Шимпанзе научили играть в видеоигру

Для проверки самосознания у шимпанзе ученые предложили обезьянам сыграть в видеоигру, где им надо было управлять курсором. Как показали эксперименты, шимпанзе сумели найти связь между собственными действиями и движениями курсора по экрану

Related video

Вопрос о том, обладают ли животные самосознанием, беспокоит ученых давно. Долгое время считалось, что смотреть на себя со стороны - исключительно человеческая способность. Потом выяснилось, что некоторые животные способны узнавать себя в зеркале и на изображениях; такими "умницами" оказались дельфины, слоны и, конечно, обезьяны. И, хотя эксперименты с зеркалами и фотографиями демонстрировали наличие представления о самих себе, оставалось неясным, как именно животные получают информацию о том, что они - это они?

Как сообщает compulenta.ru, двое японских исследований из Института изучения приматов в Киото подвергли нескольких шимпанзе тесту, который был разработан для наблюдения за развитием шизофрении у человека. При шизофрении больной часто чувствует, что не может контролировать свои действия, так как "им управляет кто-то другой". Ученые предположили, что контроль над собой, осознание собственных действий могут лежать в основе самосознания у приматов.

Трем самкам шимпанзе предложили сыграть в видеоигру. С помощью сенсорного экрана животные должны были управлять движениями курсора на мониторе; если курсор достигал какой-то определенной точки, обезьяны получали награду. Шимпанзе быстро сообразили, в чем дело, и начали резво гонять стрелку по экрану.

Тогда условия эксперимента были изменены. На экране появились два курсора, при этом один был управляемым, а второй просто повторял движения животного, записанные во время предыдущего опыта. Задание осталось прежним: с помощью управляемого курсора получить награду. Если бы обезьяны запутались в курсорах (тем более что один из них повторял их же старые ужимки), это говорило бы о том, что они не понимают связи между своими действиями и перемещением курсора, а в игре реагируют только на "картинку" и совпадения.

Но шимпанзе сумели-таки отличить "свой" курсор от автоматического, и частота верного "умозаключения" составляла 90%. А когда обезьянам предлагали управлять курсором при отключенном сенсорном экране - животные теряли интерес к происходящему, поскольку ни один из курсоров не откликался на их усилия.

Наконец, самым "одаренным" был предложен последний вариант, когда "интерактивный" курсор имел погрешности в управлении, то есть не слишком точно повторял движения шимпанзе либо реагировал с запозданием. Но обезьяны и в этом случае сумели осознать связь между собственными движениями и метаниями стрелки по экрану.

По словам японских ученых, их эксперименты ясно свидетельствуют о том, что люди и приматы разделяют некие базовые когнитивные процессы, лежащие в основе высшей нервной деятельности.