Они победили кризис

В разгар кризиса они уволились по собственному желанию, чтобы заняться любимым делом. Кто-то сменил лишь профессию, кто-то – образ жизни. Но никто не пожалел о своем решении

Related video
Ольга Ерёмина, 30 лет
Была руководителем программы компании «Киевстар»
Стала преподавателем восточных танцев


Когда Ольга слышит о кризисе, она вспоминает историю о некоем французе, который во время Великой депрессии в США сделал успешный бизнес, открыв сеть булочных. Когда его спросили, как он умудрился заработать в такие времена, он ответил: «Я просто не знал английского языка и не понимал, что в Америке такой серьёзный кризис».

Счастливая антикризисная история есть и у самой Ольги. В «Киевстаре» она занималась изучением потребностей сотрудников в обучении, контролем отбора тренинговых программ, организацией и оценкой эффективности обучения. Но четыре года насыщенного офисного графика заставили её в ноябре прошлого года отказаться от должности в солидной компании, стабильного заработка и социального пакета. И начать свой бизнес, куда более спокойный и душевный.
Уйти в себя. Чтобы не слушать разговоры о кризисе, увольнениях и банкротствах, Ольге Ерёминой пришлось сократить общение с внешним миром
Уйти в себя. Чтобы не слушать разговоры о кризисе, увольнениях и банкротствах, Ольге Ерёминой пришлось сократить общение с внешним миром


Ещё работая в «Киевстаре», Ольга параллельно занималась фитнесом, шейпингом, йогой и восточными танцами. В 2000 году стала инструктором по йоге, а позже получила второе образование в Национальном университете физкультуры и спорта. «После увольнения я работала дома – развивалась, продвигала свой бизнес, отсыпалась и, конечно же, проводила тренировки. Я совершенно не ощущаю кризиса, наоборот, внутренняя гармония постоянно растёт, а деньги отошли на второй план», – рассказывает Ольга.

Сейчас она возглавляет клуб «Элемент жизни», там же преподаёт восточные танцы и йогу. «Вначале было очень сложно, особенно мешали разговоры моих знакомых об увольнениях, о снижении доходов, – вспоминает Ольга. – Мне даже пришлось сократить количество контактов с внешним миром: сейчас я стараюсь общаться с теми, кто разделяет мои взгляды на жизнь».

Ольга Ерёмина без тени сомнения утверждает, что довольна своим выбором. Да и результаты говорят сами за себя. «Мой небольшой бизнес, несмотря на кризисное время, развивается хорошо, – отмечает Ольга. – И уже сейчас я зарабатываю больше, чем раньше, когда работала в офисе».
Светлана Шпаченко, 24 года
Была директором по развитию рекламного агентства
Стала соорганизатором продюсерского центра


«Сейчас, как в 90-х: если поймаешь свою волну, то через пару лет есть шанс позагорать на Лазурном берегу», – убеждена Светлана Шпаченко. Амбиции руководства, сложности в организации рабочего дня и переезд в новый «недушевный» офис заставили её ещё в начале октября принять непростое решение – уволиться и перейти на фриланс. Но кризис есть кризис: заказов практически не поступало, а планы на обучение в Париже рухнули. «Голод был близок. Но идти снова работать в офис не хотелось – одних друзей увольняли, другим урезали зарплаты», – рассказывает Светлана.

Три в одном. Команда Светланы Шпаченко продюсирует музыкантов, художников и фотографов, открывая новые таланты


И тогда вместе со знакомым диджеем она организовала продюсерский центр Mad Meduza – группу, которая объединила творческие силы разных направлений. Сегодня команда продюсирует диджеев, фотографов, музыкантов, художников и дизайнеров. «Встаём в два часа дня, занимаемся творчеством, ходим на разные мероприятия, работаем всего 10–15 часов в неделю, – перечисляет Светлана. – Но зато выкладываемся на 150 процентов». Работа не офисная, а доверяют ребята скорее интуиции, чем аналитике и бизнес-стратегиям.

Утопия? Вовсе нет: молодым энтузиастам уже удалось организовать более десятка мероприятий. А сейчас «медузы» активно работают над серией вечеринок в столичных ночных заведениях: группа популярных киевских диджеев продвигает модное направление – антитреш. В планах – организация концертов Петра Налича, Лаванды, Johny Bardo и других музыкальных звёзд из Москвы, Нью-Йорка, Токио.

Не забывают «медузы» и о местных талантах. «Смотрим, как они работают. Если чувствуем, что ребята умеют хорошо делать свой продукт, занимаемся их имиджем, рекламой, «продаём» на разные события», – рассказывает Светлана. Помимо творческой самореализации и удобного графика, новая работа приносит неплохие деньги. Если раньше Светлана зарабатывала около $2000 в месяц, то сегодня – от $300 до $1500 за мероприятие, а за месяц центр может провести от 8 до 10 вечеринок.
Константин Карачёв, 30 лет
Был: программистом в крупной IT-компании
Стал: инструктором по велотуризму


Известная IT-компания, офис рядом с домом, регулярное повышение зарплаты – что ещё надо для счастья? Тем не менее Константин Карачёв задумывался о смене профессии ещё до кризиса. «Скорее, это был кризис личностный», – говорит он. Велотуризмом Константин увлекался давно, путешествуя с друзьями. В шутку компания называла себя на западно-украинский манер – «Веловуйки» (позже это наименование Константин дал своей фирме).

Были и попытки организовать коммерческий поход, но первый блин оказался комом. «Я просто набрал в Word объявление и разместил его на велофоруме, – с улыбкой вспоминает бывший программист. – Мало того что я не набрал людей, меня ещё и «забанили» администраторы сайта, побоявшись, что мой файл заражён вирусами». Но в августе 2008-го поход наконец-то удался, и Константин понял, что надо действовать. Грянувший вскоре кризис лишь стал дополнительным аргументом.
На старт. Хотя на дворе ещё зима, Константин Карачёв активно готовится к сезону. В планах – 10 коммерческих велопоходов
На старт. Хотя на дворе ещё зима, Константин Карачёв активно готовится к сезону. В планах – 10 коммерческих велопоходов


Конкуренты новичка не пугают. «Их велопоходы – с палаткой, костром, без возможности помыться. Но ведь человек, готовый к такому формату, скорее организует поход самостоятельно», – рассуждает «веловуйко». Изучив зарубежный опыт, Константин выяснил, что велопоходы на Западе – вовсе не бюджетный вид отдыха. Педали крутят солидные люди среднего возраста, которые обедают в приличных ресторанах и живут в трёхзвёздочных отелях.

Именно с идеей комфортных велотуров и выходит на рынок Константин. Конечно, замена походного котелка на ресторан повышает стоимость. Но всё же цены в провинции по меркам крупных городов невысоки. В итоге трёхдневный пасхальный тур «Вечера на хуторе близ Диканьки» со всеми удобствами обойдётся клиенту в 1200 грн.

«Сейчас самое время подсадить на активный отдых завсегдатаев турецких и египетских отелей, познакомить с велотуризмом и с Украиной тех, кто самостоятельно вряд ли собрался бы в такую поездку», – уверен Константин. На этот сезон он запланировал 10 походов, рентабельность которых, по его ожиданиям, составит 20%. А сезонность бизнеса велоинструктор будет компенсировать, работая приходящим системным администратором или программистом-фрилансером.
Анна Фурнатенко, 24 года
Была: дизайнером
Стала: художником


«Это как перестановка в комнате – чем чаще меняешь, тем приятнее и интереснее в ней находиться», – делится свежими впечатлениями о способах заработать деньги Анна Фурнатенко. Заявление об увольнении она преподнесла своему теперь уже бывшему шефу в качестве подарка на Новый год – за несколько минут до корпоративной новогодней вечеринки. Её прошлое – это небольшая фирма, специализирующаяся на производстве витражей.
Вольный художник. Творческая свобода приносит Анне Фурнатенко больше удовольствия, чем пыльный офис. Доходы тоже увеличились
Вольный художник. Творческая свобода приносит Анне Фурнатенко больше удовольствия, чем пыльный офис. Доходы тоже увеличились

И хотя штатная должность Анны называлась «художник-дизайнер», в её обязанности часто входило выполнение дополнительных, порой немыслимых просьб руководства быть полезной во всех сферах. Девушка общалась с клиентами по телефону, работала с договорами, делала коммерческие предложения, писала рекламные тексты. Последней выходкой шефа, переполнившей чашу терпения, стало задание вытереть пыль на кульмане.
Сейчас род занятий Анны сложно описать короткой бюрократической формулировкой. Чем только она не занимается, пребывая в творческой свободе, – оформляет CD с альбомами музыкальных групп, ведёт проект декорирования загородного дома, разрабатывает концепцию корпоратива в японском стиле. А в недалёком будущем думает организовать выставку своих картин и даже снять короткометражку.

О своём увольнении не жалеет ни капли. «Пусть начальство лучше гасит свои кредиты, чем платит мне зарплату. Им деньги сейчас нужнее, – говорит Анна. – А у меня за последний месяц «вольной» работы заработки выросли более чем в два раза по сравнению с моей ставкой на фирме».

Анна верит в великую силу интернета, используя своё свободное время для поиска в сети новых контактов. А на вопросы о влиянии кризиса на её заработки без колебаний отвечает: «У меня кризиса нет. И не будет!»
Оксана Добрянская
Была: директором по развитию бизнеса рекламного агентства «Адам Смит Эдвертайзинг»
Стала: замдиректора «Сети агентств горящих путёвок»


Кризис Оксана Добрянская встретила на должности директора по развитию бизнеса в одном из крупнейших рекламных агентств Украины. «Но у нас было сразу два сильных маркетолога, а для одного агентства это многовато. Ощущался дефицит загрузки, мысли о новой работе зрели давно, и кризис стал катализатором решения», – объясняет Оксана.

Как-то знакомые предложили Оксане поучаствовать в фестивале «Турдом» «Сети агентств горящих путевок», и она сразу согласилась. Это и стало началом «новой жизни».
В пожарном. Герои и капиталы рождаются именно в сложные времена, уверена Оксана Добрянская
В пожарном режиме. Герои и капиталы рождаются именно в сложные времена, уверена Оксана Добрянская

Скачком в карьере Оксана довольна. И хотя во время кризиса туризму приходится нелегко, она уверена в своём будущем. Доходы Оксаны Добрянской несколько изменились, но новая работа позволяет не просто получать фиксированную зарплату, а зарабатывать реальные деньги, и возможности очень интересные. «На волне кризиса можно перейти не на должность повыше, а на совсем другой уровень карьеры, уйти от назначенной кем-то ставки к собственному заработку. Вот такая перспектива самостоятельности, в том числе и финансового роста, стала моим мотивом», – объясняет она.

В том, что нынешний кризис открывает новые перспективы, Оксана не сомневается. «В условиях опасности у людей должны проявиться самые важные, самые яркие качества, все таланты, которые раньше дремали. И тогда кризис позволит сделать рывок, начать новый виток в жизни и в карьере, – считает она. – Вспомните: герои и капиталы рождались именно в сложные времена».