Нацбанк не вернет прежнюю цену доллара

Действия Нацбанка на валютном рынке не помогут курсу гривны вернуться к прежнему значению. В лучшем случае исчезнет дефицит доллара, но продавать его будут по 7 гривен и выше

Related video

Ажиотаж вокруг валютного рынка постепенно сходит на нет, хотя до полной стабилизации еще далеко. Поскольку ключевую роль в валютном регулировании играет Нацбанк, Фокус вместе с финансовыми экспертами попытался разобраться, какие из принятых им мер были эффективными и как будет развиваться ситуация на валютном рынке в ближайшем будущем.

Чиновники НБУ признали, что мера, призванная удержать курс гривны, на самом деле привела к появлению черного рынка. "Они, видимо, поняли, что палку перегнули, что запретами ситуацию не улучшить, поэтому отказались", – полагает руководитель информационно-аналитического центра "Форекс Клуб Украина" Николай Ивченко. "Любые административные ограничения курса – факторы, которые разрушали рынок. И принятое Нацбанком решение правильное, – считает заместитель исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олег Устенко. – Через определенное время мы увидим исчезновение черного рынка, который возник и успешно функционировал несколько недель".

Примечательно, что именно борьбой с черным рынком объяснял отмену ограничений зампред НБУ Александр Савченко. Трудно предположить, что власти не догадывались о последствиях такой меры. Тем не менее она действовала почти месяц.

Кроме того, привязка курса имела важный психологический эффект. Об этом часто говорил Сергей Тигипко, руководивший Нацбанком в период фиксированного курса. Его тогдашний первый заместитель Арсений Яценюк выражался более образно. "У нас если доллар дорожает, то народ считает, что сало тоже обязательно должно подорожать", – возмущался он.

"Народ любой страны в идеале хотел бы видеть фиксированный обменный курс, – согласен Олег Устенко. – Другой момент: есть ли возможность, чтобы курс был фиксированным?" По его мнению, сдерживать курс можно лишь при вливании инвестиций в страну и при растущем экспорте. "Но в нынешних реалиях держать фиксированный курс – огромная ошибка, – считает эксперт. – Это значит сжигать золотовалютные резервы страны. Это делает страну уязвимой перед другими рисками, которые выстрелят через недели, месяцы".

Как бы там ни было, в ближайшее время НБУ вряд ли будет сдерживать курсовые колебания. Дело в том, что плавающий курс – одно из основных требований МВФ. Долгие годы Нацбанку удавалось его игнорировать, но теперь, после получения кредита от фонда на $16,5 млрд., властям остается лишь наблюдать за всплесками спроса на доллар.

А они не заставят себя долго ждать. "После 5 декабря пойдут деньги из казначейства в области, будут произведены выплаты бюджетникам, и эти деньги попадут в экономику. Тогда опять возможен некоторый дефицит валюты", – прогнозирует эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Эта норма действовала в начале 90-х, затем ее вводили для борьбы с кризисом 1998 года, а отменили в апреле 2005-го, когда приток валюты в страну и так был велик. Теперь Ассоциация украинских банков требует от НБУ вернуть норму. Но власти пока не намерены идти на этот шаг. "Возбуждать сейчас экспортеров какими-то резкими шагами, которые не дают ощутимых результатов, очевидно, не нужно", – заявил первый заместитель главы Секретариата президента Украины, экс-зампред НБУ Александр Шлапак. Эксперты считают, что обязательную продажу стоило бы ввести хотя бы временно, например, на полгода. "Это ослабило бы давление на валютный рынок", – полагает Виктор Лисицкий. Впрочем, есть сомнения, что подобная мера помогла бы справиться с дефицитом доллара. "Следствием введения такой меры было бы просто сокрытие валюты за рубежом, неправильное декларирование стоимости, отказ от ее ввоза в Украину", – считает Олег Устенко. В ближайшее время введение обязательной продажи маловероятно: слишком сильно экспортное лобби в парламенте и других органах власти.

Но на деле так поступили далеко не все. "За две недели влили 50 млрд. грн. – эффекта ноль, а валюту обвалили в 1,5 раза", – возмущался народный депутат Николай Азаров. Иными словами, нацбанковские миллиарды пошли на покупку долларов. "Средства, которые НБУ направлял на поддержание ликвидности банков, сыграли с курсом гривны злую шутку, – объясняет ведущий экономист инвесткомпании "Юпрас-Капитал" Андрей Тарасенко. – Население, снимавшее свои депозиты, сразу же пыталось перевести сбережения в доллары и евро. Фактически средства НБУ направлялись не на поддержание национальной экономики, а на создание дополнительного спроса на валюту".

Но с тем, что эффект был нулевым, согласны не все. "Да, банки потратили деньги на покупку валюты, что стимулировало рост курса, – рассуждает финансовый эксперт компании "Простобанк Консалтинг" Александр Седых. – Но Нацбанк стоял перед дилеммой: или банкротство банков, или рост курса. Первое более опасно, поэтому Нацбанк поступил правильно". Кроме того, действиям банкиров есть и другое оправдание. "Ну, допустим, пришли деньги. Кому выдать кредит? – рассуждает Виктор Лисицкий. – Например, можно ли сейчас кредитовать металлургию?"

Не исключено, что Нацбанк ждут новые расходы. В частности, до сих пор не проведена дополнительная эмиссия акций Проминвестбанка. Эти акции до 25 ноября должна была выкупить компания Slav AG братьев Андрея и Сергея Клюевых, но теперь срок допэмиссии продлен до 8 декабря. По слухам, братья Клюевы даже пытались найти соинвестора, обращаясь, в частности, к российскому Внешэкономбанку, но согласия так и не получили. Если деньги не поступят, Проминвестбанк может ждать национализация, расходы на которую лягут на плечи НБУ.

"Это решение плохо объяснено, поэтому оно лишь подогрело панику среди населения, – отмечает Виктор Лисицкий. – Кроме того, в этом бизнесе заняты тысячи людей, а теперь они окажутся на улице". Работники валютного обмена уже вышли на улицы – 400 кассиров из Киева и Черкасс пикетировали Нацбанк. Но из здания на Институтской к ним никто не вышел и вскоре валютчики планируют провести более масштабную акцию.

НБУ давно точил зуб на агентские обменники. Ведь ими владеют не банки, а фирмы, которые не попадают под прямой контроль Нацбанка. Но эксперты сомневаются, что запрет улучшит ситуацию на валютном рынке. "Эта мера годится в условиях сильного администрирования, – говорит Олег Устенко. – Я не вижу экономического смысла в том, чтобы закрыть все ларьки в условиях свободного рыночного курса".

Эксперты полагают, что в ближайшие недели может улучшиться ситуация с дефицитом доллара, но не с его курсом. "Возможно, курс покупки доллара будет около 7 грн., а продажи – в районе 7,8 грн. Но я думаю, что валюту можно будет найти, и это станет инструментом для уменьшения спекулятивного спроса", – прогнозирует Александр Седых.

Именно уровень около 7 грн. за доллар считает реальным рыночным курсом и Александр Жолудь из МЦПИ. И хотя президент Ющенко называет совсем другую цифру – 5,8 грн., аналитики не верят, что курс вернется на эту отметку.

"По нашим прогнозам, доллар остановится на отметке 7–8 грн., – говорит Николай Ивченко. – К лету-осени 2009 года, возможно, курс немного упадет, но меньше 6 грн. вряд ли опустится". Впрочем, эксперт не склонен винить Нацбанк в неготовности к кризису. "С прошлого кризиса 98-го года в НБУ осталось не более 2% работников, – говорит он. – А тем, кто не знаком с кризисом на практике, трудно адекватно на него реагировать".