Ленин в Трускавце. Чему научит украинцев и их "слуг" образовательный тур будущих депутатов

Related video

Обучающий интенсив для новоизбранных депутатов без опыта в политике – прекрасная идея, которая давно циркулировала в академических кругах и научных текстах. И вот, наконец, дошло до практики. Более 200 парламентских новобранцев "Слуги народа" целую неделю будут слушать лекции ведущих преподавателей Киевской школы экономики.

Раньше это было невозможно, и даже невообразимо. Хотя Украина – страна с постоянно прерывающейся политической традицией, ожидалось, что народные избранники должны приступать к служению стране готовыми ко всему и способными на все (в хорошем смысле). Поэтому самопрезентация кандидатов на выборные должности неизбежно опиралась на их прошлый профессиональный или управленческий опыт и былые заслуги. И вместе с мандатом народным депутатам или президентам выдавалось символическое признание их исключительных способностей и качеств. Куда там учиться? Надо уже все знать, уметь и мочь.

В развитых демократиях необходимую политическую школу обеспечивают партии, в развивающейся демократии Украины политические карьеры стартуют из самых разных точек социального пространства – из бизнеса, криминала, уличной политики, шоу-бизнеса, сферы услуг. Так что проблема недоквалификации и недообученности в украинской политике возникла не вчера. Просто раньше об этом было неприлично говорить вслух.

А сегодня некомпетентность и неискушенность народных депутатов – главный тренд политической моды. В переводе с электорального языка на бытовой "неопытность" означает "неиспорченность", то есть является важным преимуществом. Именно в силу тотального обновления депутатского корпуса потребность в обучении стала не только насущной, но и легитимной.

И вот теперь, благодаря трускавецкому образовательному туру "Слуги народа" у нас появился повод задуматься о двух вещах.

Во-первых, обучение политиков – это скорее правило или исключение из правил? Хочется ответить "правило", потому что просвещенье лучше дремучей безграмотности, это без вариантов. И вместе с тем, хочется, чтобы лидеры обучались не с нуля, а двигались от хорошего к лучшему, плавно поднимаясь в сложности вменяемых им по должности задач соответственно уровню актуальной компетентности.

Во-вторых, а чему, собственно, следует учить народных депутатов? С управленческими кадрами все более-менее понятно, их модели компетенции давно и детально проработаны и воплощены в разнообразных образовательных программах. А вот с обладателями представительского мандата не все так однозначно. Никаких четких требований к их компетенции у народа, то есть работодателя народных депутатов, нет. Есть только Конституция Украины и Регламент Верховной Рады.

Присяга народного депутата гласит: "Зобов'язуюсь усіма своїми діями боронити суверенітет і незалежність України, дбати про благо Вітчизни і добробут Українського народу". Из доступных депутатам средств обеспечения суверенитета и заботы о благе народа – разработка законов, принятие бюджета, формирование следственных комиссий, создание программ развития, утверждение и снятие с должности членов правительства и других высоких должностных лиц. Масштабно и неконкретно одновременно.

То есть можно запросто обойтись простым надуванием щек, глубоко не вникая ни в какие детали законотворчества, а просто сохраняя способность более-менее связно составлять слова в предложения, не ковырять в носу перед камерой и колебаться строго в соответствии с линией партии. И кто сейчас способен оценить, какой процент народных депутатов успешно придерживались этой стратегии, будучи абсолютно профнепригодными?

Кризис тотального общественного недоверия к парламенту определенно связан с кризисом непрофессионализма и некомпетентности политических элит.

И отсюда возникает третий, и главный вопрос – а кто должен формировать квалификационные требования к кандидатам на выборные должности в целом, и в народные депутаты в частности? По идее, работодатель – то есть, собственно, народ. Но на практике работодатель с этой задачей справляется не многим лучше Конституции, выдвигая одновременно масштабные, неконкретные и нереалистичные требования.

Например, по данным фонда "Демократические инициативы", главными требованиями к претендентам на президентское кресло были (в порядке убывания значимости и в вольном авторском изложении): личная привлекательность кандидата; совпадение с кандидатом во мнениях; сакральное знание кандидатом путей решения всех проблем и забота о простых людях. Среди самых одобряемых характеристик народных депутатов социологическая группа "Рейтинг" называет ум, чуткость к потребностям избирателя и мест его обитания, лидерские качества (стратегическое видение будущего развития, управленческий опыт и решительность). Тут можно было бы грустно пошутить, что о каком бы политике не фантазировал украинский избиратель, у него неизменно получается дедушка Мороз.

Однако проблема не в электоральной неискушенности нашего народа, точнее не только в ней. Политологи всего мира сегодня говорят о системном кризисе демократических институтов, которые перестали генерировать адекватные решения для существующих проблем. Даже звучат голоса в пользу отказа от прямых выборов и возврата к древнегреческим практикам назначения руководителей жеребьевкой. Майкл Дженовезе метко выразил ключевую проблему с современными выборами: то, что мы хотим от политиков, и то, в чем мы нуждаемся – две большие разницы. В итоге победу на выборах политикам приносит один набор компетенций, например, мастерство самопрезентации, а дальнейшая работа требует совершенно других качеств. Ренессанс популистских движений во всем мире – хороший кейс для ученых, но плохой – для реальной жизни.

Чтобы все это исправить, можно конечно, попробовать и жеребьевку. Однако обучение выглядит более приемлемым направлением. Только важно помнить, что это обучение должно быть двусторонним, и оттачивать свои компетенции в современном мире обязаны не только избираемые, но и избиратели. То есть каждый из нас.

А потому: учиться, учиться и еще раз учиться.