Приключения электроники: Как работают украинские сервисы крупнейших IT-компаний

Ломается все. И смартфоны не исключение. Поэтому сервисное обслуживание как гарантийное, так и не гарантийное, является визитной карточкой производителя в не меньшей степени, чем технические характеристики устройства. Фокус.ua разобрался, как обстоят дела с сервисом крупных IT-компаний на примере смартфонов

Related video

Предыстория появления статьи выглядит забавно. Примерно полгода назад у автора поломалась клавиатура в ноутбуке одного довольно престижного, но редкого в Украине бренда.

Попытка заменить клавиатуру через официальные каналы обернулась впустую потраченными нервами и нулевым результатом. В одном из сервисов клавиатуру заказали со "склада в Европе", но она так и не "доехала". В другом автора огорошили сумасшедшей цифрой в 700 грн. и не менее сумасшедшими сроками замены – около 60 дней. В итоге, вооружившись Googleи, автор заказал клавиатуру на одном из гонконгских сайтов. Через четыре дня клавиатура уже была в Киеве. Заменить ее оказалось делом пяти минут. А цена вопроса составила примерно 400 грн.

Так родилась идея материала, который на практике проверил бы, насколько хорошо работают сервисы других компаний. Понятно, что охватить сразу все сегменты IT-индустрии было бы чересчур сложной задачей. Да и где взять столько поломанных устройств разных производителей, причем с однотипными поломками, чтобы условное "соревнование" между сервисами было максимально честным?

В конечном итоге, по воле случая в наших руках оказалось несколько смартфонов с разбитыми экранами и мы решили использовать этот повод для материала о сервисах производителей смартфонов.

Это самый модный нынче вид гаджетов. Их рекламой завешаны все крупные города. На каждом шагу потенциальным покупателям обещают, как изменится их жизнь после покупки одного из этих чудес техники, по стоимости равного порой двум среднестатистическим зарплатам рядового украинца.

В нашем распоряжении были "битые" Apple iPhone 5, Samsung Galaxy S4 и HTC One – три флагманских смартфона этого года. Компанию им составили два недорогих китайских смартфона на Android, которые позиционируются как "разумная альтернатива" дорогим "игрушкам" от топовых производителей. Мы специально купили в одном из известных киевских интернет-магазинов смартфоны Fly IQ445 и Prestigio MultiPhone 4055 Duo.

Итак, моделируем ситуацию. Вы купили новенький смартфон. И случайно разбили экран. Если вы не "гик", то телефон у вас один, а значит, вы остались без связи, контактов в телефонной книге и т.д. Обидно. Хорошо бы починить телефон как можно скорее. Например, за день-два.

Случай не гарантийный, значит, ремонт за "живые" деньги. Посмотрим, кто из производителей демонстрирует больше всего лояльности к потребителю.

С ростом популярности и продаж iPhone, компания была вынуждена изменить политику. Отныне некоторые простые ремонты выполняются в магазинах.

Украинским покупателям такое счастье не светит. В Украине нет ни одного Apple Store. Хотя есть немало магазинов с переменным успехом их имитирующих.

Однако в плане ремонта поломанного или разбитого iPhone вам с ними, скорее всего, не придется сталкиваться. Ибо ремонт iPhone в Киеве большой проблемой не является. Контор, которые предлагают его "быстро и качественно" починить просто море. И представьте себе, многие действительно делают быстро и качественно.

Видимо, сказывается популярность iPhone среди состоятельных клиентов, которые ждать не любят.

Владимир, мастер одного из таких сервисов (раскрученный сайт и небольшое помещение в подвале на одной из центральных улиц Киева), говорит, что скорость работы тут – самое главное.

"В среднем раз в день-два приезжает какая-нибудь расфуфыренная девица, паркует свой Audi вторым рядом, так что пробка на полгорода, и требует ну просто немедленно починить ее утопленный в ванной iPhone", – рассказывает Владимир.

Его откровенно потешает безграмотность таких клиентов. Они не синхронизируют iPhone с компьютером или облачными сервисами, не имеют резервных копий своих фотографий и контактов. Разбитый смартфон обычно пугает их именно потерей данных, а не угрозой покупки нового.

В общем и целом, в таких сервисных центрах чаще гостит состоятельная публика. И цены на ремонт откровенно "кусаются".

Мы обзвонили ряд таких сервисов. Вопрос звучал просто: "Разбился экран в iPhone 5, сколько будет стоить ремонт и сколько займет по времени".

Ответы были весьма похожими – в течение дня, один день работы. В некоторых случаях, два. Стоимость озвучивали в пределах 2500 – 2800 грн. Сервисы, в которых обещали цену ниже, не внушали доверия. В конечном итоге, небольшой сервис на оживленной улице в центре (рядом две станции метро, многие пользователи выбирают его потому, что удобно добираться) приглянулся больше всего. 2800 грн и через несколько часов наш iPhone снова заработал, как новенький.

Дорого, но качественно. Придраться в общем-то не к чему. Главное – избегайте откровенно подпольных сервисов и не внушающих доверия контор, выбирайте сервис с максимально приличным офисом и хорошей репутацией – это легко проверить, потратив 10-15 минут на поиск в интернете и чтение форумов.

Сервисных центров в столице несколько, но мы решили проверить работу самого престижного, который год назад открывался с излишним пафосом, мол, так должен выглядеть настоящий сервис ведущего производителя.

Вот мы и решили проверить, как он выглядит на самом деле. Для начала позвонили по указанному на сайте телефону и на втором гудке девушка-оператор, посочувствовав нашей трагедии, сообщила, что замена экрана в GalaxyS4 обойдется в 2300 грн. И может занять три-четыре дня.

Впрочем, на практике выяснилось, что такой промежуток времени называют скорее для "перестраховки". В реальности, удалось получить работающий аппарат уже через день.

Как позже выяснилось, если бы смартфон был приобретен в брендшопе Samsung, на ремонт была бы 50% скидка. В общем, знал бы прикуп, жил бы в Сочи.

Столкнувшись с сервисом HTC в Украине, мы испытали такие же смешанные чувства. С одной стороны, "цена вопроса" в случае с разбитым экраном HTC One оказалась ниже, чем в случае с iPhone 5и Galaxy S4 – всего 1800 грн. С другой стороны, выяснилось, что экранов попросту нет в наличии. Ждать их нужно около двух-трех недель. Вот уж действительно оперативное решение вопроса.

Поэтому решили выйти из ситуации несколько иначе. Жизнь "гика" значительно проще, чем у рядового гражданина. Старые знакомые с радиорынка вывели на людей, которые за 2200 грн. заменили экран в разбитом смартфоне. На все ушло около трех дней.

В общем, мы ожидали результата на уровне Samsung, а оказалось, что все обстоит примерно, как с iPhone, только хуже. Не имея ценных знакомств в нужных сферах, обычный пользователь, разбивший экран своего смартфона стоимостью около 6000 грн., будет вынужден как минимум полмесяца прохлаждаться в ожидании поступления запчастей в сервисный центр.

Возможно, дело в том, что на дворе лето. Или нам просто не повезло, и наш смартфон разбился как раз, когда запчасти закончились, а новую партию еще не привезли. Но давайте поставим себя на место рядового потребителя, который случайно разбил любимый гаджет. Разве его интересовали бы причины, по которым ремонт так затягивается?

Набрав номер первого из них, мы были озадачены тем фактом, что никто не поднял трубку. Ладно, время послеобеденное, может, отдыхают (в дальнейшем попытки дозвониться показали, что "сиеста" в этом сервисе тянется до конца рабочего дня, да и по утрам там тоже не спешат брать трубку). Ладно, набираем номер следующего сервис-центра по списку. Трубку долго не снимают, затем наконец слышим деловитый женский голос.

Задаем вопрос: "Вы телефоны Prestigio ремонтируете?". Ответ утвердительный, что обнадеживает. Начинаем излагать суть, мол, разбился экран в такой-то модели. Девушка прерывает нас на полуслове: "Сейчас нет запчастей. Позвоните по номеру…" и диктует номер следующего сервисного центра из списка на официальном сайте. Звоним туда. Другая девушка чуть более любезным тоном сходу извещает, что нам надо бы позвонить по другому номеру и диктует тот, по которому мы звонили минутой ранее.

Чехарда продолжается, пока "методом тыка" и перебора всех номеров – тех, что есть на сайте, и тех, которые нам называют, попадаем на мужчину, который проинформировал: "Позвоните часов в пять. Сейчас нет человека… Я не могу сказать, сколько это будет стоить… Наберите попозже".

На часах всего 14:00, а мы собирались проверить, насколько оперативно работает сервис. Случай-то экстренный.

Желания перезванивать, в общем-то, нет. И наверное, не нужно объяснять, почему.

Однако, собрав волю в кулак, все же перезваниваем на следующее утро. Дозваниваемся далеко не с первой попытки. И в конечном итоге, получаем следующий ответ: "Экранов сейчас нет. Надо заказывать. Перезвоните через неделю. Что-то станет ясно".

Уточняющий вопрос о порядке стоимости замены экрана приносит еще менее утешающий ответ. Оказывается, "стоимость запчасти можно узнать только после того, как она поступит". Простому человеку сложно понять, что означает эта витиеватая формулировка.

В третьем тоже после небольшой чехарды ответили, что запчастей на телефоны Fly у них нет. И когда будут, неизвестно. Мол, звоните в другие сервисные центры.

Еще полчаса с трубкой возле уха, и мы оставляем попытки дозвониться до двух других сервисных центров.

Как и в случае, с Prestigio, немного поостыв, продолжили дозвон на следующий день. На этот раз удалось "достучаться" до одного из сервисов, где накануне было глухо как в танке. Это оказывается непросто – веселая музыка в трубке, вежливый женский голос "благодарим за терпение, дождитесь ответа оператора", снова музыка. Наконец, слышен голос живого человека. После изложения сути вопроса узнаем, что в случае, если разбиты и тач-скрин и экран (это как раз наш случай), то стоимость ремонта составляет 510 грн. Однако, экранов нет, и ждать придется как минимум полторы недели. Но если бы все детали были в наличии, то время ремонта могло бы составить не более нескольких часов.

Итоги подведем…
Кто-то может сказать, что описанные выше приключения забавны, но не особо поучительны. Вон сколько людей годами используют телефоны, не имея опыта обращения в сервис вообще. И это, в общем-то, правда.

С другой стороны, достаточно столкнуться с этой проблемой хотя бы раз, и настроение будет испорчено надолго. Коммуникации играют в жизни современного человека огромную роль – остаться без связи и телефонной книги надолго для многих будет серьезной катастрофой.

Поэтому не стоит преуменьшать значение проблемы. Перед тем как покупать приглянувшийся смартфон, постарайтесь побольше узнать о том, где и как вы будете его ремонтировать. На всякий случай.

Алексей Бондарев, Фокус.ua