфин привлек свыше $33 млрд. Впрочем, начало долговому тренду последнего десятилетия положила еще Юлия Тимошенко, чей Кабмин одолжил в 2008–2009 годах у украинских и иностранных инвесторов свыше $15 млрд.

В итоге к началу февраля текущего года долг Украины превысил $73,2 млрд — с учетом кредитных гарантий госпредприятиям вроде Нафтогаза и Укравтодора. "Таких больших долгов у Украины еще не было", — констатирует экс-министр финансов, депутат от УДАРа Виктор Пинзеник.

Впрочем, если сравнить украинский госдолг с размером ВВП, то наша страна отнюдь не рекордсмен по этому показателю: задолженность Кабмина и госкомпаний составляет всего 40% ВВП. А наибольшее в мире соотношение госдолга к ВВП у Японии: местное правительство должно кредиторам свыше $13 трлн, что превышает размеры экономики этой страны более чем вдвое. Правда, тут есть одно важное "но".

"Проблема Украины не в уровне госдолга, а в его высокой стоимости, — объясняет эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. — Если Италия, чей госдолг превышает 100% ВВП, платит около 3% годовых по своим долгам, то Украина — больше 10%".

Инвесторы не обещают вернуться

"По поводу своих долгов у Украины достаточно четкая позиция: они должны выплачиваться. Сумма кредитов для Украины критична, но пока что в пределах управляемости", — отмечает министр экономики Украины Павло Шеремета. Было бы странно, если бы у госчиновника, отвечающего за экономическую политику страны, была иная риторика. Тем не менее Шеремета признает: для Украины жизненно необходимо продолжать одалживать — и это несмотря на то, что Кабмин планирует существенно сократить госрасходы.

Только список желающих одолжить Украине, особенно под низкий процент, невелик. Основные кредиторы — западные правительства и квазигосударственные организации, в том числе ЕС, МВФ и Всемирный банк. В сумме эти кредиторы готовы предоставить нашей стране около $20 млрд в обмен на реформы в электро- и газовой энергетике, борьбу с дефицитом госбюджета и коррупцией.

Но этого недостаточно — как заявил в феврале нынешний премьер Арсений Яценюк, на ближайший год Украине необходимо около $35 млрд.

Помочь с недостающей суммой могли бы частные кредиторы — к примеру, еще год-два назад одним из основных инструментов привлечения госкредитов была продажа долговых бумаг западным и украинским инвесторам. Но в январе-феврале 2014-го этот рынок едва подавал признаки жизни: попытки Кабмина продать облигации в основном заканчивались провалом. "Минфин столкнулся с холодной отрешенностью рынка", — емко и поэтично прокомментировал специалист отдела продаж ИК Dragon Capital Сергей Фурса провал одного из февральских долговых аукционов. Ближе к марту дела у Минфина пошли чуть лучше. 27 февраля он продал с аукциона облигации на сумму

1,5 млрд грн, 5 марта — еще на 1 млрд грн, а всего с начала года министерство продало ОВГЗ на сумму 24 млрд грн. Только вот главным покупателем этих бумаг в последние несколько месяцев выступает Нацбанк. На какие деньги регулятор скупает ОВГЗ — уже имеющиеся в распоряжении гривны либо свеженапечатанные — руководство НБУ не распространяется.

Остальные инвесторы пока выжидают, и это даже при том, что долларовая доходность по еврооблигациям, которые погашаются в июне 2014 года, достигает 40%. После назначения нового правительства евробонды Украины немного подорожали (то есть доходность по бумагам снизилась), но с началом противостояния в Крыму рынок еврооблигаций снова очень сильно просел и пока не восстановился.

"Сейчас на рынке ценных бумаг Украины очень низкая активность: инвесторы смотрят на развитие событий. Пока есть накал страстей в Крыму и отсутствует финансовая поддержка из-за рубежа, инвесторы не спешат покупать долговые бумаги Украины", — говорит один из экспертов Dragon Capital.
Тем не менее есть шанс, что все изменится к лучшему.

В ожидании кредитов

Иностранные инвесторы активизируются, если Украина получит крупный кредит от МВФ, ВБ или ЕС. По словам Шереметы, наиболее реалистичный срок оформления нового транша кредита от МВФ составляет месяц-полтора. То есть при самом оптимистичном сценарии развития событий первую порцию кредитов Украина получит уже в конце апреля — начале мая. Научный консультант в вопросах экономики Центра Разумкова Владимир Сиденко высоко оценивает шансы Киева привлечь кредит МВФ. "Правительство Украины явно готово пересматривать цены на энергоносители и выполнять другие требования для получения кредитов", — говорит он.

Похоже, что для украинского правительства критично получить первый транш МВФ до мая. По словам министра финансов Александра Шлапака, пик выплат по госдолгам приходится на май, июнь и август. "Это деньги, которые мы должны МВФ и по еврооблигациям", — отмечает Шлапак. Таким образом, именно в эти месяцы можно ожидать девальвационных всплесков, поскольку доллар будет в дефиците.

Впрочем, управляющий партнер ИК Capital Times Эрик Найман утверждает, что девальвации в упомянутые месяцы может и не случиться. "НБУ настолько жестко контролирует ситуацию на валютном рынке, перекрыв спекулятивные и теневые потоки валюты, что я больше не ожидаю серьезных скачков курса гривны", — говорит он. В том числе это относится и к периоду выплаты внешних долгов.

Откуда дровишки

Структура госдолга Украины к началу февраля 2014-го: еврооблигаии и МВФ — основные источники внешних кредитов

Елена Оносова, Елена Шкарпова, Фокус