Шанс на транш. Каких, МВФ, реформ тебе не хватает?

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

В Украине побывали представители Международного валютного фонда. Дадут ли они денег новым нескучным лицам? И, главное, что еще необходимо реформировать в стране по требованиям финансистов

Related video

Президенты уходят и приходят — госдолг остается. Чтобы погасить его без потрясений, в ближайшие несколько лет Украине придется снова занимать у международных кредиторов. Это позволит перераспределить долговую нагрузку, ослабив давление на госбюджет в период пиковых выплат 2019–2020 годов. Чтобы создать "подушку безопасности" и благополучно пережить критические годы, осенью 2018-го Украина согласовала с МВФ новую программу stand-by объемом $3,9 млрд, рассчитанную на 14 месяцев, вместо действующей ранее программы расширенного финансирования. Ради этого правительство Владимира Гройсмана, которое более года упорно отказывалось приводить цены на газ для населения к рыночному уровню, осенью 2018-го выполнило соответствующее требование МВФ.

С фондом Кабмин согласовал поэтапную корректировку цен. Перед отопительным сезоном 2018–2019 годов стоимость газа повысили на 23%. Следующие пересмотры наметили на весну и лето 2019-го. После такого непопулярного решения Украина 21 декабря получила от МВФ $1,4 млрд.

Согласно условиям новой программы stand-by второй транш объемом около $1,3 млрд должен был поступить в страну в мае 2019 года, третий, на аналогичную сумму, — в ноябре. Чтобы принять решение о выделении очередного транша, МВФ для начала отправляет в страну оценочную миссию. В Киев такая делегация пожаловала 21 мая 2019 года — на следующий день после инаугурации Владимира Зеленского.

Разведывательная миссия

Главная задача оценочных миссий МВФ — выяснить, как государство выполняет условия утвержденной программы. Если бы не политический фактор, эмиссары МВФ увидели бы в Украине благополучную картину. "Майский визит миссии МВФ не должен был принести особых проблем, — говорит Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии. — Ключевые условия получения транша, кроме принятия закона "о сплите", выполнены, бюджетная и денежная политика ответственны".

Напоминая о так называемом сплите, эксперт имеет в виду законопроект №2413а о консолидации управления финансовыми рынками, который в Верховной Раде обещали рассмотреть во втором чтении до конца марта 2019 года. Следствием его принятия станет ликвидация Нацкомфинуслуг, которая регулирует небанковские финансовые учреждения (страховые компании, кредитные союзы, ломбарды и др.) и передачу функций упраздненной структуры Нацбанку и Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

Очередной камень преткновения в отношениях с МВФ — отмена Конституционным Судом статьи о незаконном обогащении

В 2015 году Петр Порошенко внес его в Верховную Раду как неотложный. Спустя год парламентарии приняли документ в первом чтении и поставили процесс на паузу. Возможно, ситуацию осложняют противоречия, которые вызывают нормы документа. С одной стороны, реформу поддерживают Нацбанк, МВФ и другие международные доноры, с другой — небанковские финучреждения не желают попасть под крыло НБУ и встречают инициативу настороженно.

Следующий болезненный пункт обязательств перед МВФ — о ценах на газ для населения. Как объя­снил Дмитрий Боярчук, исполнительный директор "CASE Украина", ключевое требование МВФ для получения транша относительно приведения цены на газ для населения до уровня 80% от рыночной, Украина безболезненно выполнила благодаря падению цены на газ на внешних рынках. То есть в том, что с 1 мая цена на газ не растет, а падает, нужно благодарить не политиков, а глобальные тенденции.

Однако рассчитывать на долговременное сохранение нисходящего тренда не стоит. По оценкам экспертов топливного рынка, цены на нефть и газ могут начать расти уже летом. Тогда вопрос о повышении тарифов вновь встанет на повестке дня. Как отмечает Владимир Сиденко, научный консультант по экономическим вопросам Центра Разумкова, накануне выборов пойти на повышение цен на газ для населения в Украине смогут только политические самоубийцы.

Избирательная кампания и связанная с ней турбулентность породили и другие риски. В их числе — резонансное решение Окружного административного суда Киева об отмене национализации ПриватБанка. Гипотетический возврат крупнейшего финучреждения страны бывшим собственникам без влитых в него государством 160 млрд грн создаст шок для банковской системы и дестабилизирует экономику.

Позиция команды президента Зеленского относительно ситуации вокруг ПриватБанка пока не ясна. Как заявил 16 мая на конференции Concorde Capital советник Зеленского Александр Данилюк, решения судов по делу ПриватБанка выгодны как Порошенко, так и бывшим акционерам. "Собственники продвинулись вперед по своей программе — они хотят оспорить национализацию, а уходящий президент получил повод критиковать новую команду", — сказал Данилюк. По его мнению, выход заключается в проведении судебной реформы.

С другой стороны, участница команды Зеленского Виктория Страхова, которая во время национализации ПриватБанка представляла интересы государства, в одном из интервью озвучила предположение, что конфликт с Коломойским может закончиться взаимозачетом встречных требований. За счет компенсации в $2 млрд, которую могут отсудить экс-собственники ПриватБанка у государства, погасят их долги перед государством. Государству, по сути, предлагается зафиксировать убытки, понесенные в ходе национализации. Однако для достижения такого решения необходимо, чтобы все судебные процессы вокруг ПриватБанка завершились. Но пока НБУ пытается обжаловать решения, принятые не в его пользу по ПриватБанку.

Очередной камень преткновения в отношениях с МВФ — отмена Конституционным Судом статьи о незаконном обогащении. "Одним из условий предоставления МВФ средств Украине было введение статьи об ответственности чиновников за незаконное обогащение, которую признали неконституционной, — говорит Анастасия Князева, юрист ЮК "ВОЛХВ". — Вопрос о внесении изменений в Уголовный кодекс для замены "неконституционной" нормы стоит очень остро".

По ее словам, по состоянию на 20 мая 2019 года в парламенте зарегистрировано 13 проектов закона о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины об ответственности за незаконное обогащение, однако все они пока находятся на стадии ознакомления. Как отмечает Князева, в этих проектах предлагается возложить обязанность доказательства незаконности получения доходов на государство и таким образом учесть замечание Конституционного Суда о необходимости соблюдения презумпции невиновности.

Все в сад

При стабильной политической ситуации достижение компромисса с МВФ относительно выделения нового транша не выглядит фантастикой. "Если в ближайший месяц решат вопрос ответственности за незаконное обогащение и новые власти не покажут намерений подрывать ранее выполненные договоренности, возможность получить очередной транш остается", — считает Глеб Вышлинский. Однако, по мнению эксперта, он, скорее всего, станет последним в рамках действующей программы stand-by, а о новой программе договариваться с МВФ придется уже новому правительству.

Более пессимистично настроен Игорь Дикий, директор корпоративного департамента рейтингового агентства IBI-Rating. "Вхождение Украины в избирательную кампанию и очередной виток политического кризиса откладывают реализацию действующей программы МВФ. Вероятность выделения транша достаточно низкая", — отмечает он.

У Зеленского возврат ответственности за незаконное обогащение поддерживают. В частности, советник Данилюк называет принятие соответствующего законопроекта в списке первостепенных мер по борьбе с коррупцией. Но позицию парламента трудно прогнозировать. "Учитывая сложившуюся политическую ситуацию, сложно сказать, какой именно законопроект (об ответственности за незаконное обогащение. — Фокус) примут и когда, — говорит Анастасия Князева. — Теоретически Верховная Рада может продолжать работу, но внутренняя обстановка в парламенте мешает депутатам принимать конструктивные законопроекты".

Fullscreen

Непростой уход. Отставка Кабмина может осложнить и без того запутанные отношения с МВФ

Ситуацию осложняет и уход с поста Владимира Гройсмана. В случае отставки премьера он и его правительство должны продолжать выполнять свои обязанности с приставкой и. о. вплоть до формирования нового Кабмина коалицией Верховной Рады. Предполагая, что досрочные выборы в парламент состоятся 21 июля 2019 года, нынешние члены Кабмина гипотетически могут просидеть в креслах до конца лета. Однако что будет с Кабмином в реальности — прогнозировать сложно.

По аналогии с роспуском Верховной Рады, который, по оценкам ряда экспертов, небезупречен с правовой точки зрения и скорее выглядит политическим шагом, решение вопроса с Кабмином также может стать неожиданным. Тем более что Гройсман сам призвал Зеленского немедленно внести кандидатуры премьера и нового правительства.

В экспресс-релизе независимой группы макроэкономического анализа и прогноза Ukraine Economic Outlook эксперты предупреждают, что отставка правительства делает невозможным получение в 2019 году двух запланированных траншей МВФ по $1,3 млрд, 500 млн евро макрофинансовой помощи ЕС и $1 млрд в виде двух траншей от Всемирного банка. При этом авторы исследования считают невозможным размещение государством новых еврооблигаций даже под доходность на уровне преддефолтных стран.

В итоге миссия МВФ, приехавшая в Украину 21 мая на две недели, оказывается в неудобном положении. "Работа миссии будет направлена на ознакомление с внутриполитической ситуацией в Украине и на попытки получить хотя бы общие гарантии соблюдения обязательств, принятых при Порошенко, — говорит Владимир Сиденко. — Возможно, представители фонда будут зондировать отношение новой власти к пунктам договоренностей между Украиной и МВФ, но это скорее будет разведка, а не реальные переговоры".

Подобные прогнозы косвенно подтверждает и заявление советника президента Владимира Зеленского по макроэкономической политике Олега Устенко о том, что Киев в краткосрочной перспективе может обойтись без очередного транша МВФ. При этом Устенко считает, что Украина обязана и дальше сотрудничать с МВФ.

Поезд в огне

Если МВФ будет держать финансирование на паузе до формирования нового правительства, государственная машина продолжит двигаться по ранее проложенным рельсам, постепенно теряя макро­экономическую стабильность и сжигая золотовалютные резервы НБУ.

Курс гривни может сохранить в июне-июле тенденцию не только к стабильности, но и к укреплению

По оценкам Ukraine Economic Outlook, без новых внешних заимствований недофинансирование внешних выплат может достигнуть $5–7 млрд, единственным источником компенсации которого станут золотовалютные резервы Нацбанка. В итоге к концу 2019 года они похудеют до $13–15 млрд с накопленных на сегодня $20 млрд.

Оскудение золотовалютных резервов постепенно сузит возможности НБУ поддерживать курс гривни. "Ввиду инерционного тренда позитивных тенденций экономического роста, существующих в стране (рост экспорта, трансферты от трудовых мигрантов, деньги на выборы), курс гривни может сохранить в июне-июле тенденцию не только к стабильности, но и к укреплению, — пишут авторы релиза Ukraine Economic Outlook. — Однако мы видим более чем значительные риски смены этой тенденции к августу-сентябрю".

Если новая власть сохранит независимость банковского регулятора, описанный выше сценарий все же позволит дожить до конца года без дефолта и экономических катастроф. У государства получится влететь в 2020 год сгорающим метеором. Затем, когда выборы пройдут и политические расклады зацементируют, новая власть сядет за стол переговоров с МВФ и согласует новую программу. Однако вновь разогнать потерявшую ход государственную машину будет сложно.