Технократов труд. 10 главных задач для нового Кабмина Алексея Гончарука

Фото: Сергей Харченко
Фото: Сергей Харченко

Алексей Гончарук пообещал, что в ближайшие пять лет экономика вырастет на 40%. Впрочем, подобные обещания давали и предыдущие премьеры. У нынешнего главы Кабмина перед ними есть преимущество. Власть в Украине никогда не пользовалась таким доверием граждан и не была столь монолитной, как сейчас. Однако и угроз, которые могут помешать воплощению грандиозного плана, немало

Related video

О том, что ежегодное увеличение ВВП в нынешних пределах — 3% в год — означает не более чем консервацию отсталости в Украине, экономисты говорят давно. Однако в обещаниях молодого премьера обеспечить более интенсивный рост эксперты также видят серьезный вызов для страны. Проблема в том, что цифры статистики не могут быть самоцелью, для достижения которой можно рисковать сохранением стабильности.

Фокус узнал у экономистов, какие 10 вызовов придется преодолеть новому правительству, чтобы заявленные цифры экономического роста не просто стали реальностью, но и не привели несколько лет спустя к падению в пропасть.

1. Разбалансирование экономики

Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии (ЦЭС), напоминает, как в конце 2000-х бурный экономический рост в Украине обеспечили огромные объемы долларового кредитования. Многие украинцы до сих пор вспоминают те годы как самые "тучные" в истории страны. Однако тогдашнее надувание кредитного пузыря обернулось болезненным шоком для банковской системы, экономики и граждан осенью 2008 года.

"Новому Кабмину важно не давить на НБУ и не пытаться напечатать больше денег для поддержки экономики, так как это приведет к инфляции, — предупреждает Мария Репко. — Также лучше не нажимать на Минфин и не рисковать фискальной стабильностью ради снижения налогов или бюджетного финансирования крупных инфраструктурных проектов, так как доходы и затраты бюджета должны оставаться сбалансированными".

Не поддастся ли Кабмин на подобные соблазны, пока неясно. Как отмечает Егор Киян, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), представители правительства и "Слуги народа" еще не презентовали дорожную карту будущих реформ, а несистемные и несогласованные преобразования могут создать риски для будущего развития государства.

Целью для правительства должна стать глубокая трансформация экономики. В качестве одного из долговременных приоритетов в экономической политике Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), называет развитие экспортного потенциала, создание условий для выпуска продукции с высокой добавочной стоимостью и поддержку ключевых экспортных индустрий ради переориентации с сырьевого экспорта на товарный. В этом случае стабильный экономический рост станет результатом трансформации украинской экономики из сырьевой в инновационную. "Моя личная оценка работы правительства будет складываться не по приросту ВВП, а по тому, как за пять лет Кабмин сможет изменить характер нашей экономики, переломить сырьевую зависимость от экспорта, выровнять торговый баланс, не покушаясь на финансовую стабильность, и увеличить приток прямых иностранных инвестиций до 4–5% от ВВП", — заключает Виталий Шапран, главный эксперт по вопросам денежно-кредитной политики секретариата Совета НБУ.

2. Сохранение независимости Кабмина

Снимая видеообращение к школьникам по случаю начала учебного года, самый молодой в истории Украины премьер проехался по длинным коридорам Кабмина на самокате. Пока новоиспеченный глава правительства привлекает к себе внимание преимущественно эксцентричным поведением и излучает энтузиазм. Ему еще предстоит доказать свою состоятельность в тени "баловня судьбы" Владимира Зеленского.

"Настоящими руководителями правительства, по всей видимости, являются Владимир Зеленский и глава его офиса Андрей Богдан. Поэтому самый большой вызов лично для Гончарука заключается в том, сможет ли он удовлетворить их требования достаточно оперативно", — поделился с Фокусом своим видением ситуации Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Атлантического совета в Вашингтоне, адъюнкт-профессор Джорджтаунского университета.

Еще одним вызовом для главы Кабмина Аслунд считает его способность противостоять Игорю Коломойскому, чьи интересы прослеживаются как в Верховной Раде, так и в правительстве. В свою очередь, Егор Киян опасается, что под прикрытием реформ, некоторые из которых будут проводиться в спешке, начнутся передел сфер влияния и борьба за контроль над финансовыми потоками и ресурсами.

Неприятные сюрпризы для главы Кабмина могут также преподнести другие ветви власти. "Для реализации реформ потребуется координация усилий правительства, НБУ и фискальных служб, — говорит Виктор Шулик, директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating. — Поэтому первый вызов для нового премьера — наладить эффективное взаимодействие между правительством, бизнесом, внешними кредиторами и законодательным органом".

Не стоит полагаться и на то, что сокрушительная победа партии "Слуга народа" на парламентских выборах дает карт-бланш Кабмину, сформированному этой политической силой. По мнению Дмитрия Чурина, главы аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital, даже при наличии монобольшинства в Верховной Раде слишком оптимистично надеяться на беспроблемное прохождение правительственных законопроектов через парламентские комитеты.

Илья Несходовский, директор Института социально-экономической трансформации, также предупреждает о большой вероятности сопротивления и саботажа на уровне среднего звена государственных чиновников, что может заблокировать проведение реформ и негативно отразиться на имидже премьера.

3. Улучшение бизнес-климата

Одним из главных приоритетов для Кабмина должно стать увеличение притока прямых иностранных инвестиций в Украину до уровня 4–5% от ВВП. Это позволит создать в стране новые рабочие места, обеспечить стабильность гривни и подстегнуть экономический рост. Однако пока иностранные инвесторы смотрят в сторону Украины с большой осторожностью.

"Оценка работы правительства будет складываться не по приросту ВВП, а по тому, как за пять лет Кабмин сможет изменить характер нашей экономики, переломить сырьевую зависимость от экспорта"

"Украинская власть в предыдущие годы часто не выполняла собственных обязательств или затягивала с их выполнением", — объясняет природу явления Илья Несходовский. В качестве примера он приводит приватизацию Одесского припортового завода, к которой был значительный интерес со стороны инвесторов, но власти сделали все, чтобы потенциальные покупатели в итоге отказались от участия в конкурсе.

Инвестиционный климат в Украине ухудшает и то, что до 60% украинской экономики находится в тени. По мнению Анны Деревянко, перед правительством стоит задача повышения прозрачности бизнеса. Достижению этой цели должны способствовать снижение фискальной нагрузки, прозрачная налоговая политика и в итоге создание конкурентных и единых для всех условий ведения бизнеса.

Вполне возможно, именно эта задача окажется в числе приоритетов нового премьера. "Будучи главой Офиса эффективного регулирования (BRDO), Алексей Гончарук уделял пристальное внимание положению Украины в международном рейтинге Doing Business, — напоминает Дмитрий Чурин. — Логично, что и сейчас он продолжит концентрироваться на улучшении позиций Украины с точки зрения инвестиционной привлекательности".

Очевидно, что продвижение Украины в рейтинге Doing Business улучшит репутацию страны. Однако есть и риск того, что непосредственно не влияющие на позиции в Doing Business реформы окажутся у исполнительной власти не в приоритете.

А Олег Гетман, координатор "Экономической экспертной платформы", опасается, что анонсированное перекрытие теневых схем начнется не с крупных по объемам потерь для экономики, таких как офшоры, контрабанда и злоупотребления в агросекторе, а с мелких, касающихся ФЛП. Это может привести к проблемам с малым и средним бизнесом.

4. Решение кадровых проблем

Парламентское монобольшинство параллельно с формированием Кабмина собралось серьезно перекроить его структуру. Этот процесс не ограничивается изобретением новых аббревиатур объединенных ведомств. По мнению Марии Репко, координация и примирение разных интересов, а также создание наиболее эффективной управленческой системы станут одними из главных вызовов для Алексея Гончарука.

Серьезным вызовом в процессе преобразования министерств может стать и кадровый голод. "На руководящие должности в центральных органах исполнительной власти за рыночную оплату можно найти специалистов высокого уровня, однако основную работу зачастую выполняет среднее звено госуправления, нуждающееся в обновлении кадрового состава или переподготовке для работы в новых условиях", — говорит Илья Несходовский. На этом уровне серьезные проблемы может также создать укоренившаяся за многие годы коррупция на местах.

5. Сохранение стабильности в условиях турбулентности на мировых рынках

Даже если новому Кабмину удастся успешно обойти главные риски, о которых шла речь выше, проблемы могут обрушиться извне. К внешним угрозам стоит отнести российскую агрессию и уязвимость перед глобальными мировыми кризисами.

Напомним, в 2008 году экономика Украины серьезно пострадала от глобальной рецессии. В результате эпоха доллара по пять сменилась периодом доллара по восемь, обанкротилось несколько крупных банков, многие украинцы потеряли работу и были вынуждены распрощаться с прежней сытой жизнью. Уже более десяти лет после этого мировая экономика развивается относительно стабильно. Однако предсказания скорого наступления следующей рецессии звучат все увереннее.

"Несмотря на то что, в отличие от 2008 года, страна лучше подготовлена к подобным вызовам, изменение мировых правил при отсутствии документа, который бы регламентировал национальную экономическую безопасность, может перечеркнуть все достижения Украины", — предупреждает Илья Несходовский. А Егор Киян считает, что даже замедление мировой экономики на фоне существующей асимметрии во внешней торговле сыграет не в пользу нашей страны.

6. Обеспечение доступного кредитования для бизнеса

В наследство от кризиса 2014–2015 годов новая власть получает тяжелое долговое бремя и невозможность вырулить из ситуации без новых заимствований. По мнению Анны Деревянко, продолжение сотрудничества с МВФ станет одним из вызовов для Кабмина Гончарука. Ему придется согласовывать с Фондом стратегию реформ, идти на непопулярные меры или, наоборот, отказываться от радикальных преобразований, которые, по мнению МВФ, могут создавать риски для экономики.

Нуждаются в заемных средствах и украинские предприятия. Как отмечает Анна Деревянко, бизнес все чаще говорит о дороговизне кредитования в Украине. Особенно тяжела ситуация с поиском финансирования для МСБ.

7. Энергетическая безопасность

Пока молодой глава Кабмина осваивает самокат, истекает срок действия контракта на транзит российского газа через Украину. По оценкам Егора Кияна, без транзита российского газа украинская экономика рискует потерять около 3% ВВП, поэтому добиваться обещанного роста станет еще сложнее. "Из-за окончания контракта на транзит газа внешнее давление на Украину как со стороны отдельных стран ЕС, так и РФ может значительно усилиться, — предупреждает Виктор Шулик. — Нет и окончательного решения по иску, который находится на рассмотрении в международных судах относительно спора между Нафтогазом и Газпромом.

8. Борьба с коррупцией

Украинская коррупция — явление настолько большого масштаба, что лучше всего видится со стороны. В первую очередь на связанные с ней риски для новой власти внимание обратил шведский экономист Андерс Аслунд. В числе главных вызовов он назвал очистку Генеральной прокуратуры, упразднение Департамента "К" в СБУ (Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью) и укрепление антикоррупционных институтов.

Очередным источником проблем для власти может стать нереформированная судебная система. "Украина имеет отрицательную оценку со стороны международного сообщества из-за уровня коррупции и неправомерных решений, которые выносятся украинскими судами", — констатирует Илья Несходовский.

9. Внедрение свободного рынка сельхозземель

В числе основных вызовов для правительства Андерс Аслунд называет и открытие рынка сельскохозяйственной земли. Действительно, Гончарук уже в первые дни власти решился на то, на что не осмеливались его предшественники: он обозначил, что земельная реформа в Украине начнется в середине следующего года. "Первым ориентиром будет внесение законопроектов о рынке земель сельскохозяйственного назначения и отмене моратория на их продажу в Верховную Раду до 1 октября 2019 года, — говорит Дмитрий Чурин. — Далее развитие ситуации будет зависеть от того, примут ли данные законы до 1 декабря".

10. Груз трудновыполнимых обещаний и обязательств

По мнению Олега Гетмана, одним из главных вызовов для премьер-министра станут высокие ожидания общества и бизнеса от новой власти. В их числе снижение тарифов для населения, на котором настаивает президент, введение налога на выведенный капитал для бизнеса и уменьшение фискальной нагрузки на зарплату, что хоть и необходимо, но весьма непросто реализовать.

К тому же динамика роста ВВП в ближайшие годы может не превысить и 4%, тогда как уже пообещали около 7%. В этой ситуации фигура премьера может стать объектом народного гнева, а президент будет стоять в стороне "в белых перчатках" и сохранит высокое доверие.

Впрочем, Виталий Шапран в обозримом будущем не видит серьезных рисков для премьера, если Гончарук не поссорится с наибольшей фракцией в парламенте. "К KPI (показателям эффективности. — Фокус) для премьера, которые установил президент, нужно относиться с учетом того, что наша экономика открытая и сырьевая, поэтому решить все вопросы сразу не получится, — уверен Шапран. — Пока для Гончарука дует попутный ветер, экономика растет, Минфин готовит новый бюджет, на казначейском счету накоплено 62 млрд грн, а реформы готовы поддержать в парламенте". Одним словом, возможно, гром среди ясного неба так и не грянет и с большинством вызовов новый Кабмин справится, хоть и не так быстро, как хотелось бы.