Фотожурналиста Фокуса избили в запорожской милиции

Вечером, 2 июля, корреспонденты Фокуса Дмитрий Стойков и Евгений Сафонов на Привокзальной площади в Запорожье дожидались поезда в Киев, возвращаясь из командировки

Related video

В 23:40 к ним подъехала машина милиции, из которой вышли сержант и прапорщик ППС. Не представившись, они сообщили журналистам, что те нарушают закон - пьют пиво в общественном месте - и велели раскрыть свои сумки. Когда фотожурналист Дмитрий Стойков достал из рюкзака фотоаппарат, сотрудники милиции потребовали спрятать аппаратуру, пригрозив разбить ее о голову Дмитрию.

Фотограф не стал прятать камеру, за что патрульные надели на Дмитрия наручники, ударив его головой о капот своего автомобиля. У журналиста стала кружиться голова, он начал терять сознание. Сотрудники ППС бросили его в машину – на пол между передними и задними сиденьями. Журналиста Евгения Сафонова усадили сверху. В Коммунарском РОВД Запорожья один из патрульных завел Стойкова в общественную приемную и велел вытрясти на стол все вещи из рюкзака. На просьбу Дмитрия проводить обыск при свидетелях (в рюкзаке находилась дорогостоящая профессиональная фотоаппаратура) милиционер усадил фотографа на стул и несколько раз ударил кулаком в грудь и в голову.

Журналистов продержали в коридоре РОВД более трех часов, после чего выпустили. Все это время журналистам не позволяли пользоваться мобильными телефонами, лишив их возможности связаться с родственниками, редакцией или адвокатом.

Комментарий юриста

Кирилл Сергеев, адвокатская компания "Моор и Кросондович" рассказал, как должны действовать милиционеры в случае административного правонарушения:

Милиция вправе применять силу, только если человек отказывается выполнить законные требования сотрудников МВД и попытается применить силу против самих милиционеров. Сложно назвать законным запрет фотосъемки, но если сотрудники милиции воспринимали отказ спрятать аппаратуру как невыполнение своих требований, то должны были составить протокол об этом нарушении (ст.185 КоАП), а протокол был составлен только за нарушение статьи 178 (распитие спиртных напитков в общественном месте). Составить протокол можно было на месте - очевидно, что причин для административного задержания, перечисленных в ст.260 КоАП (см. ниже - ред.), не было. Если же задержание было "доставкой нарушителя", значит задержанных могли держать в райотделе не более часа. Странным выглядит запрет на пользование мобильным телефоном, если учесть, что милиционеры сами не уведомили о задержании родственников и адвоката (хотя в случае административного задержания обязаны были это сделать).

Стаття 260. Заходи забезпечення провадження в справах про адміністративні правопорушення

У випадках, прямо передбачених законами України, з метою припинення адміністративних правопорушень, коли вичерпано інші заходи впливу, встановлення особи, складення протоколу про адміністративне правопорушення у разі неможливості складення його на місці вчинення правопорушення, якщо складення протоколу є обов"язковим, забезпечення своєчасного і правильного розгляду справ та виконання постанов по справах про адміністративні правопорушення допускаються адміністративне затримання особи, особистий огляд, огляд речей і вилучення речей та документів

Сейчас по факту избиения журналиста идет прокурорская проверка. Редакция Фокуса проводит собственное расследование всех обстоятельств задержания и избиения журналиста, о результатах которого обязательно сообщит.

Напомним, что только за превышение служебных полномочий и пытки в прошлом году судили 64 сотрудника милиции. 16 сели в тюрьму, 39 освобождены от наказания с испытательным сроком. Всего же Генпрокуратура направила в суд более 700 дел с обвинительными заключениями – как о служебных, так и об общеуголовных (то есть совершенным вне службы) преступлениях милиционеров. Мелких нарушений в десятки раз больше. В прошлом году установлено 9 тыс. фактов незаконного задержания граждан. Например, в Ужгородское городское управление милиции доставили 4528 человек, из которых только 716 – на законных основаниях.