Война на троих: Самые значимые соцсети мира сошлись в решающей схватке

2011-й останется в истории IT-индустрии не только, как год, когда мир потерял Стива Джобса, но и как год, прошедший под знаком социальных сетей. В войну с популярным Facebook активно включился всемогущий Google, а где-то за спинами воюющих гигантов маячит тень "темной лошадки" под названием Diaspora – засекреченной социальной сети, которая еще не сказала своего самого веского слова в этой войне. Фокус.ua представляет сравнительную характеристику трех воюющих сторон

Related video

Напряжение на фронте соцсетей нарастало весь год. Летом Google выстрелила собственной социальной сетью Google+, технически во многом превосходящей Facebook. В свою очередь патриарх социальных сетей, имеющий множество подражателей – включая популярный в Украине ВКонтакте – ответил рядом изменений в интерфейсе и настройках. Тем временем журналисты и блогеры, продолжали муссировать тему скорого запуска сети Diaspora, созданной четырьмя студентами Нью-Йоркского университета. Diaspora, отличительной чертой которой должна была стать абсолютная сохранность личных данных пользователей, долгое время находилась в закрытом тестировании, посмотреть на нее удавалось лишь избранным. И большинство из них остались под впечатлением.

К концу года, когда страсти между Facebook и Google+ немного поутихли, у экспертов вновь появился повод заговорить о Diaspora. Вернее даже два повода, причем, один из них весьма грустный. 22 ноября в своей квартире в Сан-Франциско был найден мертвым один из создателей Diaspora выходец из России Илья Житомирский. 22-летнего программиста называли идеологом новой соцсети. Причину смерти полиции на данный момент установить не удалось.

Вторым поводом поговорить о диаспоре стало публичное тестирование. В начале декабря Diaspora дала доступ в сеть всем, кто регистрировался на сайте за последние полгода. Войдя в сеть, пользователи с удивлением натыкались на интерфейс, хорошо знакомый по Google+ и не так уж сильно отличающийся от того, во что в последнее время превратился Facebook.

Фокус.ua представляет сравнительную характеристику трех самых значимых соцсетей современного интернета.

Более 700 млн. зарегистрированных пользователей – это скорее дань моде, чем признание реального превосходства сети, созданной Марком Цукербергом. На самом деле, до летнего запуска Google+ детище Цукерберга пребывало в своего рода стагнации.

Пользователи не видели значимых нововведений на протяжении года, а то и больше. В 2010 году Facebook "порадовал" разве что очередным редизайном, который вызвал бурю недовольства со стороны многих пользователей, да более агрессивным навязыванием рекламы.

Создавалось впечатление, что Facebook почивает на лаврах. Нужна была внешняя угроза, чтобы заставить Цукерберга и Ко зашевелиться. И этой угрозой стал запуск конкурирующей сети Google+.

Отличительной чертой детища Google стали "круги" – метод группировки своих сетевых друзей с целью удобной фильтрации собственных сообщений – пользователь создает, к примеру, круг "Семья", и то, что адресует этому кругу не увидят те, кто внесен в круг "Работа"). Еще один приятный момент – групповой видеочат. На глобальном уровне угроза стала более ощутимой для Цукерберга, когда Google начал активно объединять все свои остальные сервисы вокруг Google+.

И в итоге Facebook за последние несколько месяцев осуществил больше различных нововведений, чем за последний год. Был осуществлен очередной редизайн, появилась лента последних обновлений друзей, стал более удобным чат, добавилась возможность адресовать свои сообщения определенным категориям друзей – аналог "гуглоплюсовских" кругов, – в партнерстве со Skype был запущен видеочат.

Один из крупнейших минусов Facebook – ограничение на количество друзей – 5 000 – никуда не девался. Причина здесь очевидна. Поддержание такого количества связей требует огромных вычислительных мощностей на серверах, а это – огромное финансовое бремя и угроза стабильности всей системы.

В связи с этим Facebook добавил возможность "подписки" на избранных пользователей, без необходимости "дружбы" с ними. Иными словами, теперь взаимность не является обязательной для чтения ленты какого-либо пользователя в Facebook. А ведь именно этот момент всегда был ключевой особенностью этой соцсети. В конечном итоге, Facebook сегодня стал намного более похожим на Google+, чем на самого себя хотя бы годичной давности.

И все же Facebook намного популярнее уже хотя бы в силу инерции. Простому обывателю безразличны многие технические нюансы, важнее тот факт, что "в Facebook есть все", проще найти, с кем пообщаться.

Компания потратила более $500 млн. на разработку и запуск собственной соцсети. И очень многие эксперты спустя месяц-два после запуска Google+ поспешили заявить, что эти деньги были выброшены на ветер.

Однако, согласно недавним данным, общее количество пользователей Google+ составляет около 50 млн. человек. То есть по темпам прироста этот сервис не имеет равных в истории интернета. Да и замысел Google, как теперь стало очевидно, заключался не столько в создании прямого конкурента популярному Facebook, сколько в построении собственной экосистемы. Аккаунт в Gmail открывает двери в целый мир сервисов Google, которых хватает на все случаи жизни, а волшебная кнопка +1 (аналог фэйсбучного Like) постепенно становится мечтой и кошмаром вебмастеров. Дело в том, что хитрый Google грозится сделать количество этих "плюсов" фактором повышения позиции сайта в поисковой выдаче. А значит, для того, чтобы сделать сайт популярным в поиске Google, его нужно сделать популярным в Google+.

Однако, все эти тонкости простым обывателям, конечно, неведомы. Для них Google+ стал достаточно интересной альтернативой Facebook, хотя и не смог привести к тотальному оттоку пользователей из сети Цукерберга.

Отчасти это было связано с тем, что Facebook быстро позаимствовал полезные особенности конкурента. Google+ быстро стал любимой тусовкой настоящих гиков, любящих все новое, но большинство простых пользователей остались в привычном Facebook.

Роль "кругов" оказалась отчасти переоцененной – на практике выяснилось, что подавляющее большинство пользователей добавляют в друзья всех подряд и постят контент, не особо разбираясь, кто читает. А те, кому пришлись по душе "круги" и до этого в Facebook использовали возможность писать только для "своих", хотя это и было реализовано не столь удобно.

В Googe+ есть масса удобных мелочей, которые в техническом отношении ставят его на уровень выше Facebook. Те же групповые видеозвонки или, например, возможность буквально в один клик постить любимое видео из YouTube. Однако всего этого пока недостаточно, чтобы переманить из Facebook миллионы обывателей.

Покойный Илья Житомирский и его коллеги, решив потягаться с такими гигантами как Facebook и Google, сделали своей отличительной чертой приватность.

Страх перед Большим Братом, который "все видит и записывает", с каждым годом все наростает. Недавно американские журналисты воспользовались пунктом в пользовательском соглашении Facebook, которое каждый человек заключает при регистрации в сети, и затребовали у компании данные о своих аккаунтах. Выяснилось, что на серверах Facebook хранятся данные обо всех действиях пользователя, включая удаленные посты и фотографии. Иными словами, все, что пользователь когда-либо делал в сети, остается в истории. И теоретически может стать достоянием гласности.

Мало кто из экспертов сомневается в том, что в Google как-то по-другому трактуют вопросы приватности. В этой связи принято вспоминать ремарку бывшего исполнительного директора, а ныне председателя наблюдательного совета компании, Эрика Шмидта, который, отвечая на вопрос журналистов о сохранности личных данных пользователей, сказал: "Если вы не хотите, чтобы о каких-то ваших действиях узнали, не стоит предпринимать такие действия вообще".

Житомирский и его друзья Максуэлл Салсберг, Дэниел Гриппи, Рафаэль Софайер – все они были студентами последнего курса математического факультета университета Нью-Йорка – решили создать соцсеть, которая имела бы одно фундаментальное отличие от Facebook и остальных "больших братьев". Личная информация пользователей должна была храниться на компьютерах самих пользователей, а не на серверах сети.

Вторжение в личную жизнь – это угроза гражданской свободе и человеческим правам, писал Илья Житомирский в своем блоге, объясняя, зачем нужно создавать Diaspora. Свой проект друзья именовали "персонально контролируемой социальной сетью с открытым исходным кодом". Задумка состояла в том, чтобы не строить централизованную систему хранения всех пользовательских данных, а построить сеть из большого количества узлов, на которых и будут храниться данные пользователей. В отличие от Facebook и Google+, каждый пользователь Diaspora сможет удалить свои данные сам и навсегда, быть уверенным, что за ним не шпионят, пытаясь подсунуть рекламные баннеры, релевантные содержимому его постов и переписки, а его профиль не будет доступен для поисковых серверов. И самое главное – в Diaspora нет никакой рекламы.

За год с небольшим Житомирский и его коллеги получили от инвесторов более $200 000 на развитие своей сети. При этом Житомирский не раз говорил, что проект не является коммерческим для его создателей, поскольку они не намерены зарабатывать на нем.
"Есть кое-что важнее, чем делать деньги, – сказал Житомирский в интервью New York Times. – Осознавать, что ты делаешь что-то для всей Вселенной – великолепно".
Идеализм создателей Diaspora можно назвать безграничным, учитывая тот факт, что они, по версии некоторых экспертов, позволили Google "позаимствовать" у них дизайн для сети Google+.

Действительно, сегодня Google+ и Diaspora выглядят как близнецы-братья. Однако, Diaspora имела такой дизайн задолго до того, как по данным Google компания начала работу на своей соцсетью.

Дополнительный плюс Diaspora – масштабное использование хэш-тэгов – это понятие хорошо знакомо пользователям Twitter. Благодаря им, можно точечно адресовать свои посты людям, которые интересуются именно той темой, о которой пишет пользователь. Вместо гугловских "кругов" Diaspora использует для контроля над приватностью сообщений так называемые "аспекты", но принцип тут примерно такой же. Для "перебежчиков" из Facebook есть функция импорта контактов и приглашения друзей.

В каком-то смысле Diaspora – это улучшенный Google+, который в свою очередь является эволюцией первоначальной концепции соцсети, которую воплощал Facebook пару лет назад.

А открытый исходный код Diaspora подразумевает, что со временем пользователи смогут писать собственные приложения для этой сети, модернизировать ее под себя. Это тоже преимущество.

Другой вопрос, что от перехода на Diaspora многих пользователей будет останавливать то же обстоятельство, которое препятствует миграции из Facebook в Google+. А именно то, что "все сидят в Facebook".

Алексей Бондарев, Фокус.ua