Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса

Игры разума. 20 простых способов развить собственный интеллект

Игры разума. 20 простых способов развить собственный интеллект
После 45 лет наша память начинает давать сбой. Но учёные уверяют, что повысить IQ можно в любом возрасте. Фокус делится 20 простыми способами развить собственный интеллект
1500

Количество цифровой информации в мире удваивается каждые 18–20 месяцев и растёт всё быстрее. Усваивать, отслеживать, понимать, воспринимать и запоминать обновляющиеся ежесекундно данные становится всё труднее. Одни склонны винить в этой информационной растерянности технологии, которые облегчают жизнь, но делают нас ленивыми. Другие считают, что мы просто не умеем подобрать ключ к сейфу в нашей памяти, где хранится вся необходимая информация.

«Нам кажется, что память — это некая серая, непонятная субстанция. Но она точно не похожа на склад, где должны храниться наши воспоминания, — говорит известный британский мнемонист Эд Кук, один из основателей бесплатной образовательной платформы Memrise, на которой можно найти немало советов по улучшению памяти. По словам Кука, все мы слишком зациклены на традиционном обучении, которое сводится к набору скучных фактов. Поэтому не стоит удивляться нашей хронической забывчивости и тому, что с возрастом находить нужную информацию в собственной памяти становится всё труднее.

Раньше считалось, что наши когнитивные способности начинают снижаться с 60 лет. Недавнее исследование университета Лондонский колледж показало, что работа мозга человека начинает затрудняться значительно раньше. Группа учёных в течение десяти лет изучала состояние памяти, словарный запас и способности к восприятию новой информации 7 тыс. мужчин и женщин в возрасте от 45 до 70 лет. Результаты исследования свидетельствуют, что уже с 45-летнего возраста наш мозг начинает ослабевать, а к 60–70 годам риск развития слабоумия повышается почти на 10%. Так называемому поколению цифровых иммигрантов, тех, кто родился в доцифровую эпоху, приходится нелегко. Это вовсе не значит, что «цифровым аборигенам», тем, кто вместо машинки или куклы играл родительским iPod и первых зверушек разглядывал на мониторе компьютера, а не в книжке, вместе с цифровой реальностью досталась и феноменальная память. Напротив, новые технологии, по мнению многих учёных, ослабляют способности к запоминанию. И если старшее поколение теряется в бесконечном потоке информации, но ещё пытается уловить и запомнить нужные данные, то молодёжь просто не способна долго сосредотачиваться на чём-то одном.

16-летняя ученица одной из киевских школ Саша не может вспомнить, какие темы они сейчас проходят по большинству предметов. Чтобы подготовиться к уроку, она на перемене просматривает свои конспекты. «В большинстве случаев я пользуюсь кратковременной памятью, особо не захламляю себе голову, — говорит Саша. — Наверное, поэтому текущие оценки у меня хорошие, а вот на контрольных уже хуже. Думаю, всё, что я когда-то учила, хранится где-то в моей голове. Просто в нужное время я не могу эту информацию оттуда достать».

На уроки она тратит не больше часа. А свободное время, как и многие её сверст¬ники, проводит в соцсетях. Только на ресурсе «ВКонтакте» Саша подписана на пятнадцать групп. Это значит, что ежедневно она прочитывает несколько сотен сообщений и просматривает несколько десятков видео. На сайте Formspring, где пользователи задают друг другу вопросы, Саша каждый день отвечает минимум на 50 из них и читает ответы тех участников, на которых она подписана. Ради этого сайта ей пришлось отказаться от постоянного посещения другого ресурса — Hogwartsnet. На этом сайте в течение нескольких месяцев Саша прочитала не менее тысячи фанфиков, небольших произведений, написанных фанатами серии книг о Гарри Поттере. «В общем, тяжело мне приходится, — смеётся она. — Иногда не могу вспомнить, что было неделю назад».


Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Анна Бальзамо, профессор Школы коммуникаций и журналистики в Анненберге (Калифорния, США) считает, что «цифровые аборигены» прекрасно ориентируются в технологиях, но не способны долго концентрироваться на какой-то информации и привыкли не перегружать себя запоминанием дат, событий и имён. В эпоху «до интернета» студентам и школьникам приходилось заучивать информацию об исторических событиях. Сегодня многие говорят: я могу узнать, когда пала Римская империя, в «Википедии». Им редко приходится лишний раз напрягать свою память. Если кто-то не может вспомнить, чем закончилась вчерашняя вечеринка, — фотографии друзей на Facebook или «ВКонтакте» красноречиво расскажут о том, что происходило накануне. «Наши собственные воспоминания заменила коллективная цифровая память, — говорит Бальзамо, изучающая влияние технологий на современную культуру. — Мы заходим на вчерашние страницы, и нам даже не приходится вспоминать пароли и логины — система услужливо хранит их за нас».


Причины ухудшения памяти

По словам профессора, теперь пользователи чаще полагаются на информацию в интернете, чем на собственную память.

«Зачем запоминать всё, если в любой момент ты можешь это найти?» — подтверждает исследования американских учёных киевская школьница Саша.

В материале, опубликованном недавно в журнале Science, речь также идёт о нежелании человека помнить то, что хранится в его компьютере. Всё, на что способен среднестатистический пользователь, — запомнить на жёстком диске место, где находятся данные.

Согласно рецепту
Растущее пренебрежение собственной памятью вызывает у учёных опасения. Дело в том, что именно концентрация внимания, способность запоминать новую информацию и сопоставлять её с уже имеющимися в долгосрочной памяти знаниями помогает сохранять здравый и ясный ум в зрелом возрасте. Не говоря о том, что хорошая память и способность быстро схватывать новую информацию может существенно повысить вашу рыночную стоимость. Для тех, кто всегда был недоволен уровнем собственного IQ, у учёных есть хорошие новости. Коэффициент интеллекта, который до недавнего времени считался единицей более или менее постоянной, можно существенно улучшить. При среднестатистических 110 пунктах подняться до уровня 130, который расценивается как одарённость, не так уж трудно. Учёные обнаружили, что новые нейроны человеческий мозг способен создавать даже в возрасте 60–70 лет. С помощью такой нейропластичности — способности восстанавливать функции после естественных повреждений — каждый может улучшить собственные когнитивные навыки, считает Кэти Прайс из Университетского колледжа в Лондоне. Она советует развивать сенсорно-двигательные способности. К примеру, научиться вязать или играть на музыкальном инструменте. Хотя многие считают, что моторика и когнитивные умения мало связаны, на самом деле они напрямую зависят друг от друга. Учёные пока не могут это объяснить, но исследования указывают на прочную связь двух систем нашего мозга.


Эд-мнемоник. Британец Эд Кук, победитель множества конкурсов по мнемонике, считает, что даже среднестатистическая память способна на многое. Нужно только уметь ею пользоваться

Немецкий психолог Герман Эббингауз ещё в позапрошлом веке провёл следующий эксперимент. Он пытался запомнить случайные наборы ничего не значащих символов и проверял, насколько хорошо ему это удавалось. Его открытие легло в основу неврологии: всё, что хранится в памяти, со временем стирается. Но если просматриваете определенную информацию, обновлять её в памяти, мозг получит возможность продлить время её хранения. Эббингауз вычислил, что идеальный момент для такого напоминания – когда мы почти забыли полученную некогда информацию. Учёный также обнаружил, что каждый раз время, потраченное на обновление информации, стремительно сокращается. Т.е. поначалу вам нужно повторить то, что вы хотите запомнить буквально через несколько секунд, затем – через час, несколько часов, день, несколько дней, неделю, месяц, три месяца и т.д. Этот метод называется "интервальное повторение" и считается очень эффективным способом запоминания. Ещё один способ усилить процесс запоминания – это не просто пассивно воспроизводить что-то в памяти, а активно тестировать приобретенные знания. В этом случае процесс напоминания лучше строить по принципу: «Назовите столицу Эфиопии», чем «Столица Эфиопии - Аддис-Абеба". Такая постановка вопроса помогает активизировать мозг по максимуму и не даёт ему подсказок.

Джо Саймонс, доктор психологии департамента экспериментальной психологии университета Кембриджа для лучшей работы памяти советует искать связь между данными, которые вы пытаетесь запомнить. «Попытки вспомнить и воспроизвести могут зачастую быть намного важнее, чем сам процесс запоминания, – говорит он Фокусу. – Поэтому постоянно проверяйте себя».

Ещё одним подспорьем для улучшения работы памяти может стать сон. Профессор психологии в университете Беркли Марк Уокер обнаружил, что дневной сон не только помогает отдохнуть, но и значительно улучшает работу мозга. Группа студентов засыпала на полтора часа в середине рабочего дня, сразу после того, как их просили запомнить имена 120 человек. Исследование показало, что мозг тех студентов, которым разрешили поспать, лучше помнил имена после пробуждения. Добровольцы также могли быстрее своих бодрствующих коллег выучить порцию новых имён. Профессор Уокер объясняет это отличие так: во время сна новая информация перемещается в зону долговременной памяти. Как если бы данные с флешки перешли на жёсткий диск. Информация из гиппокампуса (рабочей памяти) перемещается в кору головного мозга, таким образом, освобождая место для новой информации. В состоянии покоя наш мозг пытается отыскать в наших воспоминаниях данные, схожие с теми, что он только что получил. Так что перед сном очень полезно просматривать новую информацию.

Умение сосредотачиваться учёные советуют развивать с помощью компьютерных игр. Геймеры как никто другой могут быстро переключать внимание и сосредотачиваться на чём-то новом, к тому же они всегда проявляют к игре повышенный интерес. Кэти Прайс полагает, что именно эмоции помогают нам запечатлеть в памяти новую информацию. То, что оставляет нас равнодушными, быстро стирается из памяти. Об огромной роли чувств и образного мышления в процессе запоминания говорит и британец Эд Кук. В книге «Не забудьте запомнить» он предлагает использовать образные ассоциации, которые помогают запоминать даты, имена и лица незнакомых людей. И чем абсурднее и смешнее эти образы, тем лучше запечатлеются они в нашей памяти, уверяет Кук. «Если позволить детям в школе представлять известных философов играющими в футбол или выполняющими какие-то странные, но интересные вещи, запомнить этих философов будет значительно легче», — говорит Кук.

Учёные и специалисты по улучшению работы памяти предлагают множество способов развития уровня интеллекта. Каждый из нас может выбрать для себя наиболее приемлемую и комфортную технику. Но главное, с чего стоит начать, — поверить, что даже заурядный мозг способен запомнить порядок карт в колоде или выучить наизусть одну из пьес Уильяма Шекспира.

«Люди хотят, чтобы их память работала отменно, но не доверяют ей, — говорит Эд Кук. — Они говорят, что могут запомнить какую-то цифру, но записывают её на бумажке, чтобы лишний раз не напрягать мозг». Только постоянно тестируя память, можно добиться неожиданных для самого себя результатов, уверен Кук. Для начала достаточно будет раз в месяц заставить себя выучить что-то новое. Ограничения существуют только там, где мы сами для себя их выставляем, уверен известный британский специалист по мнемонике.

Неслабое звено
В человеческом мозге около одного миллиарда нейронов. Каждый связан с другими тысячей связей. Это более триллиона связей между всеми нейронами. Если один нейрон мог бы хранить только одно воспоминание, наш мозг стал бы похож на флешку или iPod объёмом в несколько гигабайтов, способные хранить ограниченное количество данных.

Но каждый нейрон помогает другим сохранять в памяти множество воспоминаний одновременно. Так что объём человеческого мозга скорее можно сравнить с носителем в один миллион гигабайт.
Представьте себе, что ваш мозг – это цифровая видеокамера. Это значит, что он способен хранить три миллиона часов записи телевизионных шоу, которые без остановки идут в эфире более 300 лет.

20 способов стать умнее
Развитие интеллекта не обязательно должно быть связано с зубрёжкой. Многие техники
не предполагают особых усилий с нашей стороны

1) Больше ходите пешком
30-минутная прогулка пять раз в неделю стимулирует выработку белка BDNF - нейротрофического фактора мозга, который подпитывает создание новых нейронов и синапсов в процессе обучения
2) Бросьте курить
Память курильщиков работает на 15% хуже, чем у тех, кто бросил эту привычку и на 21% слабее, чем у людей, никогда н куривших.
3) Посещайте танцкласс или группу по айкидо
Любая физическая активность, которая повышает сердечный ритм и требует координации движений стимулирует работу мозга.
4) Играйте в компьютерные игры
Интерактивные игры развивают креативное мышление, умение решать несколько задач одновременно, снижают стресс, а приобретённые во время игры навыки (например, умение быстро припарковаться) могут пригодиться и в реальной жизни, т.к. откладываются на подсознательном уровне.
5) Больше спите
Ложитесь спать как можно раньше. Во время сна мозг продолжает обрабатывать воспоминания, перемеая их из кратковременной в долговременную память. Если возможно, спите хотя бы 30 минут днём. Это помогает организму отдохнуть.
6) Научитесь отключать свои гаджеты
Привычка постоянно проверять новости и почту мешает сосредотачиваться на более важных вещах. Загрузите на смартфон программу Freedom, которая блокирует на некоторое время гаджет и позволяет сконцентрироваться на текущих задачах.
7) Освойте технику "метки памяти"
Научитесь ассоциировать понятие или вещь с ярким образом. Умение создавать цепочку таких образов, которые вы размещаете в привычной для вас обстановке (к примеру, мысленно представляя себе дорогу на работу), помогает запоминать совершенно не связанные между собой предметы. Таким образом, вы создаёте оболочку для образов, а затем лишь мысленно передвигаетесь по привычному маршруту.
8) Ешьте йогурт
Йогурт хорош не только для желудка, но и для мозга. Эксперимент на мышах показал: те, кто ел йогурт, были более активны и лучше справлялись с эмоциями.
9) Изучите иностранный язык
Это заставит работать переднюю часть головного мозга, которая влияет на процесс принятия решений и отвечает за эмоции.
10) Ешьте чёрный шоколад
Флавоноиды, которые содержатся в чёрном шоколаде, благотворно влияют на мозг. еще один источник флавоноидов - красное вино.
11) Научитесь вязать
Помимо тёплых вещей, которыми вы себя обеспечите, вы также сможете улучшить моторику, которая влияет на когнитивные способности
12) Установите программу SuperMemo
Она поможет вам расположить в специальном каталоге новую информацию и напомнит вам просмотреть её перед тем, как вы будете готовы её забыть
13) Посмотрите спектакль по пьесе Шекспира
Исследования доказали, что умение читать шекспировские тексты развивает мозг намного лучше, чем чтение современных текстов. Возможно, этому способствует концентрация внимания на диалогах в пьесах, понять витиеватость которых не так просто
14) Пейте много воды
Обезвоживание организма истощает его, мозг - не исключение, его активность в этот момент падает
15) Научитесь играть на музыкальном инструменте
Учёные доказали, что у музыкантов ясность мышления сохраняется даже в преклонном возрасте. Игра на музыкальном инструменте развивает моторику и слух, умение концентрироваться и отключаться от внешнего мира. Что, в некотором смысле, похоже на медитацию
16) Больше пишите
Сканирование мозга человека во время письма свидетельствует о том, что в этот момент активизируется большая его часть, чем во время привычного сегодня набора текста на клавиатуре. В этот момент также начинает работать кинестика - вы лучше запоминаете то, что записали.
17) Используйте тайм-менеджмент
Научитесь делать перерыв после каждых 25 минут активности. Частый короткий отдых пмогает активизировать умственную деятельность
18) Научитесь играть в шахматы
Эта игра как никакая другая развивает логику и умение планировать несколько сценариев развития ситуации
19) Станьте экспертом в какой-то области
Это поможет вам не только поверить в себя, но и активизирует зону мозга, которая отвечает за состояние счастья.
20) Выкладывайте рецензии в интернет
Сегодня критиком может стать каждый. Рецензирование помогает определять, нравится вам что-то или нет, а значит, усиливает ваши эмоции. Изложение собственного мнения также помогает определить, что именно вы думаете по тому или иному поводу

Яна Седова, Фокус

15
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.