Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Спецтемы
Красивая странаРейтинги фокуса

Заряжай и езжай. Далеко ли уедешь на электромобиле

Заряжай и езжай. Далеко ли уедешь на электромобиле
Электромобилей на украинских дорогах с каждым годом всё больше. Власти уже думают о создании сети заправок для них и планируют запустить такси на электротяге
000

Летом после очередного подорожания бензина киевлянин Вячеслав Полтавец задумался об экономии. «Мне приходится много ездить, и новые цены на топливо существенно ударили по карману», — жалуется он. Поначалу Полтавец планировал перевести машину с бензина на газ, но расчёты показали, что экономия не существенна. Как-то на одном из автофорумов он наткнулся на обсуждение электромобилей. А поскольку по специальности Вячеслав — инженер-энергетик, он без труда просчитал стоимость такого переоборудования. Вложив один раз около $6000, теперь на каждых 100 км пути он экономит более 90 грн. «За такой отрезок дороги электромобиль «съедает» всего лишь от трёх до пяти гривен в зависимости от времени года и скорости движения», — хвастается Полтавец. Единственный недостаток, по его мнению, заключается в ограниченной дальности поездки — заряда аккумулятора хватает всего на 160 км.

Мировой хит экологически чистых и экономичных электромобилей, или как их называют в Европе — ситикары, добрался в Украину. Если три года назад число таких машин в нашей стране исчислялось десятками, то сегодня, по данным Департамента ГАИ МВД, их уже более 200. Из них 92 были зарегистрированы в этом году и 74 в прошлом. «В список входят как электромобили, так и гибриды, совмещающие электротягу с двигателями внутреннего сгорания», — объясняет руководитель пресс-службы ГАИ Александр Зубенко. По его словам, популярность машин с электроприводом медленно, но уверенно возрастает. И только отсутствие соответствующей инфраструктуры тормозит этот процесс. Месяц назад в Киеве была открыта первая в Украине заправка для электромобилей. За счёт регулируемого напряжения до 500 вольт и мощности до 50 кВт процесс подзарядки занимает около 20 минут. Тогда как от бытовой розетки с напряжением 220 вольт ситикары «заправляются» по 6–8 часов.


На короткие дистанции. По мнению бизнесмена Арсения Абдураимова, электромобили идеально подходят для поездок по городу и в пригород

Электрозаправки вместо трамвайных депо
Бизнесмен Арсений Абдураимов плавно нажимает на педаль газа и за 12 секунд его ситикар разгоняется до 100 км/час. В салоне слышится лёгкий гул, похожий на тот, что издаёт троллейбус во время движения. В транспортном потоке автомобиль внешне ничем не отличается от других. И только присмотревшись можно понять, что у машины отсутствует выхлопная труба. «Наверное, поэтому многие думают, что в Украине практически нет электромобилей — люди попросту их не замечают», — считает Абдураимов.

Между тем в Киеве, по информации столичного управления ГАИ, зарегистрировано уже 12 электромобилей. Причём восемь из них поставили на учёт в этом году, а четыре в прошлом. В ожидании роста популярности ситикаров Абдураимов открыл автосалон китайской марки Bio Auto, специализирующийся на продаже машин с электроприводом. «До мая этого года мы их тестировали. Когда же испытания успешно завершились, завезли пробную партию электромобилей — 50 штук», — рассказывает предприниматель. Только за последние несколько месяцев были проданы 22 ситикара. Абдураимов уверен: если бы такие машины можно было заправлять на каждом углу, их раскупали бы не хуже бензиновых.

Бизнесмен разработал и предложил городским властям бизнес-план по строительству сети зарядных станций для электромобилей на базе трамвайных и троллейбусных электродепо. «Городу приходится отказываться от энергозатратных троллейбусов и трамваев, — отмечает Абдураимов. — Мой же проект даёт новую жизнь предприятиям и трудоустраивает их работников». По подсчётам Института термодинамики, за счёт реорганизации депо в Киеве можно создать более десяти зарядных станций. Каждая из них сможет обслуживать пять машин одновременно. Этого должно хватить, чтобы обеспечить зарядом все городские электромобили. Когда заправки будут построены, бизнесмен планирует создать на их базе городскую службу электротакси. Предположительно в парке будет около 200 машин, а стоимость проезда снизится минимум вдвое. Вложив в проект $4,4 млн, Абдураимов надеется окупить его за 1,5 года. «Рентабельность составит 88%», — убеждён предприниматель». А поскольку автомобили, заряжаясь, будут простаивать на «заправках» минимум двадцать минут, то рядом логично построить кафе и развлекательные центры, что принесёт дополнительную прибыль, мечтает предприниматель. «После успешной реализации такого проекта в столице его позаимствуют и другие города Украины», — не сомневается Абдураимов.


Вставьте в розетку. Подзарядить аккумулятор электромобиля можно и от обычной сети, но это долго

В киевской администрации подтвердили, что переговоры с инвесторами о реализации подобных проектов ведутся. «Построение сети зарядных станций мы рассматриваем как ближайшую перспективу, — говорит начальник главного управления транспорта КГГА Евгений Водовозов. — Это даст толчок развитию транспорта на электротяге». В частности, Водовозов отметил, что уже до конца этого года начнутся испытания электробусов, для которых, в отличие от троллейбусов, не нужно прокладывать контактные сети. А вот создание электротакси, по его словам, возможно только, если найдутся инвесторы, готовые вложить в это деньги.

На цепи у розетки
29-летний создатель клуба любителей электромобилей Александр Бруй из Винницы уже много лет занимается переоборудованием бензиновых машин на электротягу. В 2009 году он и сам пересел на электромобиль. От заводской сборки в ней только кузов — всё остальное Бруй собрал по частям своими руками. «У меня в шестидесяти километрах от города пасека — одного заряда аккумулятора хватает, чтобы съездить туда и вернуться обратно», — рассказывает он. Свою машину автомобилист заряжает от обычной розетки, которую вывел из квартиры и спрятал в металлический щиток на стене дома. «Стараюсь это делать только ночью — для сглаживания ночных пиков выработки электроэнергии, — говорит Бруй. — Мощность, потребляемая при этом авто, не превышает ту, которую за то же время «съедает», к примеру, электрочайник».

Бруй не раз обращался на Запорожский автозавод с предложением производить ситикары. Автогигант поставлял бы кузова, а он начинял бы их электрооборудованием. Однако руководство предприятия не заинтересовалось его предложением. «Нашим производителям проще заниматься куплей-продажей, чем развивать свои инновации», — возмущается Бруй. Ожидая ответа автогигантов, он не сидит сложа руки, а покупает подержанные кузова бензиновых машин и переоборудует их в электромобили. «За последнее время я изготовил уже три ситикара, — хвастается электромобилист. — А при поддержке завода смог бы наладить серийное производство».

Чтобы уеличить изображение, нажмите здесь

Но не только силами энтузиастов развивается отечественный потребительский рынок электромашин. В прошлом году в серийную продажу поступили четыре модели китайских ситикара Bio Auto стоимостью от 124 000 до 194 000 грн. В экономном режиме на одной зарядке такая машина может проехать от 110 до 150 км. Средняя стоимость одного полного цикла зарядки составляет 3–5 грн. (эквивалентно заправке автомобиля топливом на 100–120 грн.). В 2010 году ЗАО «ЗАЗ» представило опытный фургон Lanos-Электро. По заверениям конструкторов, заряд аккумуляторов рассчитан на 100 км. Стоимость экологически чистого автомобиля составляет 260 тыс. грн. Однако в свободную продажу эта машина пока не поступила. Зато свободно купить можно электромобили японской Mitsubishi IMF и китайской BYD.

Тем временем в октябре этого года на львовском заводе «Электрон» представили первый отечественный многофункциональный автомобиль, в котором предусмотрена установка нескольких типов двигателей. Пока это классические бензиновые, дизельные или комбинированные «бензин — газ». Но уже в ближайшей перспективе планируется установка на автомобиль электродвигателей, работающих от аккумуляторов на основе конденсаторных батарей сверхвысокой ёмкости. «Это разработка Национального университета «Львовская политехника», защищённая патентом, — не без гордости говорит глава правления ПАТ «Концерн-Электрон» Юрий Бубес. — Новые батареи могут использоваться как полностью автономный источник энергопитания».

Бизнесмен Арсений Абдураимов уверен: уже к 2020 году доля ситикаров на рынке составит не менее 10% всех транспортных средств. Ведь помимо дешевизны и отсутствия вредных выбросов эти машины намного надёжнее бензиновых и дизельных автомобилей. В отличие от них, электромобиль состоит из автономных узлов, каждый из которых можно быстро и легко заменить. «Это намного проще, чем, скажем, в бензиновой машине снять головку цилиндра и поменять сальники клапанов», — приводит пример Александр Бруй. Он также надеется, что зарядные станции уже в ближайшее время перестанут быть экзотикой и появятся на украинских дорогах в таком же количестве, как и топливные заправки. «Тогда я смогу ездить не только на пасеку, но и на море», — мечтает Бруй. Для реализации такого проекта нужно немного: мощная электросеть, желание и деньги. Тогда ситикары наконец смогут сорваться с электрической привязи и рвануть в дорогу.

Сергей Одаренко, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.